Применение современных технических средств обучения в преподавательской деятельности
Применение современных технических средств обучения в преподавательской деятельности
Использование ИКТ позволяет на уроке сделать сложную науку математику доступной для развития творческих способностей студента. Это электронные презентации, личный банк по рзделам " Поурочные планы", Внеклассная работа", "Классное руководство"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение современных технических средств обучения в преподавательской деятельности»
Применение современных технических средств обучения в преподавательской деятельности
Преподаватель математики ГБОУ СПО «Кудымкарский лесотехнический техникум»
Л.Г.Дзюба
Декабрь -2016г.
АКТУАЛЬНОСТЬ :
В развития образования выделена основная задача - создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина России. Проблема сегодняшнего дня снижение интереса к математике у большинства детей, и как следствие, уровня ее усвоения. Вместе с тем современный человек без математического образования обойтись не может, т.к. математическое образование – это единственное средство интеллектуального развития; элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире; математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом.
Виды ИКТ, используемые в образовании
По решаемым педагогическим задачам:
-средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
-средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
-вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
-комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
Использование ИКТ - технологий
-Позволяет на уроке сделать сложную науку математику более доступной для развития творческих способностей студентов.
-Система работы с ИКТ в настоящий момент включает:
-электронные презентации по различным темам;
-создание личного банка по разделам: «Поурочные планы» , «Классное руководство» , «Внеклассная работа» по предмету.
«ЗА» и «ПРОТИВ» применения компьютера на уроке математики
ПРОТИВ
Проводное и переносное оборудование;
Отсутствие методики применения;
Нарушение здоровья студента.
ЗА
Повышение мотивации студента;
Концентрация внимания (более 80 % информации воспринимается и запоминается через зрительный анализатор);
Долой мел и тряпку!
Интенсификация урока;
Повсеместная компьютеризация и информатизация;
Возможна индивидуализация обучения;
Скорость и точность сбора информации об усвоении (если речь идет о проверке);
Это очень МОДНО! (при аттестации спросят: «А применяете ли вы?»)
Все компьютерные материалы можно подразделить по категориям:
а) Печатные материалы Сборники задач, печатные материалы, тесты – методическая поддержка для учителя при подготовке к уроку.
б) Компьютерные демонстрации (презентации) Основным достоинством этой технологии является то, что она может органично вписаться в любой урок. Другим немаловажным обстоятельством является то, что она не требует большого числа компьютеров. Достаточно одного компьютера, чтобы начать работать по этой технологии.
в) Компьютерное тестирование В учебном процессе тестирование, в той или иной форме, используется давно. В традиционной форме тестирование – это чрезвычайно трудоемкий процесс. Использование компьютеров делает процесс тестирования настолько технологичным, что это стало неотъемлемым элементом процесса обучения.
г) Программируемые учебные среды Эта компьютерная технология подразумевает диалог обучающийся– компьютер. Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом, изучение учебного материала осуществляет компьютер, который частично выполняет роль учителя.
ПЕЧАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Если ВСЕ материалы хранить в бумажном виде, то количество бумаг вскоре превысит количество полок на стеллажах дома и на работе.
А с помощью компьютера можно выстроить
ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКУЮ
БАЗУ ПЕДАГОГА
Программа Power Pointпозволяет самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к любому уроку или занятию
ТЕСТИРОВАНИЕ
Готовых тестов (тестовых оболочек) достаточно много.
Применение компьютерных тестов (например, тестов Иванова, имитаторы ЕГЭ) в первую очередь нужно рекомендовать студенту для САМОобразования и домашней работы.
Применение тестов в режиме он-лайн на сайте mathege.ru позволяет студентам проверить свои знания в режиме реального времени.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ
Компьютерные наблюдения.
Экспериментальные задачи-исследования.
Расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой.
Лабораторные работы.
Исследовательские задачи.
Компьютерный эксперимент.
Построение графиков.
Все это в мультимедийных программах, охватывающих огромные блоки материала («Открытая математика», «Живая геометрия»). Учебные задания, контроль их выполнения и управление ходом изучение материала осуществляет компьютер
Итак, компьютер может представлять:
Источник учебной информации;
Наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа);
Тренажёр;
Средство диагностики и контроля.
В иды деятельности с использованием компьютера на различных этапах обучения ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
На этом этапе ВОЗМОЖНО и ЖЕЛАТЕЛЬНО использовать компьютерные презентации как наглядное пособие и источник учебной информации;
Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение новых знаний и умений.
Виды деятельности с использованием компьютера на различных этапах обучения ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ .
Тесты;
Дидактические игры;
Диктанты.
В реализации это один из самых простых этапов. И, что немаловажно, можно наблюдать почти сразу положительный педагогический эффект.
Быстрое получение результатов;
Преподаватель в этот момент почти свободен от рутинных операций;
Оперативность.
Виды деятельности с использованием компьютера на различных этапах обучения ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому студенты могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях.
К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю студентам выполнить творческие работы – создание презентаций.
Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности студентов, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказать весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения : плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально.
СОВРЕМЕННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Мультимедийные пособия;
Ресурсы ИНТЕРНЕТ:
Сайты учителей-предметников;
Методические сайты.
Новые мультимедийные курсы по математике
Дополнительные возможности преподавателя МАТЕМАТИКИ:
http// virlib eunnet . net/mif- «МИФ» – журнал по математике, физике и информатике.
http // mschool.kubsu.ru – «Библиотека электронных учебных пособий»
http //comp-scince.hut.ru – Учителям математики и информатики и их любознательным ученикам.
http //math.ournet.md/rukovodstvo.html – виртуальная школа любителей математики.
http//matematika.agava.ru
http // mschool.kubsu.ru/ma/
http //sferica.by.ru/index.html- замечательный сайт о тригонометрии.
http //www.syrtsovasv.narod.ru
http //festival.1 september.ru- фестиваль педагогических идей(уроки учителей математики)
ВЫВОД :
Использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд педагога, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность , повысить мотивацию студента и увеличить эффективность урока.
Доминирующим видом деятельности
в сфере общего развития является
сбор,
накопление,
продуцирование,
обработка,
хранение,
передача и использование информации,
осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники
Основные современные носители информации
По сети Интернет
Образовательные учреждения
Бумажные носители
CD -диски
Вспомогательные средства:
Кино- и фото-пленка,
Пластинка для фоно записи,
Пленка для графопроектора
Видео и аудио кассеты
Дискеты
Источники педагогической информации
20
МУЛЬТИМЕДИА - это синтез компьютерных технологий для объединения в компьютере звука, информации, неподвижных и движущихся изображений.
Обеспечивает хранение огромных объемов информации, произвольный интерактивный доступ к ее элементам и воспроизведение на экране компьютера видеосюжетов со звуковым сопровождением.
MULTIMEDIA-комплексное представление информации, мультимедийная система (буквально - множество носителей)
20
Presentation
латинское - представление, предъявление
Мультимедийные презентации - самый современный и универсальный способ организации и демонстрации деловой информации.
Буклеты и прочая бумажная продукция остались в прошлом. Им на смену пришли мультимедийные презентации - красочные интерактивные шоу, интегрирующие в себе фотографии и тексты, анимацию и видео, музыкальное сопровождение и дикторский текст .
20
Видео- и аудиоматериалы, компьютерная графика и анимация, тексты, таблицы и фотографии, - все, что может наилучшим способом рассказать и показать
Пользователь сможет путешествовать по виртуальным разделам, читать подробную информацию, смотреть документы, фотографии и другую полезную и интересную информацию, слушая при этом приятную музыку
23
При помощи программы POWER POINT могут быть созданы
- ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КАКОГО-ТО ДОКУМЕНТА, КОТОРОЕ МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ
-ПРОЕКТЫ
-ПРОГРАММЫ
-КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-ПОСОБИЯ
- ПРЕДМЕТ НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
23
Компьютерные слайд фильмы могут быть использованы для
самообразования,
при чтении лекций, подготовке и проведении деловых игр, решении задач и т.п.
создания самостоятельного фрагмента занятия на повторение или контроль,
Показа графиков, диаграмм чертежей,
моделей многогранников,
разработки и создании рефератов,
25
25
Методы обучения
Телефонное обучение является очень удобным
для начала дистанционного обучения. (например, селекторная связь).
В обучении этого типа письменный материал
легко передается факсом .
Телефонное обучение наиболее успешно, если используются интерактивные дискуссии.
Методы обучения
Персональные компьютеры можно использовать в телезанятиях с применением электронной почты. Этот метод телеобучения позволяет передать информацию независимо от места нахождения участников занятия и времени его проведения
27
Методы обучения
В аудиографическом обучении используется персональный компьютер.
С помощью переферийных устройств, например, сканера можно выводить на экран документы.
Методы обучения
Подключенная к компьютеру камера компенсирует отсутствие зрительного контакта посредством передачи изображения участников.
Усвоение предъявленной информации
15%
УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
25%
ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
65%
АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Степень сохранности информации в памяти
100%
100%
100%
85%
ЧЕРЕЗ 3 ЧАСА ЧЕРЕЗ 3 ЧАСА
70%
72%
50%
ЧЕРЕЗ 3 ДНЯ ЧЕРЕЗ 3 ДНЯ
20%
10%
Аудиовизуальное восприятие
Визуальное восприятие
Устное изложение
Развитие творческого и интеллектуального потенциала студентов невозможно без формирования ИКТ- компетентности преподавателей
Компетентность– владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
В педагогической науке различают компетентность:
профессиональную;
психологическую;
технологическую;
коммуникативную и др.
Широкое распространение в педагогической среде получил термин ИКТ-компетентность в связи со стремительным развитием источников информации. Умение выбирать и использовать источники информации, воспринимать и оценивать её качество, проявлять избирательность , эффективно использовать для решения конкретных задач – все это требует у педагогов компетентности особого типа – ИКТ-компетентности.
Компетенции педагога в сфере ИКТ:
Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и электронных изданий, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность.
Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
Владение приемами организации личного информационного пространства, приемами выполнения файловых операций.
Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.).
Владение простейшими приемами подготовки графических материалов, приемами вывода изображений на печать, записи на CD.
7 . Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: приемами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, ее получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; приемами работы с электронной почтой .
8. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
Заключение:
Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования повышает эффективность образовательного процесса; психологически облегчает процесс усвоения материала; органично дополняет традиционные формы работы, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого студента и эффективную организацию его познавательной деятельности.
Ресурсы: 1. Образование: вчера, сегодня, завтра.http://odt.orb.ru/orenik/index.php2. Педсовет.orghttp://pedsovet.org3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994. 4.Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с. 5. http://www.ido.rudn.ru