Технологическая культура педагога как фактор эффективности качества результата образования
Технологическая культура педагога как фактор эффективности качества результата образования
Технологическая культура педагога как фактор эффективности качества результата образования
…основная линия в развитии ребенка -
это формирование потенциальных способностей,
а не расширение его информированности…
Глен Доман
Современный мир, насыщенный медиаресурсами, диктует свой особый, иногда весьма жесткий ритм всей нашей жизни. Этот ритм, зачастую, заменяет человеческое общение коммуникацией - передачей информации.
Определяющей тенденцией современного образования является интеграция наук, системный подход к изучению мира, основанный на использовании новейших технических средств и информационных технологий. Сегодня в учебном процессе активно используются новые технологии обучения: информационные - использующие компьютер в качестве средства обучения, мультимедийные - при которых компьютер является вспомогательным инструментом, медийные - предполагающие привлечение аудио и визуальных средств. Использование таких технологий - необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности.
Виртуальный мир близок и интересен современному школьнику, поэтому работа над созданием слайд - фильма, презентации выполняется с желанием, большой заинтересованностью и способствует актуализации знаний, расширению культурного пространства ученика. Кроме того, творческие задания с использованием информационно-коммуникативных технологий помогают развитию многих общеучебных навыков: отбора материала в соответствии с темой и целью, сравнительно-сопоставительного анализа, группировки материала, публичной презентации результата работы. Разработка собственных учебных медиаматериалов дает дополнительную возможность учащимся активно добывать знания, мобильно использовать полученные ранее навыки из разных сфер деятельности, реализовывать свой творческий потенциал.
Одна из форм моей работы в этом направлении - проектная деятельность по созданию предметных и межпредметных медиаматериалов: презентаций, видеофильмов и видеофрагментов. Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.
Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео - и аудиотехнику, Интернет.
Медиаресурсы, несомненно, предлагают множество интереснейшего материала, который может использовать при подготовке к уроку и учитель, и ученик. Это дает одновременно огромные возможности, но и создает определенные сложности: главная из которых, на мой взгляд, - выбрать необходимый объем материала и грамотно скомпоновать его для проведения урока.
К сожалению, учителя часто забывают о том, что предметы искусства - это не знаниевые предметы, а развивающие. Знания, умения, навыки - это средство, а не цель занятий на уроках по искусству. Целью же является духовное развитие личности ученика.
Общение с произведением искусства не терпит суеты. Это общение должно происходить в определенной эмоциональной атмосфере, которая переносит учеников на уроке МХК в «мир красоты искусства». На уроке учитель дает ученику не столько «сумму определенных знаний», сколько заставляет «почувствовать» произведение искусства, «проникая в определенную культурную эпоху, ее настроение». Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения. Поэтому учитель должен помочь ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Для саморазвития ученика, наверное, самое главное - развитие внутреннего мира, чувств и эмоций. Чрезвычайно важно воздействие искусства на неосознанные пласты человеческой психики, на подсознание и надсознание. При этом оно (искусство) незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру.
Исходя из целевой направленности предметов искусства, следует то, что
педагогу необходимо разумно, методически грамотно применять компьютерные средства обучения на своих занятиях и не забывать, что, на уроках МХК достаточно много времени уделяется и музыке как виду искусства. А значит, должна звучать, прежде всего, «живая» музыка, а не разговоры о ней (причем, разговоры далеко не о чувствах, рожденных в процессе слушания и исполнения).
В настоящее время остро встает проблема реализации идей развивающего обучения в школе и на уроках искусства, в частности, компьютер, который использует учитель в подготовке к уроку и его проведении, должен помогать в реализации, прежде всего, методов не словесно-информативных, а активно-творческих, вытекающих из природы самого искусства.
Наступившая эпоха характеризуется ростом объема информации и коммуникативных связей, что, как следствие, порождает фрагментарность восприятия мира. При правильном методическом подходе к преподаванию предметов искусства у учащихся должна сформироваться целостная картина мира, а не ее фрагменты. В этой связи важно, чтобы информация, которую учитель использует в электронной презентации, была подчинена художественно-педагогической и нравственной идее урока, а не идее накопления знаний из той или иной области искусства.
Компьютер является универсальным техническим средством обучения, уникальным помощником учителя, универсальным средством наглядности и хранителем бесценного преподавательского опыта.
В результате работы с ПК, я сформулировала для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
1. программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео - аудиофрагменты и т.д.)
В итоге, как оказалось, этим требованиям соответствует не готовый продукт, а программа создания презентаций. В отличие от традиционных видов наглядности,
урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока.
Мировая художественная культура - явление бесконечно разнообразное и сложное.
Задача педагога: относиться к искусству как к важному средству раскрытия духовного, творческого потенциала личности, стимулировать ее всестороннее развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая культура педагога как фактор эффективности качества результата образования »
Павлова Т.Г., учитель МХК,
МАОУ СОШ № 20
г. Первоуральск
Технологическая культура педагога как фактор эффективности качества результата образования
…основная линия в развитии ребенка -
это формирование потенциальных способностей,
а не расширение его информированности…
Глен Доман
Современный мир, насыщенный медиаресурсами, диктует свой особый, иногда весьма жесткий ритм всей нашей жизни. Этот ритм, зачастую, заменяет человеческое общение коммуникацией - передачей информации.
Определяющей тенденцией современного образования является интеграция наук, системный подход к изучению мира, основанный на использовании новейших технических средств и информационных технологий. Сегодня в учебном процессе активно используются новые технологии обучения: информационные - использующие компьютер в качестве средства обучения, мультимедийные - при которых компьютер является вспомогательным инструментом, медийные - предполагающие привлечение аудио и визуальных средств. Использование таких технологий - необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности.
Виртуальный мир близок и интересен современному школьнику, поэтому работа над созданием слайд - фильма, презентации выполняется с желанием, большой заинтересованностью и способствует актуализации знаний, расширению культурного пространства ученика. Кроме того, творческие задания с использованием информационно-коммуникативных технологий помогают развитию многих общеучебных навыков: отбора материала в соответствии с темой и целью, сравнительно-сопоставительного анализа, группировки материала, публичной презентации результата работы. Разработка собственных учебных медиаматериалов дает дополнительную возможность учащимся активно добывать знания, мобильно использовать полученные ранее навыки из разных сфер деятельности, реализовывать свой творческий потенциал.
Одна из форм моей работы в этом направлении - проектная деятельность по созданию предметных и межпредметных медиаматериалов: презентаций, видеофильмов и видеофрагментов. Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве.
Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео - и аудиотехнику, Интернет.
Медиаресурсы, несомненно, предлагают множество интереснейшего материала, который может использовать при подготовке к уроку и учитель, и ученик. Это дает одновременно огромные возможности, но и создает определенные сложности: главная из которых, на мой взгляд, - выбрать необходимый объем материала и грамотно скомпоновать его для проведения урока.
К сожалению, учителя часто забывают о том, что предметы искусства - это не знаниевые предметы, а развивающие. Знания, умения, навыки - это средство, а не цель занятий на уроках по искусству. Целью же является духовное развитие личности ученика.
Общение с произведением искусства не терпит суеты. Это общение должно происходить в определенной эмоциональной атмосфере, которая переносит учеников на уроке МХК в «мир красоты искусства». На уроке учитель дает ученику не столько «сумму определенных знаний», сколько заставляет «почувствовать» произведение искусства, «проникая в определенную культурную эпоху, ее настроение». Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения. Поэтому учитель должен помочь ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Для саморазвития ученика, наверное, самое главное - развитие внутреннего мира, чувств и эмоций. Чрезвычайно важно воздействие искусства на неосознанные пласты человеческой психики, на подсознание и надсознание. При этом оно (искусство) незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру.
Исходя из целевой направленности предметов искусства, следует то, что
педагогу необходимо разумно, методически грамотно применять компьютерные средства обучения на своих занятиях и не забывать, что, на уроках МХК достаточно много времени уделяется и музыке как виду искусства. А значит, должна звучать, прежде всего, «живая» музыка, а не разговоры о ней (причем, разговоры далеко не о чувствах, рожденных в процессе слушания и исполнения).
В настоящее время остро встает проблема реализации идей развивающего обучения в школе и на уроках искусства, в частности, компьютер, который использует учитель в подготовке к уроку и его проведении, должен помогать в реализации, прежде всего, методов не словесно-информативных, а активно-творческих, вытекающих из природы самого искусства.
Наступившая эпоха характеризуется ростом объема информации и коммуникативных связей, что, как следствие, порождает фрагментарность восприятия мира. При правильном методическом подходе к преподаванию предметов искусства у учащихся должна сформироваться целостная картина мира, а не ее фрагменты. В этой связи важно, чтобы информация, которую учитель использует в электронной презентации, была подчинена художественно-педагогической и нравственной идее урока, а не идее накопления знаний из той или иной области искусства.
Компьютер является универсальным техническим средством обучения, уникальным помощником учителя, универсальным средством наглядности и хранителем бесценного преподавательского опыта.
В результате работы с ПК, я сформулировала для себя следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
1. программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео - аудиофрагменты и т.д.)
В итоге, как оказалось, этим требованиям соответствует не готовый продукт, а программа создания презентаций. В отличие от традиционных видов наглядности,
урок-презентация позволяет максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока.
Мировая художественная культура - явление бесконечно разнообразное и сложное.
Задача педагога: относиться к искусству как к важному средству раскрытия духовного, творческого потенциала личности, стимулировать ее всестороннее развитие.