kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение производной - 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение пароизводной к исследованию функций.История возникновения производной. Разминка с нахождением производных.Признак возрастания и убывания функций. Задачи по готовым ченртежам, Критические точки. Достаточное условие экстремума функции, исследование функции с помощью производной и построение графикафункций. Схема исследования функций, эскиз графика функций, образец выполнения работы. Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функций, правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«применение производной - 10 класс »

Применение производной к исследованию функций Учитель: Быкова Е.В.

Применение производной к исследованию функций

Учитель: Быкова Е.В.

Понятие «производная»  возникло в XVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики. Иcаак Ньютон Готфрид Вильгельм фон Лейбниц 25 декабря 1642 — 20 марта 1727 1 июля 1646 — 14 ноября 1716,

Понятие «производная» возникло в XVII веке в связи с необходимостью решения ряда задач из физики, механики и математики.

Иcаак Ньютон

Готфрид Вильгельм фон Лейбниц

25 декабря 1642 — 20 марта 1727

1 июля 1646 — 14 ноября 1716,

Используя методы дифференциального исчисления английский астроном, математик Эдмон Галлей ещё в XVII веке предсказал возвращение кометы Галлея. В 1705 году Эдмонд Галлей предсказал, что комета, которую наблюдали в 1531, 1607 и 1682 годах, должна возвратиться в 1758 году (что, увы, было уже после его смерти). Комета действительно возвратилась, как было предсказано, и позже была названа в его честь. Комета Галлея вернется во внутреннюю Солнечную систему в следующий раз в 2061 году.

Используя методы дифференциального исчисления английский астроном, математик Эдмон Галлей ещё в XVII веке предсказал возвращение кометы Галлея.

В 1705 году Эдмонд Галлей предсказал, что комета, которую наблюдали в 1531, 1607 и 1682 годах, должна возвратиться в 1758 году

(что, увы, было уже после его смерти). Комета действительно возвратилась, как было предсказано, и позже была названа в его честь.

Комета Галлея вернется во внутреннюю Солнечную систему в следующий раз в 2061 году.

Разминка Найти производную функции

Разминка

Найти производную функции

Признак возрастания и убывания функции =

Признак возрастания и убывания функции

=

y По характеру изменения графика функции укажите, на каких промежутках производная положительна, на каких отрицательна. Каждая из функций определена на R 1 x 0 1 2 -1 на  на Ответ:

y

По характеру изменения графика функции укажите, на каких промежутках производная положительна, на каких отрицательна. Каждая из функций определена на R

1

x

0

1

2

-1

на

на

Ответ:

По графику производной функции    определите промежутки возрастания и промежутки убывания функции 1  на Ответ: 6

По графику производной функции

определите промежутки возрастания и промежутки убывания функции

1

на

Ответ:

6

На рисунке изображен график дифференцируемой функции y = h(x). Определите знак производной функции на промежутках y 1 3 5 -5 x -2 0 1 2 -1  7

На рисунке изображен график дифференцируемой функции y = h(x). Определите знак производной функции на промежутках

y

1

3

5

-5

x

-2

0

1

2

-1

7

Укажите критические точки функции , используя график производной функции   . при Ответ: 8

Укажите критические точки функции , используя график производной функции .

при

Ответ:

8

Внутренние точки области определения функции, в которых производная  равна нулю или производная  не существует, называются  критическими . у у y=g(x) y=f(x) 1 1 -1 -1 0 0 х х 1 1 -1 -1  Касательная в таких точках графика не существует, а поэтому производная в этих точках не существует .  Касательная в таких точках графика параллельна оси ОХ , а поэтому производная в этих точках равна 0 ;   9

Внутренние точки области определения функции, в которых производная равна нулю или производная не существует, называются критическими .

у

у

y=g(x)

y=f(x)

1

1

-1

-1

0

0

х

х

1

1

-1

-1

Касательная в таких точках графика не существует, а поэтому производная в этих точках не существует .

Касательная в таких точках графика параллельна оси ОХ , а поэтому производная в этих точках равна 0 ;

9

плавные  линии угловатые  линии критические  точки производная равна нулю производная не существует (стационарные точки) максимума максимума «+» на «-» «+» на «-» точка точка минимума минимума «-» на «+» «-» на «+» точка точка излома перегиба знак знак не меняется не меняется точка точка 9

плавные линии

угловатые линии

критические точки

производная равна нулю

производная не существует

(стационарные точки)

максимума

максимума

«+» на «-»

«+» на «-»

точка

точка

минимума

минимума

«-» на «+»

«-» на «+»

точка

точка

излома

перегиба

знак

знак

не меняется

не меняется

точка

точка

9

Достаточное условие существования экстремума функции : Если при переходе через критическую точку х 0 функции f(x) ее производная меняет знак с «+» на «-», то х 0 – точка максимума функции f(x).  Если при переходе через критическую точку х 0 функции f(x) ее производная меняет знак с «-» на «+», то х 0 – точка минимума функции f(x). 3) Если при переходе через критическую точку х 0 функции f(x) ее производная не меняет знака, то в точке х 0 экстремума нет. 9

Достаточное условие существования экстремума функции :

  • Если при переходе через критическую точку х 0 функции f(x) ее производная меняет знак с «+» на «-», то х 0 – точка максимума функции f(x).
  • Если при переходе через критическую точку х 0 функции f(x) ее производная меняет знак с «-» на «+», то х 0 – точка минимума функции f(x).

3) Если при переходе через критическую точку х 0 функции f(x) ее производная не меняет знака, то в точке х 0 экстремума нет.

9

Исследование функций с помощью производной и построение графиков функций.

Исследование функций с помощью производной и построение графиков функций.

Схема исследования функции Найти область определения функции; Исследовать функцию на четность, нечетность, периодичность; Найти точки пересечения графика функции с осями координат; Исследовать функцию на монотонность, то есть найти промежутки возрастания и убывания функции; Найти точки экстремума и экстремальные значения функции; Построить график функции. 9

Схема исследования функции

  • Найти область определения функции;
  • Исследовать функцию на четность, нечетность, периодичность;
  • Найти точки пересечения графика функции с осями координат;
  • Исследовать функцию на монотонность, то есть найти промежутки возрастания и убывания функции;
  • Найти точки экстремума и экстремальные значения функции;
  • Построить график функции.

9

Построить эскиз графика функции, зная, что y 1 -4 -3 -5 -1 -2 5 4 3 1 2 0 x -1 -2 возрастает возрастает убывает - 4 X -3 + 0 1 - 2 Не существует max -4 + min

Построить эскиз графика функции, зная, что

y

1

-4

-3

-5

-1

-2

5

4

3

1

2

0

x

-1

-2

возрастает

возрастает

убывает

- 4

X

-3

+

0

1

-

2

Не существует

max

-4

+

min

Образец выполнения работы.  Оформление работы учеником . а) ; б) в) критические точки: - ; 1 . г) по результатам исследования составляем таблицу: х  у / (х) + у(х)  0 -3 экстремум –  0 max 1 +  - min у д) строим график функции: 3 х 1 3  -5 -2 -7

Образец выполнения работы.

Оформление работы учеником .

а) ;

б)

в) критические точки: - ; 1 .

г) по результатам исследования составляем таблицу:

х

у / (х)

+

у(х)

0

-3

экстремум

0

max

1

+

-

min

у

д) строим график функции:

3

х

1 3

-5 -2

-7

Задачи на нахождение  наибольшего и наименьшего значений

Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений

Правило нахождения  наибольшего и наименьшего  значений функции f(x) на отрезке [a;b]   Чтобы найти наибольшее и наименьшее значения непрерывной функции f(x) на промежутке [a;b], нужно вычислить её значения f(a) и f(b) на концах данного промежутка  вычислить её значения в критических точках, принадлежащих этому промежутку  выбрать из них наибольшее и наименьшее. Записывают так: max f(x) и min f(x)      [a;b] [a;b]

Правило нахождения наибольшего и наименьшего значений функции f(x) на отрезке [a;b]

Чтобы найти наибольшее и наименьшее значения непрерывной функции f(x) на промежутке [a;b], нужно

  • вычислить её значения f(a) и f(b) на концах данного промежутка
  • вычислить её значения в критических точках, принадлежащих этому промежутку
  • выбрать из них наибольшее и наименьшее.

Записывают так: max f(x) и min f(x)

[a;b] [a;b]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
применение производной - 10 класс

Автор: Быкова Елена Владимировна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Применение производной при решении физических задач "
    ["seo_title"] => string(61) "primienieniie-proizvodnoi-pri-rieshienii-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "157513"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421599295"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной» 10 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "gieomietrichieskii-i-fizichieskii-smysl-proizvodnoi-primienieniie-proizvodnoi-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "102918"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402559278"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Разработка урока по алгебре и началам анализа на тему"Применение производной к решению физических задач"(11 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_alghiebrie_i_nachalam_analiza_na_tiemu_primienieniie_proizvo"
    ["file_id"] => string(6) "453461"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517247435"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Электронны образовательный ресурс по математике «Применение производных к исследованию функций» урок 10 класс"
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-primienieniie-proizvodnykh-k-issliedovaniiu-funktsii-urok-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406534750"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект открытого урока по математике 10 класса "Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы" "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-matiematikie-10-klassa-primienieniie-proizvodnoi-dlia-issliedovaniia-funktsii-na-monotonnost-i-ekstriemumy"
    ["file_id"] => string(6) "124820"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414790423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства