Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта "Экология + Математика"»
Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители должны сообща спасать свой общий дом…
Антуан Мари де Сент-Экзюпери
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА « Математика на службе у экологии »
«Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу» Жак Ив Кусто, французский океанолог
Основные экологические проблемы
Гибель животных.
Вырубка лесов.
Загрязнение воды.
Загрязнение воздуха.
Радиоактивное загрязнение.
Отравление почвы.
Накопление мусора.
Объекты исследования: исследования влияния автомобильного транспорта, бытовых отходов на окружающую среду села; сохранность леса; экономия воды в бытовых условиях.
Предмет исследования: транспорт, бытовые отходы, бумага, вода, почва. Методы исследования: сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации.
Цели исследования : * Выяснить, какой вклад вносит математика в решении экологических проблем. * Показать практическое применение математики в вопросах экологии окружающей среды.
Задачи исследования :
• Подобрать необходимую литературу.
• Отобрать материал для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию.
• Проанализировать и систематизировать полученную информацию.
• Создать электронную презентацию работы для представления собранного материала одноклассникам и населению.
Актуальность и практическая значимость исследования : экологические проблемы приобрели первостепенное значение в мире, и возникла необходимость вовлечения и нас, подрастающего поколения, для их решения.
Гипотеза исследования: благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья. Мы должны научиться отказываться от маленьких удобств во избежание возможных экологических катастроф.
Содержании исследовательской работы :
Введение
Глава 1. Чистый воздух – залог здоровья
Глава 2. Математики предупреждают: «Вода –
основа жизни»
Глава 3 . Почва – наше богатство
Глава 4. «Лесная» математика
Глава 5. Экология на уроках математики
Заключение
Литература
Приложения
Транспорт и окружающая среда Численность мирового парка автомобилей (млн. шт.)
Сегодня в мире 600 млн. автомобилей. Ежегодно выпускается 30 млн. новых автомобилей. Каждый из них выбрасывает на 1000 л топлива 200 кг окиси углерода, 20 кг окисла азота, 25 кг углеводородов, 1 кг сажи. При использовании этилированного (с добавлением свинца) бензина этот высокотоксичный элемент
попадает в выхлопы.
Уровень загрязнённости воздуха от автотранспорта в с. Речица
*Число автомобилей, проезжающих по дороге за 12 часов:
212=24 – легковых машин;
112=12 – грузовых машин.
*Выброс угарного газа составляет:
- для легкового автомобиля – 2 г/км;
- для грузового автомобиля – 10 г/км.
*Сколько угарного газа выделяет один автомобиль, проезжая по этой дороге..
Легковой автомобиль: 2 г/км 1,2 км = 2,4 г/км.
Грузовой автомобиль: 10 г/км 1,2 км = 12 г/км.
*Сколько СО выделяют все автомобили, проезжающие по этой дороге…
2,4 г/км 24 = 57,6 г СО выделяют легковые автомобили;
12 г/км 12 = 144 г СО выделяют грузовые автомобили;
57,6 + 144 = 201,6 г угарного газа выделяют все автомобили за один день.
*Выделение угарного газа…
За неделю: 201,67 = 1411,2 г = 1,4112 кг.
За месяц: 201,630 = 6048 г = 6,048 кг.
За год: 6,048 12 = 72,576 кг.
Предельно допустимая концентрация СО в воздухе : 0,02 мг/л.
Меры защиты воздуха.
озеленение местности проживания населения (растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород);
переход транспорта на экологически чистое топливо;
проводить техосмотр автомобилей два раза в год, сделать более доступным
ремонт автомобилей;
ужесточить санкции по
отношению к нарушителям.
«Вода, у тебя нет вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама – жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.»
В капле воды миллионы лет назад зародиласьжизнь на планете Земля
Человек на 70% состоит из воды.
Без воды человек может прожить всего лишь 3-4 дня (без еды - до 40 суток, без воздуха - несколько минут).
Вода – источник жизни…
Меры по защите, охране и сохранению водных ресурсов:
- сбережение и более эффективное использование (экономия на производстве и в быту);
- предупреждение загрязнения воды и меры по борьбе с загрязнением;
- разработка и применение экологически чистой технологии;
- защита подземных вод;
- защита водных экосистем;
- защита живых ресурсов пресных вод;
- создание водоохранных зон, прилегающих к акваториям;
- контроль и наблюдение за водными ресурсами и водами, в которые сбрасываются отходы;
разработка национальных и международных правовых документов, которые могут
потребоваться для сохранения качества водных ресурсов.
Почва – наше богатство
Накопление мусора, отравление почвы – экологическая проблема. Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.
На каждого жителя российского города приходится ежегодно 100-400 кг мусора. Около 3,5 млрд тонн мусора ежегодно образуется в России. Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5 метров.
Большую часть мусора составляют предметы из пластмассы ( 70%), на втором месте стеклянные и жестяные предметы ( 25%), и на третьем месте деревянные и бумажные отходы (5%)
Какую площадь можно покрыть пакетами из-под чипсов, если в день учащиеся нашей школы выбрасывают 340 г мусора, а в школе обучается 33 человека? Размеры упаковки от чипсов 26 см 40 см, вес упаковки – 106 г.
Решение: 340 г : 33 ученика = 10,3 г мусора на одного ученика за один день.
Площадь одной упаковки из под чипсов =26см · 40 см = 1040 см ².
Площадь четырёх упаковок равна 1040 · 4 = 4160 см ² .
Масса четырёх упаковок мусора – 41 г, 106г : 41г = 2,6.
Площадь упаковок за 4 дня: 4160см ² · 2,6 = 10816 см ² ≈ 1,1 м ² .
Площадь упаковок за 175 учебных дней: 175 дней · 1,1 м ² = 192,5 м ² .
Меры защиты почв
-Санитарная очистка почв.
- Создание безотходных производств.
- Улучшение структуры почв (например, с применением калифорнийских червей).
- Охрана и национальное использование.
- Контроль применения пестицидов в с/х.
- Почвозащитная система земледелия.
- Недопущение загрязнения почвы остатками строительного и бытового мусора, нефтью и нефтепродуктами.
- Контроль и изучение атмосферных осадков.
- Технологическое патрулирование из космоса.
Все учащиеся Речицкой школы приняли активное участие и общими усилиями мы собрали более 550 кг макулатуры.
сколько леса потребуется на изготовления всего тиража учебника алгебры 8 класс?Решение : Размеры одной страницы учебника 15,5 см на 21,5 см, т.е. площадь равна 312 см ² . В учебнике 460 страниц или 230 листов, значит площадь всех страниц учебника равна: 312 · 270 = 84240 см ² = 8,424 м ² . На 1000 м ² нужно вырубить 0,4 га = 2500 деревьев. Значит, на производство одного учебника требуется 8,424 : 4 = 2,106 м ² . На весь тираж в 60000 экземпляров требуется леса примерно 126 га.
Расчёт экономии бумаги учащимися за год :
Наименование школы
Речицкая ООШ
Кол-во
Жуковский
учащихся, чел
Масса
33
Учащиеся Жуковского района
лицей № 1
900
20,655
Количество деревьев, шт
бумаги, кг
1
522
2500
Учащиеся Брянской области
26
1404
121438
70
68310
3484
Основные меры по защите лесов:
- охрана лесов от пожаров и вырубок;
- создание новых насаждений;
- проведение санитарных рубок;
- охрана птиц и млекопитающих, оказывающих санитарное влияние на лес;
- воспитание культуры поведения людей в лесу;
- усиление ответственности за лесонарушения.
Задача . В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, то каково количество оставшихся? В чём состоит основная причина их гибели?
Задача . 97% воды планеты – океан, остальное – пресная вода. 0,75 пресной воды – это ледники. Сколько процентов воды остаётся на озёра, реки, подземные и почвенные воды?
Задача . Весной очистка свалки была закончена за три дня. В первый день очистили 35% всей площади, во второй 33%, а в третьей день остальную. Найдите площадь участка свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый.
Задача . В Африке раньше леса занимали 60% территории, в настоящее время – только 17%. На сколько млн. км сократилась площадь лесов Африки, если её территория 30 млн. км?
Задача . В стране насчитывается 435 видов животных. Из них на грани исчезновения 126 птиц, 21 пресмыкающееся, 8 земноводных, 50 рыб. Сколько процентов животных каждого вида на грани исчезновения? (ответ округлите до целых).
Задача . Ежегодно используемый объем воды в нашей стране 67 км³. 40% из них не соответствует норме питьевой воды. Сколько кубических километров не соответствует нормам питьевой воды?
Задача . 6 млн. км² территории России занимают леса. Ежегодно 69% всей территории погибает от пожаров, происходящих по вине человека. Какая площадь леса погибает по вине человека?
Задача . В стране насчитывается 440 видов цветковых растений. 36% всех растений – на грани исчезновения. Сколько видов цветковых растений на грани исчезновения?
Пути решения проблемы
1. Начнем с себя самих- будем выбрасывать
мусор только в мусорные баки, урны.
2. Чаще будем проводить субботники
по уборке территории.
3. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок.
4. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах поселка.
5. Бережно относиться к учебникам.
6. Собирать макулатуру.
7.Вернуть природе лес, который был срублен для изготовления наших учебников и тетрадей.
8. Экономить воду
Выводы
•Моё предположение о том, что математика напрямую связана с экологией, подтвердилось.
•При изучении экологии возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики.
•Математика позволяет проводить точные измерения, делать расчеты и подтверждать наблюдения.