Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Классическое определение вероятности"»
Презентация к уроку «Классическое определение вероятности»
Ахунова Л. М.
Ответьте на вопросы, выберите номер правильного ответа, запишите эти номера в таблицу.
1. Событие «Из 25 студентов группы двое справляют день рождения 30 февраля» является ____.
достоверное
невозможное
случайное
2. Назовите случайное событие _____.
слово начинается с буквы «ъ»
студенту второго курса 10 лет
бросили две игральные кости: сумма выпавших на них очков равна 8
3. Достоверным является событие __.
два попадания при трех выстрелах
наугад выбранное число, составленное из цифр 1,2,3 без повторений, меньше 400
подкинули монету, и она
упала на «орла»
4. Среди пар событий, найдите несовместные _____.
В сыгранной Катей и Славой партии шахмат, Катя проиграла и Слава проиграл
Наступило лето; на небе ни облачка
При бросании кубика «выпало четное число», «выпало 2 очка»
5. Охарактеризуйте случайное событие: новая электролампа не загорится. Это событие ___.
менее вероятное
равновероятное
более вероятное
6. В колоде карт лежат четыре туза и четыре короля разных мастей. Достают карту наугад. Противоположными являются события _____.
достанут трефового туза
достанут туза любой масти
достанут любую карту, кроме трефового туза.
7. При бросании кубика выпало не больше 5 очков. Количество благоприятных исходов равно _____.
1
5
6
8. Два стрелка делают по одному выстрелу в мишень. Количество исходов двух совместных выстрелов равно _____.
2
3
4
Ответы:
№1
№2
2
3
№3
№4
2
1
№5
1
№6
1,3
№7
№8
2
4
А. Н. Колмогоров (1903 – 1987)
Пьер-Симон Лаплас (1749-1827)
Классическое определение вероятности
ВероятностьюP наступления случайного события называется отношение m/n , где n - число всех равновозможных исходов эксперимента, а m - число всех благоприятных исходов:
P(A)=m/n (1)
ЧИСЛО
Бросаем
ЭКСПЕРИМЕНТ
монетку
Вытягиваем экзаменационный билет
СОБЫТИЕA
ВОЗМОЖ-НЫХ ИСХОДОВ ЭКСПЕРИМЕНТА (n)
Бросаем кубик
ЧИСЛО
Выпал «орел»
ВЕРОЯТНОСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ СОБЫТИЯ
Вытянули
ИСХОДОВ, БЛАГОПРИЯТ-НЫХ ДЛЯ
ЭТОГО
На кубике выпало четное число
P(A)=m/n
билет № 5
СОБЫТИЯ
(m)
1
1/2
2
24
1
1/24
3/6=1/2
6
3
Опишите все возможные исходы опыта, придумайте для них названия, попробуйте их перечислить и убедитесь, что их конечное число.
Обоснуйте равновозможность перечисленных исходов (здесь можно опираться на симметрию объекта, участвующего в опыте; использовать прямые указания в тексте задачи: «случайно», «наугад», «не глядя» и т.д.)
Подсчитайте общее число исходов n.
Опишите благоприятные для события A исходы.
Подсчитайте число благоприятных для события A исходов m .
Вычислите вероятность по формуле P(A)=m/n.
Проверьте, согласуется ли полученная вероятность со «здравым смыслом».
Пример 2. При игре в нарды бросают 2 игральных кубика. Какова вероятность того, что на обоих кубиках выпадут одинаковые числа?
Решение:
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
P(A)=6/36=1/6
11
22
33
44
55
66
Пример 3. Из карточек составили слово «статистика». Какую карточку с буквой вероятнее всего вытащить? Какие события равновероятные?
Решение:
Всего 10 букв.
Буква «с» встречается 2 раза – P(с) = 2/10 = 1/5;
буква «т» встречается 3 раза – P(т) = 3/10;
буква «а» встречается 2 раза – P(а) = 2/10 = 1/5;
буква «и» встречается 2 раза – P(и) = 2/10 = 1/5;
буква «к» встречается 1 раз – P(к) = 1/10.
Пример 4. В классе 20 студентов. Из них 12 юношей, остальные девушки. Известно, что к доске должны быть вызваны два студента. Какова вероятность, что это девушки?
Решение:
Число всех возможных исходов равно количеству способов, которыми можно выбрать двух студентов из 30, т.е. n = C 2 30 = 435 .
Число благоприятных исходов равно m = C218 = 153 .
Тогда P(A) = m/n = 51/145 .
А теперь сформулируем свойства вероятности.
- Чему равна вероятность достоверного (невозможного) события?
- Может ли быть, что вероятность
события равна 2, -1?
Свойства вероятности
Вероятность достоверного события равна 1. P(U) =1 (2)
Вероятность невозможного события равна 0. P(V) =0 (3)
Вероятность события A не меньше нуля,
и не больше единицы.
0 ≤ P(A) ≤ 1 (4)
Домашнее задание:
1. Найти вероятность того, что при двукратном бросании кубика произведение очков
а) кратно 5,
б) кратно 6.
2. Из колоды в 36 карт случайным образом вытаскивают 3 карты. Найти вероятность того, что
а) нет пиковой дамы,
б) есть пиковая дама.
3. Случайно выбрали двузначное число.
Найдите вероятность того, что оно
а) оканчивается 0; б) состоит из одинаковых цифр; в) больше 27 и меньше 46; г) не является квадратом числа.
4. В клетки таблицы 2х2 ставят крестики и нолики. Найдите вероятность того, что
а) будет поставлен ровно один крестик, б) будут поставлены ровно 2 нолика,
в) в левой нижней клетке будет стоять крестик.
5. Эта задача – одна из первых по теории вероятностей – была предложена Галилею одним игроком в кости (Галилей дал правильное решение). Три кости подбрасываются одновременно. Что более вероятно – появление на трёх костях суммы 10 или 9?