Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Рациональные числа" (8 класс)»
« Числа не управляют миром, но они показывают, как управлять им».
( И. Гёте).
Проверка домашнего задания
Quotient
Ratio
Naturalis
Zahl
(-1)7+(-1)8
Для счета предметов используются числа , которые называютсянатуральными.Для обозначения множестванатуральных чисел употребляется букваN-первая буква латинского словаNaturalis,«естественный», «натуральный»
Натуральные числа, числа им противоположные
и число нуль, образуют множествоцелыхчисел,
которое обозначаетсяZ- первой буквой
немецкого словаZahl- «число».
Множество чисел, которое можно представить в виде ,
называется множествомрациональных чисели обозна-
чается-Qпервой буквой французскогословаQuotient
- «отношение».
Тема урока:
Цель урока:
систематизировать знания о
рациональных числах;
познакомиться с историей возникновения рациональных чисел;
выделить общее свойство рациональных чисел.
Натуральныечисла возникли в силу необходимости вестисчетлюбых предметов.
Натуральные числа несут ещё
другую функцию –
характеристика порядкапредметов,
расположенных в ряд .
1 2 34 5 6 78 9 10…
Онатуральном,в смыслеестественном,
ряде чисел говорится во «Введении в арифметику» греческого математика
( неопифагорийца)Никомаха из Геразы.
В современном смысле
понятие и термин
«Натуральное число»
встречается у французского
философа и математикаЖ.Даламбера(1717-1783)
Натуральные числа
1, 2, 3, 4, 5, 6...
n-натуральное
Суммаипроизведениенатуральных
чисел есть числонатуральное.
Дробиестественно возникли при решении
задач о разделе имущества, измерении
земельных участков, исчислении времени.
Дробные числа
Сумма,произведениеичастное
дробных чисел есть числодробное.
1)долиилиединичныедроби,
у которых числитель единица,
знаменателем же может быть
любое целое число;
2) дробисистематические, у которых
числителямимогут бытьлюбыечисла,
знаменателямиже – только числа некоторого
частного вида, например,
степени десятиилишестидесяти;
3)дробиобщеговида, у которых числители и знаменатели могут бытьлюбымичислами.
Десятичные дробивXVвеке
ввел самаркандский ученый
ал - Каши.
Ничего, не зная об открытии ал – Коши,
десятичные дроби открыл второй раз,
приблизительно через 150 лет, после него,
фламандский ученый математик и инженер
Симон Стевинв труде «Децималь» (1585 г).
Понятиеотрицательныхчисел
возникло в практике решенияалгебраических уравнений.
Отрицательные числа трактовались
так же какдолгпри финансовых и
бартерных расчетах.
Отрицательные числа ввели
в математическийобиход
Михаэль Штифель(1487—1567)
в книге «Полная арифметика»(1544),
иНикола Шюке(1445—1500)-
его работа была обнаружена в 1848 году.
Числа,
им противоположные
Натуральные числа
5
6
4
3
2
1
-4
-3
-2
-5
-1
-6
Целые
Целые числа
…-3;-2;-1;0,1, 2, 3,...
m-целое
Сумма, произведениеиразность
целых чисел есть числоцелое.
Целые числа
Дробные числа
58
10
9
-4
0
1
3,2
7,1
0,1
2/7
0,(2)
Рациональные
Рациональные числа
r-рациональное
Сумма,произведение, разностьи
частноерациональных чисел есть
числорациональное.
Отношения между множествами натуральных,
целых и рациональных чисел наглядно демонстрирует
геометрическая иллюстрация –круги Эйлера.
Леонард Эйлержилв России в
серединеXYΙΙΙвека и внес большой вклад
в развитие математики.
Задание 1.
Вычислите значения числовых выражений и изобразите их на диаграмме Эйлера.
Вместо недостающего числа впишите буквук.
а
в
с
d
k
m
Выясните, какие из высказываний
истинные:
ошибся
молодец
молодец
ошибся
ошибся
молодец
и
и
л
и
л
л
молодец
молодец
ошибся
ошибся
ошибся
молодец
л
и
и
и
л
л
ошибся
молодец
ошибся
молодец
молодец
ошибся
л
и
и
л
и
л
Замените данные рациональные числа
десятичными дробями.
Прочитайте дроби:
0,(2) 2) 2,(21) 3) 1,(1)
4) -3,0(3) 5) -0,1(6) 6) 12,45(7)
чисто периодические
смешанные периодические
Пусть х= 0,222…
10х= 2,222…
10х= 2,222…
х=0,222…
10х – х= 2,222…- 0,222
9х= 2
0,222…
Пусть х= 0,4666…
10х= 4,666…
100х= 46,666…
10х=4,666…
100х – 10х= 46,666…- 4,666
90х= 42
0,4666..
Чтобы обратить чисто периодическую дробь
в обыкновенную, нужно вчислителеобыкновенной дроби поставитьчисло,
образованное из цифр,стоящих в периоде,
а взнаменателе– написать цифру9столько раз,
сколько цифр в периоде.
0,(2)=
2
0,(81)=
81
99
9
1 цифра
2 цифры
Чтобы обратить смешанную периодическую дробь
в обыкновенную, нужно вчислителеобыкновенной дроби
поставитьчисло, равноеразностичисла, образованного цифрами, стоящими после запятой доначала второго периода, и числа, образованного из цифр, стоящих после запятой доначала первого периода;
а в знаменателе написать цифру9столько раз, сколькоцифрвпериоде,и со столькиминулями, сколько цифр междузапятойиначалом периода.