Деловая игра - устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов.
Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.
Деловая игра - это творение игрового образа в ходе преодоления добровольно принятых правил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация по математике "Деловая Игра" »
Деловая игра
Зайцева Елена Семеновна –
учитель математики
В современной педагогической литературе предлагается несколько определений, отражающие возможные функции деловой игры:
Деловая игра - это анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени.
Деловая игра - устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов.
Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку. Деловая игра - это творение игрового образа в ходе преодоления добровольно принятых правил.
-
Объединяет все эти формулировки одно правило - игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы существующих схем.
Выделяют следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения:
Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.
Метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления.
Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.
Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.
Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.
Выделяют следующие существенные признаки деловой игры как формы обучения:
имитация в игре реального процесса с помощью модели;
распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;
различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;
наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;
учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;
реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;
использование гибкого масштаба времени;
применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.
характерными чертами деловой игры считают наличие полной модели социально-экономической системы, активное взаимодействие игроков, общей цели у всего игрового коллектива, а также системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников.
деловые игры в школе являются новой формой совершенствования теоретических знаний и практических навыков. Они активизируют учебный процесс, способствуют более качественной подготовке учащихся, прочному закреплению знаний, актуализируют мыслительную деятельность, формируют практические навыки, прививают необходимые деловые качества.
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление, повысить самостоятельность обучающегося, приблизить его к профессиональной деятельности, внести дух творчества в обучение.
Деловая игра – форма моделирования в образовательном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности.
Цель деловой игры – сформировать определенные навыки и умения обучающихся, выработать стиль поведения.
Классификация деловых игр :
В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:
игра - обучение
игра - тренинг
игра - исследование
Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются; каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.
Задачи учителя в подготовке деловой игры:
отобрать необходимые ситуации;
подготовить дидактический материал, карточки-задания для каждого (можно с подсказкой о характере его деятельности);
подобрать группы обучающихся;
поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказывать свою точку зрения;
продумать предполагаемые ответы и реплики;
Условия проведения деловых игр:
проигрывать реальные события;
приводимые факты должны быть интересными, «живыми»;
ситуации должны быть проблемными.
Ожидаемая эффективность деловых игр:
познавательная: в процессе деловой игры обучающиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, функциями своей «должности» на личном примере;
воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;
развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, умение общаться в процессе дискуссии.
Подготовка к уроку в форме деловой игры:
1) Подготовка игры :
обеспечение соответствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников;
проверка пригодности кабинета для проведения деловой игры;
использование адекватных характеру игры способов фиксации ее процесса;
определение способов анализа игрового процесса, оценка действий игроков с помощью системы критериев;
оптимизация требований к участникам;
структурирование игры во времени, обеспечение примерного соблюдения ее временного регламента, продолжительности пауз, завершении этапов и всего процесса игры.
2) Формирование игровой группы.
3) Руководство игрой, контроль ее процесса.
4) Подведение итогов и оценка результатов.
Нельзя отрицать, что деловые игры имеют определённые недостатки .
1.Деловая игра не всегда может преодолеть нежелание ученика включаться в процесс обучения;
2. Для некоторых учащихся групповая работа становится способом ничего не делать;
3. Новые методики разрушают у некоторых детей привычные стереотипы процесса обучения, что приводит к внутреннему дискомфорту;
4. Исключить доминирование мнения какого-то одного ученика, который лидирует в группе, не всегда удаётся;
5. Если преподаватель недостаточно хорошо владеет методиками проведения деловой игры, то урок может превратиться в простую анархию;
6. Чрезмерное увлечение деловой игрой может увести от главной цели урока – получения знаний по определённой теме.
Но достоинств гораздо больше
1.Знания становятся более доступными. Школьник понимает свою успешность и, как следствие – повышение результативности самого процесса обучения;
2. Старшеклассник учится выражать собственное мнение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
3. Школьник учится уважать чужую точку зрения;
4. Ученик строит конструктивные отношения в коллективе, пытается определять в нём своё место, учится избегать конфликтов, вовремя разрешать их, стремится к компромиссам;
5. Игра развивает навыки самостоятельной и творческой работы;
6. Деловые игры помогают снимать повышенную нервную нагрузку учеников, предоставляют возможность чередовать формы работы и переключать внимание на ключевые вопросы темы урока.
Деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.