Деловая игра: «Почему страны торгуют между собой».
Деловая игра: «Почему страны торгуют между собой».
Интегрированный урок. Деловая игра по теме: «Почему страны торгуют между собой». 11 класс. Профиль: социально-экономический. (география, экономика, математика).
Цели урока:
показать учащимся необходимость и целесообразность внешней торговли;
познакомить с главными концепциями теории внешней торговли, политикой протекционизма и её видами, ролью ВТО
Задачи:
1.Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: неравномерное распределение природных ресурсов, абсолютные преимущества; сравнительные преимущества.
2. Развитие навыков анализа и поиска информации, умение выражать и отстаивать свою точку зрения,
3. Развитие навыков создания презентаций, работы в команде, умение участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативной и деятельностной компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра: «Почему страны торгуют между собой». »
Деловая игра:«Почему страны торгуют между собой».
Цели урока:
показать учащимся необходимость и целесообразность внешней торговли;
познакомить с главными концепциями теории внешней торговли, политикой протекционизма и её видами, ролью ВТО
Задачи:
1.Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока: неравномерное распределение природных ресурсов, абсолютные преимущества; сравнительные преимущества.
2. Развитие навыков анализа и поиска информации, умение выражать и отстаивать свою точку зрения,
3. Развитие навыков создания презентаций, работы в команде, умение участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, развитие коммуникативной и деятельностной компетенции.
Раздаточный материал:
каждому учащемуся по одному небольшому, недорогому предмету (ручка, карандаш, ластик, скрепка, калькулятор) в непрозрачном пакете или конверте;
каждому учащемуся по ксерокопии упражнения “Харитоновы и Максимовы»
каждому учащемуся по ксерокопии заданий по видам политики протекционизма; оценочных листов и домашнего задания.
Оборудование: фотографии Смита, Риккардо, инструментальная музыка презентация учителя и детей, мультфильм «Аленький цветочек», рабочие тетради по географии, набор карточек с цифрами « от 2до 4», тексты задачи и рабочие листы для её решения, задания по политике протекционизма и листы с домашним заданием и самооценкой, физическая карта Северной Америки.
Ход урока
В. В. Учитель: Здравствуйте! Мы рады встречи с вами, дорогие ребята и с вами наши уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок, мы постараемся объединить все ваши знания, умения и навыки в трёх взаимосвязанных предметах: экономике, географии и математике для решения одной проблемы. А проведем его мы: ваши учителя географии Виктория Владимировна, учитель экономики Галина Викторовна и учитель математики Любовь Анатольевна. А что это за проблема, попытайтесь определить самостоятельно, посмотрев этот небольшой фрагмент известного мультфильма.
Постановка проблемы:
Просмотр фрагмента мультфильма «Аленький цветочек»
Г.В.-Кто в этом фрагменте мультфильма самый главный?
В.В.-А чем он занимается?
Г.В. -Какие рынки (или как говорили, базары) вы увидели?
В.В. -Какими товарами торговали на русском рынке, какими на восточном?
Г.В.- Ну, а теперь, сделайте вывод, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Ответ: О торговле.
В.В. – Верно, а скажите, пожалуйста, согласны ли вы с утверждением А. Смита?
“Торговля – это инструмент, который либо способствует установлению сотрудничества между странами”… либо становится источником порождения конфликтов между ними”. Свой ответ аргументируйте.
Г.В.- Вы выслушали мнения товарищей, и попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. Молодцы! Действительно, тема нашего урока сегодня называется: «Почему страны торгуют между собой».
В.В.Давайте вспомним знаменитую сказку Льюис Кэрролла «Алиса в стране чудес». Когда Алиса гуляла по Зазеркалью, она встретилась с Чеширским котом и спросила его: «Скажите, пожалуйста, а как отсюда можно выйти. На что кот ответил, а куда вам нужно выйти». Алиса ответила «Мне все равно». «Ну, тогда и все равно куда идти»- ответил кот.
- Как вы думаете, зачем мы вспомнили именно этот фрагмент знаменитой сказки?
Ответ: нам нужна цель.
Г.В.Учитель называет цель урока.
Цели нашего урока:
Мы с вами должны выяснить необходимость и целесообразность внешней торговли, познакомиться с главными концепциями теории внешней торговли, узнать, что такое политика протекционизма, с какими целями было создано ВТО.
В.В.Учитель: Откройте, пожалуйста, рабочие тетради по географии на странице 40-41, где мы выполняли работу о влиянии глобализации на нашу жизнь и вспомните:
- Какие вы сделали выводы по этой работе.
- Определите, какие страны чаще всего встречаются как страны-изготовители (Учитель записывает со слов учащихся на слайды страны – изготовители).
- Поднимите, пожалуйста, руки у кого список товаров возглавляет Россия.
- Замечательно, вы истинные патриоты своей страны и поддерживаете отечественных производителей!
- А кто предпочитает товары, изготовленные в других странах?
- Какие страны возглавляют ваши списки?
Учитель: Хорошо ребята, посмотрите, что у нас получилось. По сформированному списку можно сделать вывод, что Россия не является единственной страной, которая обеспечивает своё население необходимыми товарами.
Вопрос к классу:
-Почему на найденных вами ярлыках так много других стран?
- Неужели эти товары нельзя изготовить в нашей стране?
Предполагаемый ответ: данные товары в нашей стране производить невыгодно, нерационально, т. к. на их производство нужно затратить больше ресурсов, чем в перечисленных странах. Значит, эти товары появились в нашей стране благодаря тому, что Россия торгует с другими странами, ввозя одни товары (импорт), и вывозя другие (экспорт).
Учитель: Международная торговля – древнейший вид экономической деятельности людей. Появился тогда, когда люди научились перемещаться по планете. Деньги возникли гораздо позднее. В начале люди обменивали товар на товар, произведенный в своих странах.
Г.В.Учитель: - перед вами лежат конверты с товарами. Посмотрите, что лежит именно в вашем конверте так, чтобы сосед по парте не увидел. После этого выберите по четырехбалльной шкале соответствующую цифру, которая покажет степень вашей удовлетворенности этим товаром.
Помощники учителя подсчитывают общий балл удовлетворенности товаром в классе и средний балл и выписывают его на слайде.
Учитель: - теперь вам разрешается совершить обмен с вашим соседом по парте (только с ним) и также выбрать по четырехбалльной шкале степень удовлетворенности товаром после обмена.
Помощники учителя подсчитывают общий балл в классе и средний балл и выписывают его на доске.
Учитель: - затем вам разрешается встать со своего места, походить по классу и найти партнера по обмену среди одноклассников. Обмен не обязателен. После этого выберите по четырехбальной шкале соответствующую цифру, которая покажет степень вашей удовлетворенности этим товаром.
Помощники учителя подсчитывают общий балл удовлетворенности в классе и средний балл и выписывают его на доске.
После всех обменов учитель обращает внимание учащихся на доску, где выписаны результаты оценки полезности товаров.
Без обмена
1-й обмен
2-й обмен
32
48
64
2
3
4
Степень удовлетворенности
«4» - высокий
«3»- допустимый
«2»- низкий
Вопрос к классу: почему числа возросли, ведь в конвертах и в классе остались те же предметы?
Предполагаемый ответ: участники обменяли предметы, которые они оценивали ниже, на предметы, которые они оценивали выше. Условия для обмена улучшились, когда появилась возможность обмениваться со всем классом.
Вопрос к классу: почему каждый новый раунд способствовал увеличению как средней, так и общей степени удовлетворения?
Предполагаемый ответ: каждый раунд обмена позволял участникам исследовать новые возможности торговли, что, в свою очередь, увеличивало шансы найти товар (предмет), в еще большей степени способствующий повышению степени удовлетворения участников.
Вопрос к классу:
-Были ли все участники полностью довольны результатами обмена?
Предполагаемый ответ:
- (участник, которому досталась одна скрепка) – с ним никто не хотел меняться из-за низкой ценности товара;
- (участник, которому достался калькулятор) – он сам не хотел ни с кем меняться из-за высокой ценности предмета.
В.В.Учитель:
Люди, участвующие в реальных актах обмена реагируют на новые возможности таким же образом. Мы смоделировали реальную ситуацию, которая происходит не только с людьми, но и со странами.
-И тогда, чем станут предметы в конвертах? Без чего невозможно развитие экономики страны?
Ответ: они становятся (ресурсами) у стран.
- А все ли страны в равной мере обеспечены природными ресурсами?
-Какой принцип торговли здесь сработал?
На слайде вывешивается первое условие международной торговли
1. Неравномерность распределения природных ресурсов.
Для каких стран это положение будет приносить большую прибыль?
Ответ: Это будет наиболее выгодно для стран с большой территорией, ведь у них более разнообразны природные ресурсы. Например, США, Россия, Канада, Бразилия, Китай, Индия, Австралия.
Учитель: Давайте проанализируем по этому показателю две страны из этого списка. Пожалуйста, вспомните, какими природными ресурсами обладают США и Канада, ведь эти страны находятся на одном материке и граничат друг с другом, значит, у них должны быть примерно одинаковые условия.
Ответ учащихся Насти и Алексея
Учитель: Понятие ресурсы очень широкое. Это и природные богатства, и человеческие ресурсы и научно-производственный потенциал, и природные условия страны. В каждой стране существуют особые условия и ресурсы, дающие ей возможность производить определенные товары с меньшими издержками (затратами). В этом заключается принцип абсолютного преимущества.
На слайде появляется второе условие международной торговли
2.принцип абсолютного преимущества
Учитель: Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров после покрытия внутренних потребностей в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже, - все это дает возможность обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах.
Учитель: На примере Канады и США попытайтесь определить отрасли, которые будут развиваться по абсолютному преимуществу
Ответ: В промышленности: США (военная, атомная, аэрокосмическая промышленность, электротехника, электроника, производство самолётов, автомобилей, цветная металлургия, химическая промышленность, добыча нефти, природного газа и угля, производство электроэнергии).
Канада (горнодобывающая, металлургическая промышленность и машиностроение, нефтяная и газовая, лесная и развивающиеся в последнее время производство компьютеров и офисного оборудования, средств связи, самолетов и комплектующих, лекарственных препаратов)
В сельском хозяйстве: США – производство пшеницы, сои, кукурузы хлопчатника, табака, сахароносных культур, овощей и фруктов; птицеводство и молочное и мясное животноводство. Канада – производство пшеницы, кукурузы, картофеля, рыболовство и добыча морепродуктов, молочное и мясное животноводство и птицеводство.
- Если руководствоваться только принципом абсолютного преимущества, то на нашей планете могла сложиться такая ситуация, в результате которой страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.
-Почему?
Предполагаемый ответ:
каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом – у нее всегда найдется товар, производство которого будет относительно более дешевым, чем производство остальных при существующем соотношении затрат в разных странах.
-Какой принцип торговли здесь сработал?
На слайде помещается третье условие международной торговли
3.принцип относительного преимущества
Учитель:
Чтобы разобраться, как действует принцип относительного преимущества, выполним следующее упражнение (учитель читает вслух текст “Харитоновы и Максимовы” (Но у каждого ребенка текст на столе и 1 на слайде)
Упражнение
“ХАРИТОНОВЫ И МАКСИМОВЫ”
Кому выгодно торговать?
Харитоновы и Максимовы между собой не разговаривают. Они живут на соседних хуторах и скорее подожгут друг друга, чем улыбнуться. У Харитоновых жизнь лучше, чем у Максимовых. Одному Харитонову нужно всего 8 часов, чтобы вырастить 1 мешок пшеницы и 10 часов для производства 15 метров ткани. Максимовым требуется на все это больше времени. Максимовы не более или менее ленивее, чем Харитоновы. Просто их земля хуже и у них нет таких хороших машин. Одному Максимову надо 15 часов, чтобы вырастить 1 мешок пшеницы и 12 часов уходит на 15 метров ткани. Чтобы заработать на жизнь они трудятся больше.
Старуха Харитонова хитра и придумала:
- Мы выиграем, если перестанем воевать с Максимовыми, будем заниматься пшеницей, а когда нам нужна будет ткань, обменяем ее у Максимовых.
- Не болтай глупости” - проворчал старик. - Какая нам разница?
А теперь, используя расчеты, попробуйте выяснить, кто же прав. Поможет вам в этом учитель математики Любовь Анатольевна.
После прочтения текста учащимися им предлагается выполнить следующее упражнение (приложение 4) (сначала индивидуально, потом обсудить в классе.)
На производство пшеницы и ткани Харитоновы должны затратить:
8 часов на 1 мешок пшеницы;
10 часов на 15 метров ткани;
Всего: 18 часов на 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани вместе.
На производство пшеницы и ткани Максимовы должны затратить:
15 часов на 1 мешок пшеницы;
12 часов на 15 метров ткани;
Всего: 27 часов на 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани вместе.
Если бы Харитоновы выращивали только пшеницу и обменивали 1 мешок пшеницы на 15 метров ткани, то они затратили бы: 16 часов на 2 мешка пшеницы.
Всего: 16 часов, чтобы иметь 1 мешок пшеницы и 15 метров ткани.
Если бы Максимовы занимались только тканью и обменивали 15 метров ткани на 1 мешок пшеницы, то они затратили бы: 24 часов на 30 метров ткани.
Всего: 24 часов, чтобы иметь 15 метров ткани и 1 мешок пшеницы.
После выполнения упражнения учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Г.В 1) кто выиграл во времени от добровольного обмена?
Ответ: выиграли все, Харитоновы – 2 ч., Максимовы – 3 ч. Максимовы выиграли даже больше, хотя жили хуже до этого!
Г.В.Учитель: Значит, страны, имеющие небольшой запас ресурсов, или не имеющие их вовсе (Япония) могут производить такие товары, чтобы улучшить уровень жизни.
2) почему люди (или страны) торгуют друг с другом?
Ответ: они имеют сравнительное преимущество в производстве отдельных товаров, в результате специализации и обмена разными товарами улучшается благосостояние всех (у стран повышается уровень жизни, ВВП растет). Именно на этом основано международное географическое разделение труда.
3) что может помешать торговле и обмену, даже если они экономически выгодны обеим сторонам?
Ответ:
Политика протекционизма:
-Дайте определение и назовите ее виды?
Политика протекционизма-политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
Учитель: А теперь давайте узнаем о каждом из этих видов более подробную информацию.
- таможенные пошлины; Тарасов Иван
- торговая война; Иванов Илья
- квоты; Акимова Мария
- эмбарго. Писарева Мария
-сертификация продукции. Филиппов Максим
(небольшие выступления 1-2 минуты по каждому направлению)
В.В.Задача: Вам даны задачи, определите вид политики протекционизма в каждом из приведенных примеров.
1)Таджикистан реализует хлопок по ценам, установленным на Ливерпульской хлопковой бирже. На сегодняшний день стоимость 1 тонны «белого золота» достигла $5 тыс., в то время как вначале 2010 года, к примеру, цены были в среднем на уровне $1 тыс. 700 за тонну.
Основные причины резкого увеличения цен на хлопок - это рост мирового потребления хлопка в течение нескольких сезонов, неблагоприятные погодные условия в странах - крупных поставщиках хлопка.
По данным Госагентства по статистике при президенте Таджикистана, за январь-февраль 2011 года было экспортировано 17 тыс. 865 тонн хлопка-волокна на сумму $68 млн. 859 тыс.
За тот же период 2010 года было экспортировано 21 тыс. 390 тонн хлопка на сумму в $27 млн. 895,9 тыс.
Кроме этого, по данным источника, данной правительственной рабочей группой также рассматриваются вопросы о временном освобождении местных производителей от выплаты 10% налога от реализации «белого золота», так как высокие мировые цены на хлопок и плюс налоговое бремя делает продукцию не конкурентоспособной.
Как защитить местных производителей хлопка? (ввести торговые пошлины)
2) Страны Европейского союза пришли к принципиальному согласию о том, чтобы ввести ….против Ирана, главной из которых будет …. на нефть. Об этом сообщил министр иностранных дел Франции Ален Жюппе.
По словам главы французского МИДа, официально о решении наложить запрет на …… из Ирана будет объявлено на ближайшей встрече министров финансов Евросоюза 30 января 2012 года, передает Reuters.
Ранее Ален Жюппе призывал ……. в отношении Тегерана. Он предлагал не только наложить …….на иранскую нефть, но и заморозить активы иранского Центробанка.
О чём идёт речь в этой заметке? Вставьте пропущенные слова вместо многоточий. (Эмбарго)
3) Правительство РФ утвердило …… на мясо на 2012 год. ….. на импорт мяса птицы и свинины снизятся, на импорт говядины останутся без изменений по сравнению с 2011 годом…… на куриный фарш впервые будет выделена в отдельную позицию.
О чём идёт речь в этой заметке? Вставьте пропущенные слова вместо многоточий. (Квоты)
4) Первой рыбой, рассорившей народы, была треска. Из-за нее долгие десятилетия враждовала Великобритания. Четыре больших конфликта с маленькой Исландией (в 1890-х, 1950-х и дважды в 1970-х годах) закончились полным поражением гордых англичан.
В 1975-1976 годах Исландия пригрозила закрыть важную военную базу НАТО, расположенную в городе Кефлавик. В итоге Великобритания согласилась удерживать своих рыбаков на расстоянии 200 морских миль от исландского берега и сократить количество вылавливаемой ими рыбы.
В результате боевых действий около 1500 английских рыбаков и 7500 работников перерабатывающих предприятий Великобритании остались без работы. (Торговая война).
5) Почему главный санитарный врач России Онищенко ввёл запрет на ввоз в Россию молдавских и грузинских вин, украинского сыра, литовских шпрот и польского мяса. ( Сертификация продукции).
Во время работы (решение задач) включить мелодию Поля Мориа из кинофильма «Крёстный отец».
В.В.Учитель: Время работы подошло к концу, давайте проверять ваши ответы.
Г.В.Учитель:
- В жизни бывает всякое и между странами бывает недопонимание в разных
ситуациях. Какая международная организация регулирует условия мировой торговли товарами и услугами.
Ответ:
ВТО
-Что вы знаете об истории этой организации? Основные принципы работы ВТО.
Безгин с презентацией о ВТО
Учитель: Виталий, в 2011 произошло знаменательное событие, Россию приняли все-таки в ВТО, а расскажи, как проходил этот процесс?
Дискуссия: Ребята, выскажите своё мнение за и против вступления России в ВТО?
Учитель: А теперь, Виталий, подведи итог.
В.В.Подведение итогов. Учитель обращает внимание учащихся на доску, где указаны все причины возникновения международной торговли.
На слайде «условия международной торговли»
Учитель: Перед вами итог нашей работы, мы выяснили причины возникновения международной торговли.
Г.В.Учитель: Перед Вами список класса, вам предстоит оценить свою работу на уроке и работу своих товарищей. т.е .подведение итогов мы проведем методом само и взаимооценки.
В.В. А расставаться мы будем с вами методом взаимообмена – вы нам листы с оценками, а мы вам листы с домашним заданием.
Д/з.
Самостоятельная работа по экономике « Международная торговля»
Заполните пропуски в тексте.
Представитель компании «Майкродактор Интернешнл» читает статью о международной торговле. « Торговля осуществляется потому, что она приносит _____________ всем участникам»,- пишет автор. Торговля позволяет людям и странам______________ на тех продуктах, которые они делают лучше, и ___________ их на те продукты, которые лучше делаются другими. Во всяком случае, деньги, которые жители одной страны тратят на импорт, тратятся на то, чтобы жители другой страны могли купить экспорт. Для оценки выгодности международной торговли экономисты используют индекс________________. Его уменьшение показывает, что для закупки единицы импортного товара приходится расходовать все больше выручки от ________________ товаров. Люди, работающие в компании « Майкродактор» и её зарубежных представительствах, весьма квалифицированны и считаются отличными специалистами. « Майкродактор» и другие отечественные производители компьютерных микросхем имеют и ___________,и_________________преимущества. Последнее означает, что они могут производить компьютерные микросхемы с меньшими____________________________, чем другие продукты. Компания « Майкродактор»имеет цель: формирование конкурентных преимуществ на внешних рынках. Для этого она _____________ имеющиеся в её распоряжении факторы производства, развивает____________________ технологии. В течение истории многие страны создавали торговые барьеры в протекционистких целях, то есть, чтобы _______________________________________ от иностранной конкуренции. К наиболее распространённым барьерам относятся_______________ и ___________. Иногда для достижения конкурентноспособности на внешних рынках страны используют нечестные приёмы, искусственно занижая цены на экспортируемые товары. Государство несёт большие потери, и вынуждено проводить __________политику. В настоящее время ведущей тенденцией является _________________ торговых барьеров и экономическая интеграция. Интеграция- это___________________________________.Примером может служить Европейский Союз. Россия стоит на пороге вхождения в _____________, хотя есть сторонники и противники этого шага.« Майкродактор» продаёт микросхемы на международном рынке. В последнее время компания сотрудничает с японскими фирмами. Очень актуальны сделки типа бай-бек, которые предполагают поставку оборудования из Японии на условиях _____________,который погашается поставками микросхем, выпущенных на этом оборудовании. Важную роль в развитии внешнеторговых связей играет_____________рынок. Это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в связи__________________ иностранных валют. Различают мировые, региональные и национальные валютные рынки. Соотношение спроса и предложения на ту или иную валюту определяет её _________________. Поскольку спрос и предложение валют непрерывно меняются, валютный курс также нестабилен. Его фиксация на определённую дату банками или валютной биржей называется_________________. Она называется __________-если к единице инвалюты приравнивается национальная валюта, и ________, если к одной национальной валюте приравнивается то или иное количество иностранной валюты. К изменениям _________________ проявляют большое интерес не только валютные спекулянты и крупные компании, как « Майкродактор», но и даже домохозяйки. Известно, что падение курса национальной валюты означает, что домохозяйка будет_________ платить за импортное продовольствие, стиральный порошок, одежду и другие товары. Зато экспортёры могут быть довольны падением курса национальной валюты, так как их продукция становится за рубежом_________________.. Государство воздействует на _____________, осуществляя текущую и долговременную политику. Она бывает______________и _____________. Иногда Центральный банк осуществляет скупку-продажу иностранной валюты для того, чтобы поддержать курс национальной валюты. Такая деятельность называется ________________________.Но иногда эта политика приводит к резкому сокращению валютных резервов или инфляцию и требуется девальвация ( официальное _______________________________) или ревальвация (официальное ______________________________________) валюты. Международные расчёты осуществляются при посредстве валютного рынка.
Самостоятельная работа по экономике « Международная торговля и валютный рынок» Ответы
Представитель компании «Майкродактор Интернешнл» читает статью о международной торговле. « Торговля осуществляется потому, что она приносит ВЫГОДУ всем участникам»,- пишет автор. Торговля позволяет людям и странам СПЕЦИЛИЗИРОВАТЬСЯ на тех продуктах, которые они делают лучше, и ОБМЕНИВАТЬ их на те продукты, которые лучше делаются другими. Во всяком случае, деньги, которые жители одной страны тратят на импорт, тратятся на то, чтобы жители другой страны могли купить экспорт. Для оценки выгодности международной торговли экономисты используют индекс УСЛОВИЙ ТОРГОВЛИ. Его уменьшение показывает, что для закупки единицы импортного товара приходится расходовать все больше выручки от ЭКСПОРТИРУЕМЫХ товаров. Люди, работающие в компании
« Майкродактор» и её зарубежных представительствах, весьма квалифицированны и считаются отличными специалистами.
«Майкродактор» и другие отечественные производители компьютерных микросхем имеют и АБСОЛЮТНОЕ ,и СРАВНИТЕЛЬНОЕ преимущества. Последнее означает, что они могут производить компьютерные микросхемы с меньшими СРЕДНИМИ ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА, чем другие продукты. Компания « Майкродактор»имеет цель: формирование конкурентных преимуществ на внешних рынках. Для этого она СОВЕРШЕНСТВУЕТ имеющиеся в её распоряжении факторы производства, развивает РЕСУРСРСБЕРЕГАЮЩИЕ технологии. В течение истории многие страны создавали торговые барьеры в протекционистких целях, то есть, чтобы ЗАЩИТИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ от иностранной конкуренции. К наиболее распространённым барьерам относятся ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ и КВОТЫ. Иногда для достижения конкурентноспособности на внешних рынках страны используют нечестные приёмы, искусственно занижая цены на экспортируемые товары. Государство несёт большие потери, и вынуждено проводить АНТИДЕМПИНГОВУЮ политику, В настоящее время ведущей тенденцией является СНИЖЕНИЕ торговых барьеров и экономическая интеграция. Интеграция- это ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭКОНОМИК СТРАН.Примером может служить Европейский Союз. Россия стоит на пороге вхождения в ВТО, хотя есть сторонники и противники этого шага.« Майкродактор» продаёт микросхемы на международном рынке. В последнее время компания сотрудничает с японскими фирмами. Очень актуальны сделки типа бай-бек, которые предполагают поставку оборудования из Японии на условиях КРЕДИТА, который погашается поставками микросхем, выпущенных на этом оборудовании. Важную роль в развитии внешнеторговых связей играет ВАЛЮТНЫЙ рынок. Это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в связи с КУПЛЕЙ-ПРОДАЖЕЙ иностранных валют. Различают мировые, региональные и национальные валютные рынки. Соотношение спроса и предложения на ту или иную валюту определяет её ВАЛЮТНЫЙ КУРС. Поскольку спрос и предложение валют непрерывно меняются, валютный курс также нестабилен. Его фиксация на определённую дату банками или валютной биржей называется КОТИРОВКОЙ_. Она называется ПРЯМОЙ -если к единице инвалюты приравнивается национальная валюта, и КОСВЕННОЙ, если к одной национальной валюте приравнивается то или иное количество иностранной валюты. К изменениям ВАЛЮТНОГ КУРСА проявляют большой интерес не только валютные спекулянты и крупные компании, как « Майкродактор», но и даже домохозяйки. Известно, что падение курса национальной валюты означает, что домохозяйка будет БОЛЬШЕ платить за импортное продовольствие, стиральный порошок, одежду и другие товары. Зато экспортёры могут быть довольны падением курса национальной валюты, так как их продукция становится за рубежом КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЙ.. Государство воздействует на ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ, осуществляя текущую и долговременную политику. Она бывает ДИСКОНТНОЙ И ДЕВИЗНОЙ. Иногда Центральный банк осуществляет скупку-продажу иностранной валюты для того, чтобы поддержать курс национальной валюты. Такая деятельность называется ВАЛЮТНОЙ ИНТЕРВЕНЦИЕЙ. Но иногда эта политика приводит к резкому сокращению валютных резервов или инфляцию и требуется девальвация ( официальное СНИЖЕНИЕ КУРСА НАЦ ВАЛЮТЫ) или ревальвация (официальное ПОВЫШЕНИЕ КУРСА НАЦ ВАЛЮТЫ) валюты. Международные расчёты осуществляются при посредстве валютного рынка.
Учитель: Спасибо всем за работу, успехов и до новых встреч!