Тема: «Решение уравнений»
Цели:
- Совершенствовать умения решать уравнения, используя нахождение компонентов при сложении и вычитании.
- Вырабатывать умения решать уравнения.
- Совершенствовать умения решать задачи составлением уравнения.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать интерес к математике.
Планируемые результаты обучения:
Должны знать: понятие уравнения, корня уравнения, правила решения уравнений и задач на составление уравнений.
Должны уметь: решать уравнения, решать задачи составлением уравнения.
Вид урока: смешанный урок.
Тип урока: урок обобщения.
Основные методы: практический метод.
Форма: интерактивный урок
Оборудование: интерактивная доска, наглядные пособия.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Постановка цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок, урок-сказка. На этом уроке мы с вами будем решать уравнения и задачи с помощью уравнений.
III. Работа над изученным материалом.
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Всё у них в царстве было хорошо. Но вдруг нежданно-негаданно откуда-то появился Кощей Бессмертный и унёс Василису Прекрасную к себе в подземелье, заточил в темницу. И пришлось Ивану-царевичу идти спасать Василису. Долго ль сказка сказывается, да не быстро дело делается. Съел Иван-царевич все припасы, истоптал башмаки, а до Кощея Бессмертного царства далеко. Попадается Ивану чудесная яблоня. Яблоки волшебные наливные, съесть их можно только, правильно решив задание. Давайте же поможем Ивану-царевичу. (На доске яблоня, в прорезях яблоки, на обратной стороне яблок написаны задания. Устная работа).
- - Что такое уравнение?
- - Что находим при решении уравнения?
- - Как найти неизвестное слагаемое?
- - Как найти неизвестное уменьшаемое?
- - Как найти неизвестное вычитаемое?
- - Как найти неизвестный множитель?
- - Как найти неизвестное делимое?
- - Как найти неизвестный делитель?
x+54=95
y-67=41
72-z=26
x×14=70
y÷16=8
175÷z=5
(68-m) +16=24
85-(14+n) =68
(524-m) -133=207
28 (x+5)=224
144 (y-3)=36
- Молодцы! Помогли мы Ивану-царевичу. Отведал Иван наливного яблочка и пошёл дальше. Долго шёл, устал, решил отдохнуть. Вдруг перед ним печка. А в печке горячие, ароматные пирожки. Иван-царевич решил отведать их, да отведать их можно только тогда, когда выполнишь верно задание печки.
Отведал Иван-царевич пирожков и пошёл дальше. Долго ль шёл, коротко ль, притомился, видит, стоит дом на курьих ножках. А в этом доме жила баба-яга. Баба-яга решила помочь Ивану-царевичу, только в том случае, если он правильно решит её задачи:
1) В двух карманах было 28 орехов, причем в левом кармане в 3 раза больше, чем в правом. Сколько орехов было в каждом кармане?
(x+3x=28 x=7орехов-в правом, 21 орех-в левом)
2) Периметр прямоугольника 288 см. Найдите стороны этого прямоугольника, если его длина в 3 раза больше ширины.
( (x+3x) •2=288 x=36 см-ширина, 108 см-длина)
3) В автобусе было 48 пассажиров, после того, как из него несколько человек вышли, а 8 – вошли, в автобусе стало 29 пассажиров. Сколько человек вышли на остановке?
(48-x+8=29 x=27 пассажиров)
Решил Иван-царевич все задачи. Прощаясь, баба-яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе, какой замок отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Указала баба-яга дорогу Ивану-царевичу. И пошёл он дальше по дороге. Долго ль сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наконец добрался Иван-царевич до темницы Кощея Бессмертного. А на воротах замок, последняя преграда. Чтобы открыть замок, надо решить уравнения:
1) 975 • (у - 361) = 14 625 y=376
2) (14x - 2х) : 17 = 312 x=442
3) 14у - 2у + 76 = 100 y=2
4) (156 + z) : 4 = 3 z=144
Произнёс Иван-царевич корни уравнения вслух. Ворота открылись, и увидел Иван-царевич Василису Прекрасную. Забрал он её и поехали они домой. Жили долго и счастливо. А вы молодцы! Помогли Ивану-царевичу спасти Василису Прекрасную.
Физкультминутка.
Во всех делах умеренность нужна,
Пусть будет главным правилом она.
Гимнастикой займись, коль мыслил долго,
Болезни чтоб прогнать и сохранить здоровье.
Гимнастика не изнуряет тела,
Но очищает организм всецело!
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Самостоятельная работа
1) Решите задачи:
1) В книге напечатаны рассказ и повесть, которые вместе занимают 70 страниц. Повесть занимает в 4 раза больше страниц, чем рассказ. Сколько страниц занимает рассказ и сколько повесть?
2) Длина прямоугольника в 5 раз больше его ширины. Найдите стороны прямоугольника, если его периметр 1212 см.
2) Решите уравнения:
1) 975 • (у - 361) = 14 625
2) (14x - 2х) : 17 = 312
3) 14у - 2у + 76 = 100
4) (106 + z) : 4 = 30
IV. Итог урока.
Оценки за урок.
- Чему научились на этом уроке? Что запомнилось?