Урок математики в 4 классе (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) Тема: Нахождение площади прямоугольника Цель:
- Учить вычислять площадь прямоугольника.
Задачи:
- Организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления площади прямоугольника.
- Уточнить и закрепить смысл умножения.
- Способствовать развитию критического мышления, совершенствованию вычислительных навыков, математическую речь, умение решать задачи.
- Формировать интерес к математике.
Создать условия для:
- Знакомства с алгоритмом нахождения площади прямоугольника.
- Формирования умения находить площадь прямоугольника, различать геометрические фигуры.
- Совершенствования навыков устного счета и письменного счета.
- Развития познавательных умений, самостоятельности и инициативности, умения сравнивать результат своей деятельности с эталоном.
- Воспитания умения работать в паре, коммуникативных умений, уважения к друг другу.
- Формирования нравственного воспитания.
- Формирования прилежания, аккуратности, стремления к выполнению всех заданий.
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний и фиксирования затруднений в пробном учебном действии.
Работа в парах На столе карточки с наименованными числами, которые надо расположить в порядке убывания (единицы площади).
Самопроверка: - Если вы правильно выполнили работу, то, перевернув карточки, у вас получится предложение: Есть желание, путь найдется!
Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
- Что вы располагали в порядке убывания (единицы площади). - Как вы это понимаете? (1 мм2 – это квадрат со стороной 1 мм; 1см2 – это квадрат со стороной 1 см и т.д.).Слайд 3
О чем пойдет разговор на уроке? ( О площади фигур)
– Какими знаниями вы уже владеете в рамках этой темы Слайд 4
Что мы знаем
Площадь фигур -? (см. презентацию)
1. Что такое площадь? Чтобы дать более точное определение, загляните в словарь Ожегова.
2. Знаем ли мы единицы измерения? (да) Мы их только что вспомнили, выполняя предыдущее задание. Они есть у каждого из вас в таблице. Приготовьте, они на уроке пригодятся.
3. Умеем ли мы находить S квадрата и прямоугольника и как? (с помощью палетки и мерки)
4. Работа с учебником с.128 №217 Измерим площадь прямоугольника с помощью мерки е1 =1кв.см Что для этого надо сделать? (Расчертить прямоугольник на кв.см.) Как? Расчертите. - Посчитайте сколько квадратных сантиметров получилось? Ход работы запишем формулами:
S/е=21
Работа в парах: На столе прямоугольник и шестиугольник. Измерьте их другим способом (с помощью палетки) Результаты запишите формулой.
- А теперь скажите, есть ли у нас в классе предметы, которые имеют прямоугольную форму? Назовите. - Каким из данных способов вы воспользуетесь для измерения площади доски? (никаким) Почему? (неудобно) - Значит, какова задача нашего сегодняшнего урока? (найти более рациональный способ нахождения площади прямоугольника)
- Такой рациональный способ мы начнем искать с прямоугольника.
3. Решение поставленной задачи.
- Вернемся к 1-ой фигуре - Сколько мерок е1 входит в верхнюю полоску ? - Что получили? (мерку е2) Запишите формулой. - Сколько мерок е2 входит в пр-к? (3) - А как посчитать сколько всего мерок е1? (по 7 взять 3 раза). - И что мы получим? Кто догадался? (площадь) Запишите S=7*3 - Кто может вывести формулу нахождения S пр.? - Нужно ли нам для нахождения площади постоянно делить пр-к на кв.см? - А что для этого надо сделать? Измерьте длину и ширину. Чему = S? - Смогли ли мы найти рациональный способ? Можно ли им пользоваться в жизни?
Физкультминутка (игра “истинно — ложно”)
Если высказывание верно, то учащиеся делают наклоны вправо-влево и хлопают в ладоши
(на счет 4). Если высказывание неверно, то учащиеся приседают и тянутся руками вверх.
- Делить на нуль нельзя.
- 9*8=81
- Квадрат — это прямоугольник.
- У квадрата все стороны равны
- У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
- сегодня 22 декабря
- 72:8=9
- 4 «а» класс — самый дружный в школе!
4. Закрепление полученных знаний.
А сейчас мы совершим путешествие с необычными героями.
- Кто из вас их узнал? Назовите их. (Талисманы зимней олимпиады в Сочи).
-Когда будет проходить олимпиада?
Зайка, Мишка, Леопард, Снежинка и Лучик Слайд5
- Дом талисманов
-А теперь найдите площадь комнат талисманов. (Находят площадь по рядам и результат складывают все вместе).
- Олимпийский парк. Слайды 6-8
А еще наши герои приглашают совершить путешествие по Олимпийскому парку. Мы с вами еще знаем единицы площади для измерения земельного участка . Какие? Слайд 9 Сейчас нам пригодятся ваши таблицы соотношения мер.
Общая площадь Олимпийского парка составляет 256 гектаров. На территории парка расположены: центральная Олимпийская площадь, парк «Река», Олимпийский стадион «Фишт» и пять ледовых арен. Дворец зимнего спорта «Айсберг», ледовая арена «Шайба», Ледовый дворец «Большой»,конькобежный центр «Адлер-Арена»,кёрлинговый центр «Ледяной куб». Олимпийский стадион «Фишт» сдадут в эксплуатацию в августе 2013 года. Здесь пройдут торжественные церемонии открытия и закрытия Олимпийских Игр, а в 2018 году матчи Чемпионата мира по футболу.
-Выразите гектары в арах и квадратных метрах
Олимпийский парк 265 га -26500………..ар; 2650000 ……………………м2
Дворец зимнего спорта 12га -1200 …………ар;120000 ……………………м2
Ледовый дворец 13га - …………ар; …………………….м2
Олимпийский стадион 17га - …………ар; …………………….м2
(запись на доске и в тетрадях) Слайд12
Проверка.
5. Итог урока. Рефлексия.
1. О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
2. Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника?
3. Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
4. Что на уроке было самым сложным, простым?
- На уроке все было комфортно и понятно
- На уроке немного затруднялся, не все было понятно.
- На уроке было трудно, ничего не понял. (дети на полях изображают нужный смайлик, см. в презентации)