Материал содержит технологическую карту урока математики в 5 классе.
Тема урока: Математические формулы
Цели урока:
Образовательные: Формирование понятия формула, формула пути; площади и периметра прямоугольника, квадрата навыков применения формулы при решении задач.
Развивающие: Формирование устойчивой мотивации к анализу, исследованию.
Воспитательные: Формирование умения уважительно относиться к позиции другого человека, отстаивать свою позицию в конструктивной беседе.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Организация пространства: Фронтальная работа с элементами проектной деятельности, индивидуальная работа.
Опорные понятия, термины: скорость, расстояние, периметр, площадь, математический язык, математическое выражение.
Новые понятия: Формула, зависимость.
Формы контроля: Самоконтроль, самопроверка, взаимопроверка.
Ход урока:
- Постановка проблемного задания.
Учитель объявляет тему урока и домашнее задание: §12 стр. 61-62(составить рассказ о формулах), стр63 К.З. (письменно), в нём заключено проблемное задание (рассказ о формулах). Организует и регулирует деятельность учащихся, в ходе которой учащиеся формулируют проблему урока, записывают в тетрадях цель своей деятельности. Часть ребят, по желанию, озвучивает её вслух.
- Актуализация знаний учащихся.
Учитель ставит проблемные задачи, вопросы (Запишите выражение для нахождения площади () прямоугольника, скорость сближения, выражение для нахождения расстояния и т.д.). Учащиеся записывают полученные выражения в тетрадь.
- Проектирование продукта (определение понятия формула) деятельности.
Учитель сообщает ребятам, что все записанные ранее выражения и есть формулы и просит ребят сформулировать свои версии определения понятия «Формула». В ходе обсуждения различных версий учащиеся принимают окончательную формулировку. После этого учитель предлагает сравнить их версию с определением учебника (УМК: Зубарева, Мордкович).
- Выявление области применения новых знаний.
На этом этапе учащиеся решают задания учебника, и в ходе решения моделируют несложные зависимости с помощью формул. Выполняют вычисления по формулам. Грамматически верно читают используемые формулы. Вычисляют площади и периметры квадратов, прямоугольников и фигур, являющихся их конфигурациями.
- Рефлексия.
Учитель организует и регулирует деятельность учащихся, в ходе которой учащиеся осуществляют самоанализ по достижению целей и задач на урок (поставленных вначале урока), самооценку своей деятельности на уроке, постановку цели на следующий урок.