Тема: Задачи на проекционном чертеже
Цель: познакомить учащихся с методом трёх проекций как одним из способов изображения пространственных фигур на плоскости.
Задачи: повторить элементы куба; дать понятия кратчайшего расстояния; познакомить учащихся с изображением пространственных тел на плоскости; развивать пространственное воображение; учить работе в парах; учить самооценке и взаимооценке.
Ход урока
- Организация начала урока
Здравствуйте! Сегодня на уроке мы расширим знания об уже известном нам многограннике. А о каком многограннике пойдёт речь, вы узнаете, ответив на вопрос: как называется правильный шестигранник, все грани которого квадраты? Каждый из вас умён и не глуп, чётко знает это (куб).
На доске записаны термины, с которыми мы встретимся сегодня на уроке. С какими из них вы не знакомы? Дайте им определение. Насколько вы правы,мы узнаем в конце урока.
На доске: ребро, вершина, грань, развертка, кратчайшее расстояние, проекция, кубизм
II Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного материала.
Запишем тему урока. Куб.
- Постройте в тетради куб. Для тех, кто забыл, как строится куб подсказка на слайде.
- Фронтальный опрос.
- Назовите элемент куба, который является четырехугольником? (Грань)
- Сколько граней у куба? (6)
- Назовите элемент куба, который является отрезком. (Ребро)
- Сколько рёбер у куба? (12)
- Как называют концы рёбер? (вершина)
- Сколько вершин у куба? (8)
- Сколько ребер сходится в одной вершине? (3)
- Сколько соседних граней имеет каждая грань? (4)
- Сколько ребер имеет одна грань? (4)
- Решим задачу о Пауке и Мухе: в противоположных вершинах куба сидят Паук и Муха. Каким кратчайшим путем Паук может доползти до Мухи? Покажите этот путь на модели куба. Рассмотрим ваше решение на развёртке куба. Отметим точками паука и муху. Изобразите кратчайшее расстояние. Что увидели?
- Задачи на развёртках
Развертки имеют большое применение на машиностроительных заводах, обувных фабриках, в швейных мастерских. Каждый из нас ежедневно использует вещи, изготовленные по их разверткам, т.е. выкройкам. Это платья, блузы, брюки, обувь, сумки, портфели и многое другое. По разверткам делают спортивные мячи воздушные змеи и шары, паруса яхт, упаковки для бытовой техники, подарочных наборов и т.д. От надежности и удобства упаковки зависит качество транспортировки изделия, а от красоты ее дизайна, т.е. формы, графики, цвета зависит выбор товара покупателем.
Задача. В нужном месте лицевой стороны развертки куба запишите в правильном расположении буквы Г и Р (даны виды разверток с буквами)
- Физминутка.
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
- сели, вновь за дело.
- Изучение нового материала.
Изображение пространственного тела на плоскости - дело непростое. Ведь надо нарисовать его, чтобы ясно было, как оно выглядит со всех сторон. Для облегчения этой задачи изобрели метод трёх проекций. Этим методом пользуются чертёжники, инженеры, рабочие для изображения и изготовления различных деталей. В чём состоит метод трёх проекций? Мы смотрим на тело с трёх сторон: спереди, сверху и слева. Затем делаем три чертежа, изображающих увиденное.
III. Практическая работа (прямая задача)
Сложите фигуры из кубиков. Дорисуй их проекции. а-в) работа у доскиГ) самостоятельно. Взаимопроверка.
По данным проекциям фигуры сложи её из кубиков (обратная задача)
IV. Познавательный материал.
-
В начале 20 века зародилось такое направление в искусстве как кубизм. Оно характеризуется использованием геометрических форм и дробление реальных объектов на стереометрические примитивы.
-
V. Итог урока. Домашнее задание. 1) По рисункам выполни их проекции. 2) Рисунок в стиле кубизма.