ПРЕЗЕНТАЦИЯ " Формирование и развитие мотивации на уроках математики"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ " Формирование и развитие мотивации на уроках математики"
Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на какого–то абстрактного среднего ученика, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого ученика, и класса в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность ученикам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень. Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации урока.
Однообразие форм работы на уроке способствует потере мотивации, особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в которой довольно мало возможностей для индивидуальной активности учащегося.
На своих уроках организую Коллективный способ обучения Коллективные учебные занятия -это работа учащихся в парах сменного состава, работа в парах предполагает, что каждый работает в роли обучающего или обучаемого.
При систематической коллективной работе все ученики по очереди работают со всеми учащимися класса, все обучают и все воспитывают.
Коллективная форма организации занятий требует перестройки работы учителя и учащегося: нужно научить работать в парах т.е. по очереди со всеми, вести учет, планировать свое работу и работу класса управлять деятельностью школьников, формулировать педагогическое мастерство учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ " Формирование и развитие мотивации на уроках математики" »
МОУ «Каяушенская ООШ»
РСШ№2
МОУ «Кочкинская СОШ»
МОУ «Первомайская ООШ»
МОУ «Вознесенская ООШ»
МОУ «Степнокучукская СОШ»
МОУ «Красноалтайская ООШ»
Семинар «Формирование и повышениемотивации обучения на уроках математики»
Цели семинара:
Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности.
Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников.
Задачи семинара:
Использование методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся в подростковом возрасте.
Выявление дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.
Эпиграф
Вопрос о мотивации учения
есть вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин
Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив –побуждение к достижению цели.
Мотив – это то , что побуждает к действию.
Мотивация – совокупность мотивов,
побуждающих человека к основной
деятельности, процесс действия мотива.
Познавательные мотивы:
отражают стремление обучаемых к сомообразованию;
направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы:
стремление получать знания;
желание выполнить свой долг;
понимание необходимости учиться;
чувство ответственности;
стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими.
Уровни познавательных мотивов:
Широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями);
Учебно –познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний) ;
Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
Уровни социальных мотивов:
ответственность, понимание социальной значимости учения;
Узкие социальные мотивы( стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими) ;
Мотивы социального сотрудничества(ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Внутренние мотивы:
интерес к процессу деятельности ;
интерес к результату деятельности;
стремление к саморазвитию;
развитию каких –либо своих качеств,
способностей.
Внешние мотивы:
стремление получить положительную отметку;
одобрение учителя;
симпатию учителя;
стремление превзойти других;
соперничество.
Учитель может развить интерес в своих питомцах двумя путями:
использование интереса учащегося к самому себе; привлечение материала из жизни самого учащегося, использование его имени и примеров, относящихся к его учебе и накопленному опыту, позитивные суждения о работе учащихся в классе и об их способностях;
выделение нового или яркого элемента в учебном материале; все, выходящее за рамки привычного, включает "рефлекс внимания" в сознании учащихся, побуждает их вдумчивее относиться к занятиям.
Успех
Чем чаще ваши ученики добивались успеха в прошлом, тем оптимистичнее они ждут новых испытаний.Даже если возрастает риск неудачи, ученики, познавшие вкус успеха, все равно продолжат свои попытки.
Чем чаще они терпели неудачи в прошлом, тем меньше у них желания снова рисковать, поскольку их прогноз неутешителен - «У меня опять не получится".И чтобы защитить себя от новой душевной травмы, они будут избегать любых попыток. Такие ученики "немотивированны".
Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной мотивации:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя;
коллективные, групповые формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.
Мотивационный цикл.
1-й этап. Возникновение мотивации.
2-ой этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации
3-й этап. Мотивация завершения.
Оценка степени владения методами мотивации и стимулирования деятельности
76% и выше – высокий уровень;
55 – 75% - достаточный уровень;
40-54 % - низкий уровень
Нетрадиционные уроки:
Урок – соревнование
Урок с дидактической игрой
Урок – деловая игра
Урок--дискуссия
Урок-консультация
Урок – защита рефератов, творческих работ
Урок – лекция
Урок –встреча
Урок – сказка
Урок с применением ИКТ
Урок – семинар
Интегрированные уроки
Эффективнымприёмомповышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает , чего не знает, что хочет узнать.
Отношение к данной информации
+
Я это знал(а)
Это для меня абсолютно новое
_
?
Это противоречит тому, что я знал(а)
Я хочу об этом узнать побольше
Мониторинг урока
№
Ф.И.
1
Грецкая Алина
Видеть ошибку
2
Задать вопрос
Каменская Настя
+
-
+
Предложить ход
(шаг) решения
Аргументировать
-
+
+
Привести пример
+
Другой способ решения
+
+
+
+
+
Мониторинг результата учебной деятельности
Результаты контроля
Ф.И.
входящий
Грецкая Алина
4
промежуточный
Каменская Настя
итоговый
4
3
вывод
4
Коллективный способ обучения
Парная форма организации обучения – предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. В паре может происходить взаимопомощь, взаимопроверка, сотрудничество.
Групповая форма – процесс при котором один человек(ученик или учитель) учит одновременно несколько человек группы
Приемы создания мотивации
Апелляция к жизненному опыту детей.
Ссылка на необходимость приобретаемого в дальнейшем .
Создание проблемной ситуации.
Софизмы
Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.
Пример 2 х 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5
Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1). Числа в скобках равны, их можно сократить, получим: 4=5 (!?). Парадокс…
Использование занимательного сюжета
Занимательность, по мнению Н.И.Лобачевского – необходимое средство возбуждения и поддержания внимания.
Ролевые и деловые игры ;
Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения, сказки и т.п.
Страницы истории на уроках математики
В 1795 г. бюджет России составлял 9,75 млн. рублей. Из них 2/3 расходовали на содержание армии и флота. Расходы на флот составляли 0,3 от стоимости содержания армии. Сколько стоило России содержание армии и флота в 1725 г.?"
Работа с проектами
«Длина окружности и площадь круга», «Вычисление площадей сложных фигур» (Вычисление площади цветочной клумбы сложной формы )
часть класса получает задание построить графики функций
y=x2,y=x2+2,y=x2+5.
Другие строят графики функций
y=x2,y=(x-3)2,y=(x+5)2
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Внеклассная работа
1. Предметные недели математики, физики, информатики;
2. Кружок:«Юный математик»;
3.Районная олимпиада по математике
4. Международный математический конкурс-игра«Кенгуру ;
5. Всероссийская олимпиада по математике«Олимпус»;