Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Системно - деятельностный подход на уроках математики"»
Системно – деятельностный подход на уроках математики
Презентацию подготовила
учитель математики
МБОУ «Фокинская средняя
общеобразовательная школа№3»
Брянской области
Аксенова Лариса Стефановна
Системно-деятельностный подход на урока математики
« Я слышу- я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю».
Китайская мудрость.
Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход лежит в методологической основе требований ФГОС
Технология деятельностного метода
обучения
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом .
Основная цель системно- деятельностного подхода в обучении: научитьне знаниями, аработе.
Проблемно-диалогическая технология Цель- обучить самостоятельному решению проблем Средство- открытие знаний вместе с детьми
Традиционный урок
Проблемно- диалогический урок
1. Проверка д/з учеников учителем
Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблем учениками
2. Объявление темы учителем
2. Актуализация учениками своих знаний
3. Объяснение темы учителем
3. Поиск решения проблемы учениками
4. Закрепление знаний учениками
4. Применение знаний учениками
5. Рефлексия деятельности
Учитель
организует поиски учащимся знаний , решений
управляет этими поисками , развивая познавательную деятельность учащихся
Учит учиться
Ученик
самостоятельно ставит учебные цели,
проектирует пути их реализации , контролирует и оценивает свои достижения
Учится учиться
Этапы построения урока при системно-деятельностном подходе
1.Мотивация к учебной деятельности;
2.Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;
3.Выявление места и причины затруднения ;
4.Построение проекта выхода из затруднения;
5.Реализация построенного проекта;
6.Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия ;
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ;
8.Включение в систему знаний и повторения;
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке .
Мотивация к деятельности: (организационный момент)
Включите в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Высказыванию добрые пожелания, чтобы у детей возникла положительная эмоциональная направленность.
Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;
На данном этапе подбираются задания таким образом ,чтобы проверить и закрепить изученный материал ,необходимый для «открытия нового знания», выявить затруднения.
Дети выполняют устные упражнения, анализируют , находят ошибки ,объясняют почему допущена ошибка.
Поиск решения проблемы ученика
От учителя требуется грамотно найти выход из проблемной ситуации – это дело техники , профессионализма учителя .
На введение нового материала при деятельностном подходе тратится больше времени, но учащиеся лучше усваивают материал, чем если являются пассивными слушателями.
Прием “Нестандартный вход в урок”
Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить
на основе имеющихся знаний.
Пример. Физика. Тема урока «Теплопередача».
До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная,
а противоположная – теплая.
Приём “Необъявленная тема”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Пример. Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводит саму тему.
Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого.
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.
Пример разработки ситуационных задач на уроке информатики и ИКТ
Тема «Техника безопасности. Организация рабочего места пользователя».
На основе учебного материала могут быть сформулированы следующие ситуационные задачи:
Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером?
Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно.
Установите, насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям.
Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам.
Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики.
Сформулируйте требования к компьютерной презентации с точки зрения безопасного зрительного и психологического восприятия.
Решение данных задач требует не только знания правил техники безопасности и организации рабочего места, но и предполагают проведение небольшого исследования.
Задачи относятся к классу «открытых», так как не предполагают однозначного ответа.
Задания № 4, 5, 6 предполагают использование знаний и универсальных действий, выходящих за рамки данной темы урока и учебного предмета
Пример разработки изобретательской задачи на уроке
информатики и ИКТ
Работа с компьютером требует от глаз значительных энергетических затрат - больших, чем при обычном чтении. Долгая работа или игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Тем не менее, по данным ВОЗ 90% пользователей нарушают режим непрерывной работы за компьютером, а 52% пользователей при посадке не соблюдают расстояния «вытянутой руки» от глаз до монитора. Многочисленные напоминания, рекомендации, развешанные на стенах, не помогли решить данную проблему.
Предложите способ борьбы за сохранение здоровья пользователей персонального компьютера.
Решение задачи:
Переформулируем задачу в изобретательскую: Как научить пользователей соблюдать правила работы за монитором и заботиться о своем здоровье?
Сформулируем противоречие: Пользователю необходимо много времени проводить за компьютером. Пользователю нельзя долго работать перед монитором без перерыва.
Идеальный Конечный Результат: Пользователи проводят перед монитор столько времени, сколько необходимо, но при этом регулярно делают перерыв и приближаю монитор к глазам ближе 50 см.
Ресурсы. Возможны варианты использования следующих ресурсов:
человеческие: в штат введена должность служащего, который будет регулярно напоминать пользователям о необходимости сделать перерыв и следить за правилами посадки перед монитором;
материальные: поставить перед монитором на расстоянии 50 см второй экран из прозрачного материала, чтобы пользователи соблюдали безопасное расстояние;
энергетические: встроить в монитор устройство, которое будет самостоятельно отключать монитор через определенные промежутки времени, делая тем сам принудительный перерыв в работе.
Из указанных ресурсов наиболее эффективным является энергетический ресурс.
Способ разрешения противоречия: разрешение в структуре. Встроить в монитор тепловой датчик, который будет отключать монитор, если человек приблизится к монитору ближе 50 см, а так же будет отключать через равные промежутки времени, устраивая, таким образом, перерыв в работе пользователя.
Оценка решения: решение требует в любом случае затрат, наиболее эффективно использовать возможности самой системы – монитора
Задание
1. Закончите утверждение: «Если в треугольнике есть прямой угол, то...»
2. Какие выводы можно сделать, выяснив, что треугольник имеет прямой угол?
Результат выполнения задания
Возможны варианты
Если треугольник – прямоугольный, то его наибольший угол – прямой.
Если треугольник – прямоугольный, то наибольшая по длине сторона лежит против прямого угла.
Если треугольник – прямоугольный, то из двух таких треугольников можно сложить прямоугольник.
Если треугольник – прямоугольный, то его площадь равна половине произведения катетов.
Конструктор «События»
Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий двух типов: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Кроме того, конструктор помогает строить задания, позволяющие детям работать с уже известными им закономерностями, т.е. дополнять утверждения известной
им информацией.
Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если...», «что следует из того, что...», «какой вывод можно сделать из того, что...», «закончите фразу...» и «при каком условии...».
пример задания по математике.
Событие или состояние (причина)
Если
В треугольнике есть прямой угол
То ?
Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия
Если
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Дети самостоятельно строят график арксинуса и перечисляют свойства.
Включение в систему знаний и повторение.
Решаются упражнения, где новая тема – промежуточный шаг.
Рефлексия
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке и организуется самооценка учениками собственной умственной деятельности.
Системно –деятельностный подход
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования
Об этом свидетельствует :
Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
Возможность их самостоятельного движения в изучаемой области ,
Существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых ,
Возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний ,
Значительно сокращается время обучения,
Наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся