Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование метода проектов при изучении математики"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра естественно-математического образования
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
(ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Проект выполнила:
З.А. Казимова
Цель проекта:
показать возможности метода проектов для развития творческой самостоятельности на уроках математики.
Задачи проекта:
изучить подходы к определению «творческая самостоятельность»;
раскрыть понятие, виды проекта, представить этапы и правила реализации метода проектов;
описать возможности метода проектов для развития творческой самостоятельности на уроках математики.
Уровни сформированности процесса формирования и развития творческой самостоятельности школьников:
подготовительный уровень (низкий) – это уровень, когда работа осуществляется под руководством учителя на всех этапах учебного проектирования.
частичная самостоятельность (средний уровень) – это уровень, когда учитель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. Но в отличие, от первого уровня, учащийся проявляет инициативу, и имеет определенные возможности выполнения части проекта самостоятельно.
творческая самостоятельность (высокий уровень) – это уровень, когда учитель выступает в роли координатора действий; помогает в нахождении способов самоконтроля. Ученик может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения.
История развития метода проектов
Проект (от лат. projectus — выдвинутый вперед) в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова:
разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;
предварительный текст какого-нибудь документа;
замысел, план.
В начале 20 века американский философ и педагог Дж. Дьюи и его последователь В. Х. Килпатрик стали авторами «метода проектов».
Этапы разработки и реализации метода проектов
Цель использования метода проектов состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Виды проектов:
Информационные проекты;
Ролевые проекты;
Исследовательские проекты;
Прикладные проекты;
Интернет-проекты.
Этапы работы над проектом
Подготовительный;
Планирование, организация деятельности;
Поисково– информационная деятельность;
Представление, отчет, презентация проекта;
Рефлексия.
Этапы работы над проектом
1.Подготовительный.
Деятельность учителя
2.Планирование, организация деятельности.
Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели.
Деятельность учащихся
3.Поисково– информационная деятельность.
Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах.
Обсуждает предмет исследования с учителем. Получает дополнительную информацию, уточняет и корректирует цели.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует подготовку к презентации.
Устанавливает план действий, формулирует задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группах
4. Представление, отчет, презентация проекта.
Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализируют информацию, готовят материалы к презентации.
Слушает, задает вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчета
5.Рефлексия.
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.
Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке
Проект – это «пять П».
Наличие проблемы;
Обязательное планирование действий;
Поиск информации;
Результат работы-продукт;
Презентация результатов.
Наличие проблемы .
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
Поле для выбора темы проектов по математике огромно. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике.
Например, «Проценты вокруг нас», «Золотое сечение» и «Числа Фибоначчи», «Старинные меры измерения», «История математики» и др.
Обязательное планирование действий .
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя.
Создаётся банк идей и предложений.
На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
Поиск информации
Обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Нельзя забывать также библиотеку и опрос родителей или взрослых.
Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант.
Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Презентация результатов
Представление готового продукта. Иными словами, презентация продукта и защиты самого проекта.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат.
Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
Практическая часть метода проектов
Тема проекта: «Показательные и логарифмические уравнения и способы их решений».
Участники проекта: обучающиеся 1 курса (на базе 9 классов).
Сроки реализации проекта: три недели.
Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одногруппникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.
Задания для групп (в каждой группе 4 человека):
Задание для группы 1.
1. Сбор информации по теме «Показательные уравнения, методы их решения» (использование материалов учебника алгебры и начала математического анализа 10 класс, справочников, Интернета).
2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
4. Подготовка к защите проекта.
5. Защита проекта (презентация).
Задание для группы 2.
1. Сбор информации по теме «Логарифмические уравнения, методы их решения» (использование материалов учебника алгебры и начала математического анализа 10 класс, справочников, Интернета).
2. Подбор15-30 уравнений по данной теме (вместе с решением).
3. Оформление отчёта о проделанной работе: теория + практические задания («бумажный» вариант).
4. Подготовка к защите проекта.
5. Защита проекта (презентация).
Тема учебного проекта: «Геометрические формы в архитектуре»
Вид проекта: исследовательский.
Проблема.
Без геометрии не было бы ничего, ведь все здания, которые окружают нас, - это геометрические фигуры. Сначала - более простые, такие, как: квадрат, прямоугольник, круг. Затем – более сложные: призмы, тетраэдры, пирамиды и т. д. Но мы не всегда обращаем внимание на окружающие нас здания.
Гипотеза.
При помощи вопросов подвести обучающихся к тому, что геометрия является основополагающей наукой в архитектуре.
В основе любого архитектурного сооружения лежат геометрические фигуры.
Предмет исследования: геометрические фигуры и формы.
Цель проекта.
Определить взаимосвязь геометрических форм с архитектурными сооружениями.
Задачи исследования.
Изучить разнообразие геометрических форм и фигур;
Рассмотреть варианты использования геометрических фигур в архитектуре города, расширить кругозор;
Создать презентацию о результатах проделанной работы.