Цель презентации – помочь учителю в организации итогового повторения по теме "Уравнения" при подготовке к ГИА.
Презентация содержит основные понятия, относящиеся к уравнениям (слайд 2-4, 6,7). Изученный в основной школе материал об уравнениях систематизирован и обобщен в виде схем и таблиц ( слайд 5, 8 – 13, 15), приведены алгоритмы решения линейных, квадратных, дробных уравнений, алгебраических уравнений степени выше 2 (слайд 8 – 13,15). При решении полных квадратных уравнений целесообразно повторить разные способы (слайд 9, пример 1, гиперссылка на 10 слайд).
Презентация повышает наглядность материала, т.к. компьютерное изображение удобнее, быстрее, аккуратнее и нагляднее, чем схемы, таблицы на доске.
Переход от слайда к слайду, а также внутри слайда осуществляется по щелчку. Работа с 5 слайдом идёт по часовой стрелке ( линейные, квадратные, дробные уравнения, уравнения высших степеней)
Внутри некоторых слайдов содержатся гиперссылки, которые позволяют вернуться к основному содержанию.
Каждый учитель по-своему может использовать представленный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Уравнения" »
Итоговое повторение
по теме"Уравнения"
Автор: Мельникова Л.Н.
учитель математики
МБОУ Комсомольская СОШ №1
Основные понятия
Вопросы
1.Что такое уравнение?
2. Что такое степень уравнения?
3. Что значит решить уравнение?
4.Что такое корень уравнения?
5.Какие уравнения называются равносильными?
6.Основные свойства равносильных уравнений.
7.К чему могут привести неравносильные преобразования?
КОРНИ:значение переменной,
обращающее уравнение в верное равенство
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
равенство,содержа-
щее переменную
РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ:найти его корни или доказать, что их нет
УРАВНЕНИЯ
РАВНОСИЛЬНЫЕ:имеющие одинаковые корни
СВОЙСТВА:1. Можно переносить слагаемые из одной части в другую с противоположным знаком.
2. Можно умножать (делить) обе части на одно и тоже число, не равное 0.
СТЕПЕНЬ:наивысшая степень переменной, входящей в уравнение
Один из корней уравнения 5x2– 2x+ 3p= 0равен 1. Найдите второй корень.
Решение
По условию х1= 1, поэтому подставим его в данное уравнение , получим 5•12- 2•1 + 3p= 0 , откудаp= - 1,тогда данное уравнение примет вид
5x2– 2x- 3 = 0.
Т.к. а +b+c= 0, то х1= 1, х2= , х2= - 0,6
Ответ :- 0,6
= 0
ЛИНЕЙНЫЕ
КВАДРАТНЫЕ
ax = b
ax2+ bx + c = 0
УРАВНЕНИЯ
ДРОБНЫЕ
ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ
f ( x) = 0,
f (x)-многочлен
степ. выше 2
Неравносильные преобразования могут привести кпотере корня
Правильное решение
х(х+5 ) = 2(х + 5)
х = 2
Потерян кореньх = - 5
х(х+5 ) = 2(х +5)
х( х+5) – 2(х+5) = 0
( х +5)( х - 2) = 0
х+5= 0илих – 2 = 0
х = - 5 х = 2
Ответ: -5; 2
Неравносильные преобразования могут привести кпоявлению посторонних корней
Правильное решение
=
х2+ х – 1 = 4х -3
х2– 3х +2 = 0
х=1 и х = 2
Посторонний кореньх = 1
Ответ: 2
Линейные уравнения
(приводимые к виду аx = b)
a ≠0
один корень
х =
a = b = 0
0•х = 0
бесконечное множество корней хR
a = 0, b ≠ 0
0•х =b
решений нет
Решить уравнения
1. - 7 - х = 3х + 17
2. 3( х – 3 ) = х + 2( х + 5 )
3.
4. - = 3
=
0 , два корня х = D = 0 , один корень х = – D корней нет Решите уравнения 1. 5х 2 – 8х + 3 = 0 2. х 2 – 4х + 4 = 0 3. 2х( 3х – 1) = 5(х + 1) 4. Х 2 – х + 1 = 0" width="640"
Квадратные уравнения
( приводимые к виду
ах2+bх + с = 0, а 0 )
Наличие корней зависит от знака выраженияD= b2– 4ac(дискриминант)
D 0, два корня х =
D = 0 ,один корень х = –
D корнейнет
Решите уравнения
1. 5х2– 8х + 3 = 0
2. х2– 4х + 4 = 0
3. 2х( 3х – 1) = 5(х + 1)
4.Х2– х + 1 = 0
0, х = D 1 = 0, х = - Свойства коэффициентов Если а + b +с = 0, то х₁ = 1, х₂ = Если а - b + с = 0, то х₁ = - 1, х₂ = -" width="640"
Квадратное уравнение с чётным вторым коэффициентом
ах2+2kх + с = 0 ,b = 2k
D1 0,х =
D1= 0, х = -
Свойства коэффициентов
Если а +b+с = 0, то х₁ = 1, х₂ =
Если а -b+ с = 0, то х₁ = - 1, х₂ = -
0 , то х = ± Если d = 0, то х = 0 Если d , то корней нет ах² + b х = 0, с = 0 х ( ах + b ) = 0 Х = 0, ах + b = 0 ах = - b x = - Два корня: х₁ = 0 х₂ = - ах² = 0, b = c = 0 Х² = 0 Х = 0 Один корень: Х = 0 -- Решите уравнения : 1. 10х² +5х = 0 2. 3х² - 15 = 0 3. 2х² + 3 = 3 – 7х" width="640"
Неполные квадратные уравнения
ах² + с = 0,b = 0
ах² =d
х² =d
Еслиd 0, то х = ±
Еслиd= 0, то х = 0
Еслиd , то корней нет
ах² +bх = 0, с = 0
х ( ах +b) = 0
Х = 0, ах +b = 0
ах = -b
x =-
Два корня: х₁ = 0
х₂ = -
ах² = 0,
b = c =0
Х² = 0
Х = 0
Один корень:
Х = 0
--
Решите уравнения : 1. 10х² +5х = 0
2. 3х² - 15 = 0
3. 2х² + 3 = 3 – 7х
Дробные уравнения
Чтобы решить дробное уравнение, нужно:
1.Найти область допустимых значений переменной.
2.Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.
3. Умножить обе части на общий знаменатель.
4. Решить получившееся целое уравнение.
5. Исключить посторонние корни.
Решите уравнения
1. 6 + = х 2. = 2х 3. + =
4. = 0 5. + =
Алгебраические уравнения высших степеней
(приводимые к видуf(x) = 0,гдеf (x) –многочлен степени выше 2)
Методы решения
Разложение на множители
2. Замена переменной
t = x²
t =ах² +bх+ c
t=,гдеp(x)иg x)– многочлены
3. Графический способ
Разложение на множители
( х – 1 )( х + 2)( х + 10) = 0
Х³ - 4х = 0
Х⁴ - 8х = 0
4. 3х³ - х² - 27х + 9 = 0
Замена переменной
1. х⁴ - 6х² + 8 = 0
2. ( х² + х +1 )² +2(х² + х +1) – 3 = 0
= 2(х² + х) + 1
4. + =
Графический способ
Чтобы найти корни уравненияf(x) = g(x)графическим способом, нужно в одной системе координатпостроить графики функцийy = f(x)иy=g(x), отметить точки пересечения графиков и найти абсциссы этих точек;
это и будут корни
Х ³ –= 0
Х³ =
•
Графики пересекаются в двух точках, абсциссы которых равны - 1 и 1.