Просмотр содержимого документа
«Построение функций»
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Малая академия наук «Искатель»
«ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ
ПЕРЕМЕННУЮ ПОД ЗНАКОМ МОДУЛЯ»
Работу выполнила :
Юдина Анастасияи Олеговна
обучающейся 9-А класса
МБОУ «СОШ №1
им. Маргелова В.Ф.»
г.Красноперекопск
Руководитель:
Коробова Елена Анатольевна
учитель математики
МБОУ «СОШ №1
им. Маргелова В.Ф.»
г.Красноперекопск
Красноперекопск 2018
Цель моей исследовательской работы:
1. Провести исследование и анализ имеющихся способов построения графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля . 2. Выбрать из найденных способов решения наиболее оптимальные. 3. Провести обобщение и систематизацию имеющего материала: а) научиться строить графики функций, содержащих переменную под знаком модуля; б) составить подборку задач по теме "Графики функций, содержащих переменную под знаком модуля".
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «модуль» широко применяется во многих разделах школьного курса математики, например, в изучении абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа; в геометрии и физике будут изучаться понятия вектора и его длины (модуля вектора). Понятия модуля применяется в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в высших учебных заведениях.
Слово «модуль» произошло от латинского слова «modulus», что в переводе означает «мера». Это слово имеет множество значений и применяется не только в математике, физике и технике, но и в архитектуре, программировании и других точных науках.
Считают, что термин предложил использовать Котс, ученик Ньютона. Знак модуля был введен в XIX веке Вейерштрассом .
Задача исследования:
1) используя различные методы исследования (теоретический, практический, исследовательский), углубить знания по теории модуля и научиться решать задачи, выходящие за страницы школьных учебников, тем самым расширить познавательный интерес к изучению алгебры; 2) на примере задач посмотреть, можно ли знания по теме "Графики функций, содержащие модуль", использовать для решения задач из реальной жизни.
Объект исследования: Плоскость и поведение на ней различных функциональных зависимостей.
Предмет исследования : Механизм построения графиков кусочно-линейных и кусочно-квадратичных функций определённых на множестве действительных чисел.
2. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛИ
Для построения всех типов графиков необходимо понимать определение модуля и знать виды простейших графиков, изучаемых в школе.
Целесообразно рассматривать построение графиков в следующей последовательности:
Построение графиков следует осуществлять двумя способами: 1) на основании определения модуля; 2) на основании правил (алгоритмов) геометрического преобразования графиков функций.
0. 2) Достраиваем его левую часть для х " width="640"
2.1. Построение графика функции у=f(∣x∣)
1-й способ.
у=2∣х∣-2=
2-й способ.
1) Строим график функции у=2х-2 для х0. 2) Достраиваем его левую часть для х
б) Построить график функции у=х 2 -2|х|-3.
Решение.
По свойству модуля, х 2 =|х| 2 , значит у=х 2 -2|х|-3 можно представить в виде у=|х| 2 -2|х|-3. Тогда для того чтобы построить график у=х 2 -2|х|-3 нужно построить график функции у=х 2 -2х-3.
Для этого найдём х 0 =-b/2a=-(-2)/2=1, y 0 =y(1)=1-2-3=-4,
ось параболы х=1, её вершина имеет координаты (1;-4),
при у=0 х=3 или х=-1,
при х=0 у=-3
Теперь оставим без изменений часть графика, расположенную в правой полуплоскости, и отобразим её симметрично относительно оси У(другую часть графика отбросим).
2.2. Построение графика функции у=∣f(x)∣
у=f(∣x∣) =
2. у=∣х-2∣⬄
1. y = |1 –|x||⬄ ⬄
2.4. Построение графиков функций вида ∣у∣=f(x)
∣ у∣=
Решение:
1 способ.
∣ у∣=1-х=
2 способ.
1) Строим график функции у=1-х. 2) Отражаем ту часть графика, которая находится выше оси абсцисс симметрично относительно оси абсцисс.
б) Построить график функции ∣у∣= х 2 -2х-3
1 способ:
∣ у∣=
2 способ:
1) Строим график функции у=х 2 -2х-3;
2) Отображаем ту часть графика, которая находится выше оси абсцисс симметрично относительно оси абсцисс.
Метод вершин
Графиком непрерывной кусочно-линейной функции является ломаная с двумя бесконечными крайними звеньями.
Пример: Построить график функции у=∣х∣-∣х-1∣
Алгоритм построения:
- Найдём нули каждого подмодульного выражения х=0 и х=1. - Составим таблицу, в которой кроме 0 и 1 записываем по одному целому справа и слева от этих значений.
- Наносим эти точки на координатную плоскость и
соединяем последовательно. Точки перелома и есть вершины ломаной
х
у
-1
0
-1
1
-1
2
1
1
4. Решение задач КИМ ГИА по теме "Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля"
№ 316295. Постройте график функции у=∣х+1∣-∣х-1∣
Решение.
Раскрывая модули, получаем, что
График изображён на рисунке.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы мы рассмотрели теоретический материал по абсолютной величине и решили практические задачи. Многообразие видов таких функций, различия в построениях их графиков, приобретение новых знаний, сделало нашу работу интересной и увлекательной.
В результате работы над темой я сумела изучить поведения линей ных, квадратичных, дробно-рациональных функций. Научилась преобразованию графиков, содержащих знак модуля. Также в ходе выполнения работы я экспериментировала с построением графиков функций, придуманных самостоятельно.
Данная исследовательская работа может быть использована учителями при подготовке к урокам и элективным курсам. Также работа может быть использована учащимися для самоподготовки и самоконтроля при подготовке к экзаменам.
6.ЛИТЕРАТУРА
1.Гельфанд И. М. и др. « Функции и графики » - М. Наука, 1973
2. Садыкина И. « Построение графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля » - Математика №33, 2004
3. Пичурин Л. Ф. « За страницами учебника алгебры » - М. Просвещение, 1999
Факультативный курс по математике: Учебное пособие для 7-9 классов средней школы. И. Л. Никольская – М. Просвещение, 1991