Сценарий урока
К уроку по математике в 6 классе по теме: «Перпендикулярные прямые»
Педагогические технологии: Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, компьютерная технология, личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 6 класс.
Тема: Перпендикулярные прямые
Цели урока:
Обучающие:
- повторить понятие угла, навыки построения прямых, лучей;
- научить распознавать перпендикулярные прямые, научить строить перпендикулярные прямые.
Развивающие:
- развить навыки поиска, обработки и представления информации;
- развить умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развить наблюдательность, а также коммуникативные умения.
Воспитательные:
- воспитать внимательность, усидчивость;
- сформировать понимание значимости математики как способа познания окружающего мира.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа, маркеры, копи-устройство mimio (или интерактивная доска), конверт (в нем находятся три карточки: желтого, зеленого, красного цветов и задание для отработки вычислительного навыка).
План урока
1. Организационный момент. /1 мин
- Здравствуйте! Садитесь!
2. Проверка вычислительного навыка. /5-7 мин
-Начнем наш урок с определения темы урока и заодно проверим ваш вычислительный навык.
Всего 22 примера, если класс слабый, то надо разделить примеры на части, например, первые 8 примеров- 1 ряд, следующие 8- 2 ряд, последние 6 примеров- 3 ряд.
1.Вынуть из конверта листок с заданием.
2.Выполнить задание.
3.Найти полученный ответ в таблице.
4.В таблице каждому числу поставлена в соответствие буква.
5.В результате верного выполнения задания можно получить тему нашего урока.
Приложение 1
-В результате получилась наша тема: « Перпендикулярные прямые»
3. Получение новых знаний.
-Запишем её в своих тетрадях.
-Цель урока: научиться отличать перпендикулярные прямые от других прямых, научиться строить их, а также применять полученные знания для решения задач.
-Для начала повторим некоторые понятия, для этого сыграем в игру «Светофор».Возьмите из конверта три цветных карточки.
-Если Вы не согласны, то поднимаете красную карточку, как бы говоря «Стоп! Я не согласен!»
-Если Вы не знаете, то поднимаете желтую карточку.
-Если Вы согласны, то поднимаем зеленую карточку, как бы говоря «Правильно, идем дальше!»
Слайд 7.
1.Углы бывают развернутые и свернутые (нет - поднимают красную карточку)
Слайд 8.
2.Различают тупые, острые и прямые углы (да- поднимают зеленую карточку)
Слайд 9.
3.Все углы имеют градусную меру (да)
Слайд 10.
4.Все эти фигуры- углы (нет)
Слайд 11.
5.Угол, градусная мера которого 90 градусов, называется прямым (да)
Слайд 12.
6.При построении прямых углов используют транспортир и чертежный угольник( да)
Слайд 13.
7.Чаще всех в жизни встречаются прямые углы (да)
Слайд 14.
8.Все эти углы прямые (да)
-Молодцы! Положите светофор обратно в конверт.
Слайд 15.
-А теперь разделите пары прямых на группы. По какому признаку вы разделили фигуры?
Как правило учащиеся называют 2 группы. Обязательно надо обратить внимание, что существуют еще совпадающие прямые.
Слайд 17.
Задание 1
1. Начертите прямой угол АОВ.
2.Постройте луч ОД, который является дополнительным к лучу ОА;
луч ОС, который является дополнительным к лучу ОВ.
3.Запишите названия получившихся прямых углов.
Слайд 18 .(изображены две перпендикулярные прямые)
- Что же мы видим еще, кроме 4-х прямых углов?
Слайд 19.
- Правильно! Мы видим две прямые, которые пересекаются под прямым углом.
Запишем определение: две прямые,
образующие при пересечении прямые углы, называют перпендикулярными.
-Все углы, как мы видим прямые, а проверить можно с помощью чертежного угольника.
-Прошу обратить внимание на краткую запись. Значок перпендикулярности очень похож на наш чертеж. Слайд 21.
-Слово «перпендикулярные» появилось от латинского слова « perpendicularis », означающий ОТВЕСНЫЙ.
-Как мы видим на рисунке, строители используют строительный отвес, с помощью которого очень легко проверить, как ровно стоит столб.
Слайд 22.
- Определите «на глаз», какие пары прямых перпендикулярны, сделайте запись в тетрадях.
Один из учеников ( или два ученика) делает запись на доске: а ? d, в ? с, d ? e.
4.Зарядка для глаз. (Приложение 4).
На стене над доской сделан рисунок.
С помощью лазерной указки. Сначала по горизонтали слева направо, потом наоборот. Дети следят глазами за движениями. Потом по вертикали: сверху- вниз, снизу –вверх. Точно также сначала коричневый, потом синий, последний зелёный(из центра ,как знак бесконечности).Зарядку проводят стоя.
5. Решение задач по теме.
- А теперь вы научитесь строить перпендикулярные прямые.
Учащиеся выполняют задание 3 (1 и 2 случай).Слайды 23 и 24.
- Чем отличаются эти случаи?
- Правильно, в одном случае точка принадлежит прямой, в другом не принадлежит прямой.
- А как вы думаете, сколько можно провести прямых через точку, перпендикулярных данной?
- Правильно, только одну!
Слайд 25.
Задание 4. С помощью чертежного угольника или транспортира через точки А, В, С, Д постройте прямые, перпендикулярные прямой КМ .
Данное задание выполняется с помощью интерактивной приставки mimio.
4 ученика могут попробовать свои знания.
- А как вы думаете, бывают ли перпендикулярные отрезки, лучи?
Учащиеся отвечают положительно на этот вопрос и учитель просить продемонстрировать, как это может выглядеть на чертеже.
- На слайде мы видим луч и отрезок, как проверить будут ли они перпендикулярными?
- Правильно надо провести прямые так, чтобы луч и прямая лежали на прямых, и проверить с помощью чертежного угольника.
6. Постановка домашнего задания.
1.Выучить определения.
2.Выполнить из учебника № 1366, 1367,1368.
7. Подведение итогов.
Учащиеся отвечают на вопросы: Что нового узнали на уроке?
В конце урока /с помощью карточек трёх цветов: жёлтого, зеленого, красного/
У ребят на партах в конвертах лежат карточки. По просьбе учителя, учащиеся поднимают карточку соответствующего цвета.
- Поднимите зеленую, если вы всё поняли.
- Желтую, если есть небольшие недочеты и есть над чем работать.
- Красную, если не совсем разобрались в теме.
1.
ИСТОЧНИКИ:
1. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд .Математика. 6 класс. – М.: Мнемозина, 2011.