Урок по теме : "Перпендикулярность прямой и плоскости". 10-й класс
Урок по теме : "Перпендикулярность прямой и плоскости". 10-й класс
закрепить вопросы теории по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»;
вырабатывать навыки применения теоретических знаний к решению типовых задач на перпендикулярность прямой и плоскости.Для подготовки к уроку использовались материалы учебника «Геометрия – 10-11» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др., методические рекомендации к учебнику «Изучение геометрии в 10-11 классах» авторов С.М. Саакяна, В.Ф. Бутузова, «Поурочные разработки по геометрии» автора В.А. Яровенко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме : "Перпендикулярность прямой и плоскости". 10-й класс »
Урок геометрии по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости". 10-й класс
Цели:
закрепить вопросы теории по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»;
вырабатывать навыки применения теоретических знаний к решению типовых задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
План:
Теоретический опрос.
Доказательство изученных теорем у доски.
Фронтальный опрос.
Презентации учащихся по данной теме.
Решение задач.
Решение устных задач по готовым чертежам.
Решение письменных задач (по группам).
Самостоятельная работа с индивидуальным заданием.
Итог урока. Задание на дом.
Ход урока
I. Теоретический опрос
1) доказать лемму о 2-ух параллельных прямых, одна из которых перпендикулярна к третьей; 2) доказать теорему о 2-ух параллельных прямых, одна из которых перпендикулярна к плоскости; 3) доказать обратную теорему о параллельности 2-ух прямых, перпендикулярных к плоскости; 4) доказать признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Пока ученики готовятся у доски к ответу, с классом проводится фронтальный опрос. (1. Закончить предложение:
а) две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если… (угол между ними равен 90°) б) прямая называется перпендикулярной к плоскости, если… (она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости) в) если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они… (параллельны) г) если плоскость перпендикулярна к одной из двух параллельных прямых, то она… (перпендикулярна и к другой прямой) д) если две плоскости перпендикулярны к одной прямой, то они… (параллельны)
б) Определите взаимное расположение: 1) прямой CC1 и плоскости (DСВ) (ответ: они перпендикулярны) 2) прямой D1C1 и плоскости (DCB) (ответ: они параллельны)
Далее выслушиваются ответы учеников у доски с дополнениями и исправлениями по необходимости. Затем рассматриваются презентации по данной теме, подготовленные рядом учеников в качестве зачётных работ
II. Решение задач.
1. Решение задач по готовым чертежам(Устно)
№1
Дано: ∆ ABC - прямоугольный; AM ⊥ AC; M ∉ (ABC) Доказать: AC ⊥ (AMB) Доказательство: Т.к. AC ⊥ AB и AC ⊥ AM, а AM ⋂ AB, т.е. АМ и АВ лежат в плоскости (АМВ), то AC ⊥ (AMB) по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. Ч.т.д.
№2
Дано: ВМDC - прямоугольник, M ∉ (ABC), MB ⊥ AB Доказать: CD ⊥ (ABC) Доказательство: MB ⊥ BC, т.к. ВМDC – прямоугольник, MB ⊥ AB по условию, BC ⋂ AB, т.е. ВС и АВ лежат в плоскости (АВС) ⇒ MB ⊥ (ABC) по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. СD ∥ МВ по свойству сторон прямоугольника ⇒ CD ⊥ (ABC) по теореме о двух параллельных прямых, одна из которых перпендикулярна к плоскости (то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости). Ч.т.д.
№3
Дано: АВСD – прямоугольник, M ∉ (ABC), MB ⊥ BC Доказать: AD ⊥ AM Доказательство: 1) ∠ABC = 90°, т.к. АВСD – прямоугольник ⇒ BC ⊥ AB, BS ⊥ MB по условию, MB ⋂ AB = B, т.е. МВ и АВ лежат в плоскости (АМВ) ⇒ BC ⊥ (AMB) по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. 2) BC ∥ AD (по свойству сторон прямоугольника) ⇒ AD ⊥ (AMB) по теореме о двух параллельных прямых, одна из которых перпендикулярна плоскости (то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости). 3) Т.к. AD ⊥ (AMB) ⇒ AD ⊥ AM по определению прямой, перпендикулярной плоскости. Ч.т.д.
№4
Дано: АВСD – параллелограмм, M ∉ (ABC), МВ = МD, МА = МС Доказать: MO ⊥ (ABC) Доказательство: 1) Т.к. О – точка пересечения диагоналей параллелограмма, то АО = СО и ВО = DO. ∆ BMD - равнобедренный, т. к. ВМ = МD по условию, значит МО - медиана и высота, т.е. MO ⊥ BD. 2) Аналогично доказывается в ∆ AMC: MO ⊥ AC. 3) Итак, MO ⊥ BD и MO ⊥ AC. а ВD и АС – пересекающиеся прямые, лежащие в плоскости (АВС) ⇒ MO ⊥ (ABC) по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. Ч.т.д.
(Устные ответы к каждой задаче требуется обосновывать, проговаривая всякий раз формулировки применяемых теорем)
2. Решение письменных задач
Класс делится на три группы (например, по рядам), и каждой группе даётся задача с последующей проверкой решения у доски.
№1.2 (№125 учебника)
Через точки P и Q прямой РQ проведены прямые, перпендикулярные к плоскости α и пересекающие её соответственно в точках P1 и Q1. Найдите P1Q1, если PQ = 15 cм; PP1 = 21,5 cм; QQ1 = 33,5 cм. Решение:
1) PP1 ⊥ α и QQ1 ⊥ α по условию ⇒ PP1 ∥ QQ1 (обосновать); 2) PP1 и QQ1 определяют некоторую плоскость β, α ⋂ β = P1Q1; 3) PP1Q1Q - трапеция с основаниями PP1 и QQ1, проведём PK ∥ P1Q1; 4) QK = 33,5 - 21,5 = 12 (см)
P1Q1 = PK =
= 9 см.
Ответ: P1Q1 = 9 см.
№2.2
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1АВ = 9 см; ВС = 8 см; ВD = 17 см. Найдите площадь BDD1B1. Решение:
1) ∆ ABD: ∠BAD = 90°; АD = BC = 8 см;
ВD =
см;
2) ∆ DD1B: ∠D1DB = 90°;
DD1 =
= 12 см;
3) SBB1D1D = BD ∙ DD1 =
см2.
Ответ:
см2.
№3.2
Отрезок МН пересекает плоскость α в точке К. Из концов отрезка проведены прямые МЕ и НР, перпендикулярные к плоскости α. НР = 4 см; МЕ = 12 см; НК = 5 см. Найдите отрезок РЕ. Решение:
1) Т.к. прямые МЕ и НР перпендикулярны к плоскости α, то МЕ ∥ НР (обосновать) и через них проходит некоторая плоскость β. α ⋂ β = EP; 2)МЕ ⊥ EP; НР ⊥ EP(обосновать), т.е. ∠MEK = ∠HPK = 90°;
3) ∆ HPK: KP =
= 3 см;
4) ∠EMK = ∠PHK (накрест лежащие для параллельных прямых МЕ и НР и секущей МН),
тогда ∆ MEK ∆ HPK по двум углам и
; т.е.
⇒ EK =
= 9 см,
РЕ = РК + КЕ, РЕ = 3 + 9 = 12 см.
Ответ: РЕ = 12 см.
3. Самостоятельная работа(направлена на проверку усвоения материала по данной теме)
Вариант I
Вариант II
Через вершины А и В прямоугольника АВСD проведены параллельные прямые AA1 и BB1, не лежащие в плоскости прямоугольника. Известно, что AA1 ⊥ AB, AA1⊥ AD. Найдите B1B, если B1D = 25 см, AB = 12 см, AD = 16 см.
Через вершины А и В ромба АВСD проведены параллельные прямые AA1 и BB1, не лежащие в плоскости ромба. Известно, что BB1 ⊥ BC, BB1 ⊥AB. Найдите A1A, если A1C = 13 см, BD = 16 см, AB= 10 см.
Решение:
1) AA1 ⊥ AB, AA1 ⊥ AD, а AB ⋂ AD = A ⇒ AA1 ⋂ (ABC) (по признаку перпендикулярности прямой и плоскости), а т.к. AA1 ∥ BB1, то BB1 ⊥ (ABC) ⇒ BB1 ⊥ BD; 2) ∆ ABD: ∠BAD = 90°. По теореме Пифагора:
BD =
= 20 см;
3) ∆ B1BD – прямоугольный. По теореме Пифагора:
B1B =
= 15 см.
Ответ: 15 см.
Решение:
1) BB1 ⊥ AB, BB1 ⊥ BC, а AB ⋂ BC = B ⇒ BB1 ⋂ (ABC) (по признаку перпендикулярности прямой и плоскости), а т.к. BB1 ∥ AA1, то AA1 ⊥ (ABC) ⇒ AA1⊥ AC; 2) Используя свойство диагоналей ромба, имеем в ∆AOB: ∠AOB = 90°, BO = ½ BD = 8 см. По теореме Пифагора:
AO =
= 6 см,
AO = ½ AC ⇒ AC = 12 см; 3) ∆ A1AC – прямоугольный. По теореме Пифагора:
AA1 =
= 5 см.
Ответ: 5 см.
Индивидуальное задание для более сильных учеников. (Вариант III)
Дано: ∆ ABC; AB = AC = BC; CD ⊥ (ABC); AM = MB; DM = 15 дм; CD = 12 дм. Найти: S∆ ADB Решение:
1) Т.к. CD ⊥ (FDC) ⇒ CD ⊥ AC и CD ⊥ BC, т.е. ∆ ADC, ∆ BDC – прямоугольные; 2) ∆ ADC = ∆ BDC (по двум катетам) ⇒ AD = BD, т.е. ∆ ADB – равнобедренный и DM – медиана, а значит и высота; 3) DC ⊥ MC ⇒ MCD – прямоугольный,
тогда MC =
= 9;
4) ∆ ABC – равносторонний, поэтому СМ – медиана и высота, т.е. ∆ MCB – прямоугольный, ∠B = 60°,
sin ∠B =
, тогда
,
а АВ = ВС (по условию). 5) S∆ ADB = ½ DM ∙ AB;
S∆ ADB = ½ ∙ 15 ∙
.
Ответ:
III. Подводятся итоги урока. Задание на дом: повторить теоретический материал по изученной теме, глава II, №130, №131.
Для подготовки к уроку использовались материалы учебника «Геометрия – 10-11» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др., методические рекомендации к учебнику «Изучение геометрии в 10-11 классах» авторов С.М. Саакяна, В.Ф. Бутузова, «Поурочные разработки по геометрии» автора В.А. Яровенко.