5 «А», 5 «Б» кл.
Тема: Обыкновенные дроби
Цели урока:
Познакомить с понятием доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби,
половина, треть, четверть,
Развивать умение читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю, логическое мышление учащихся, формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания
Воспитывать уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, внимание, уверенность в себе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Контроль: взаимопроверка в парах, самооценка.
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал (цветные кружки, памятки, карточки с тестами.).
Формы, применяемые на уроке: групповая, индивидуальная, фронтальная, с использованием ИКТ.
Методы, используемые на уроке: беседа, ИКТ.
Этапы урока:
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Устный счет, актуализация знаний (2 мин.).
3. Мотивация. Объяснение нового материала. Историческая справка (10 мин.).
4. Физическая минутка (2 мин.).
5. Первичное закрепление пройденного материала (10мин.).
6. Домашнее задание (1мин.).
7. Итог урока (2 мин.).
8. Рефлексия (1 мин.).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Устный счет
Вычисли:
270:9 =
34 ∙ 5 =
64 : 32=
6 ∙ 9 =
(46 +14): 5=
(19+81) ∙ 5 =
1 : 2= ?
Какой результат получится, как записать результат деления? Сегодня мы с вами научимся найти и записать результат такого деления.
3. Мотивация. Объяснение нового материала. Историческая справка.
- Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные.
Просмотр ролика мультфильма «Апельсин»
- Какой фрукт делили звери? (апельсин)
- Из чего он состоит? (Из долек)
- А какие дольки в апельсине? (равные)
- Значит, что такое доли? (Доли – это равные части)
- Молодцы!
- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на пять)
- Какую часть получит каждый? (одну пятую)
- Вот мы и с вами подошли к теме нашего урока
- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока: Обыкновенные дроби
Цели урока: Знакомство с понятиями доли, обыкновенные дроби. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей
- Учитель: Ещё раз повторим, что такое доли? (Доли – это равные части)
- В математике долю принято записывать в следующем виде
- Такая запись числа называется обыкновенной дробью.
Запись в тетрадь: - обыкновенная дробь,
Число 1 – числитель дроби. Число 5– знаменатель дроби.
= 1 : 5 ( частное от деления записывается в виде дроби, где числитель – это делимое, знаменатель – делитель)
- Теперь подумайте, что нам показывает числитель? (сколько частей взяли)
- Что нам показывает знаменатель? (на сколько частей разделили)
- Запись в тетрадь: Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
ЗАДАНИЕ 1. Запишите в тетради дроби, выражающие следующие ситуации (3 ученика одновременно пишут на доске):
торт разделили на 5 частей и съели 3 части ();
лист бумаги разделили на три части и сожгли одну часть ();
арбуз разделили на 6 частей и съели 4 части ().
ЗАДАНИЕ 2. А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и поможем справиться с задачами. Загадки, задачки, реши и все в порядке!
Загадка № 1
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, спаси меня,
Ты спаси меня и братца! О какой сказке идет речь?
Задача №1: На яблоньке осталось лишь одно яблоко. Как разделить между братом и сестрой яблоко?
Какую долю получит каждый?
- Долю в математике принято еще называть половиной
- Запись в тетрадь : - половина.
Учитель: Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра)
2) Загадка № 2
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки. (Три медведя)
Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она принесла им мёд. На сколько частей надо разделить мед в сотах? Какую долю получил каждый медведь?
- Долю в математике принято называть треть
- Запись в тетрадь: – это треть
Загадка № 3
С зайцем подружился
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался... (Колобок)
Задача №3Решила лиса угостить зайца, волка и медведя колобком. Как они разделили колобок между собой? Какую долю получил каждый из них? (долю )
- Долю в математике принято называть четверть
- Запись в тетрадь - это четверть.
ЗАДАНИЕ 3. А сейчас поучимся читать дроби. ( учебник стр 89 № 304)
ЗАДАНИЕ 4. Сейчас давайте запишите в виде обыкновенной дроби.
Две седьмых
Четыре девятых
Одна сотая
Шесть восьмых
Три двадцать пятых
Половина
Физическая минутка
ЗАДАНИЕ 5. (рисунки)
Какая часть фигуры закрашена?
ЗАДАНИЕ 6. Работа с книгой
№ 303, № 311
Математический диктант
Запишите в виде обыкновенной дроби: Самопроверка
- Учитель: Поставьте оценку своему товарищу по парте.
- Учитель: Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.
Домашнее задание: параг. 19 читать, записи в тетради учить, №312
Итог урока.
В конце урока я хотела вас всех угостить пирогом. Скажите пожалуйста на сколько частей я должна разделить пирог.
Какую долю пирога получит каждый?
Какую долю получат гости?
Какую долю получат девочки?
Какую долю получат мальчики?
- Что такое доля? (доля – каждая из равных частей единицы)
- Как называется число, которое пишут над дробной чертой? Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)
- Что показывает числитель и знаменатель дроби? (знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)