МКОУ «Верхнебалыклейская СОШ» Математика в моей будущей профессии
Авторы: ученицы 9 класса Ким Евгения, Телякова Ксения Руководитель: Самофалова Татьяна Петровна 2014 год
Актуальность
Очень часто можно услышать такие высказывания : «Зачем нужно изучать математику, решать задачи? Научились считать, этого достаточно». Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в выборе будущей профессии.
Доказать, необходимость изучения математики для овладения знаниями при выборе профессии.
- изучить востребованы ли математические знания в профессиях, выбранных учениками нашего класса;
- доказать важность владения математическими знаниями.
- Объект: - математика в профессиях .
- Методы:
- поиск информации о профессиях из различных источников; - анкетирование (опрос), анализ, обобщение.
- Гипотеза: - математика необходима людям любой профессии
- Практическая значимость работы: подготовленную презентацию можно использовать во внеклассной работе и на уроках математики.
- Апробация проекта: публикация работы в социальной сети работников образования nsportal.ru. Web-адрес сайта: http:// nsportal.ru/tatyana-petrovna-samofalova и выступление с презентацией проекта во время недели математики перед учащимися 9-11 классов.
Как мы работали
Кем быть? (результаты опроса 9 класса)
Число людей
Профессия
1
Специалист по банковскому делу
2
Бухгалтер
2
Геолог
2
Сварщик
2
Водитель
1
Повар
Мы провели исследование среди учеников, учителей и родителей нашего класса и задали им вопрос:
Какую роль играет математика в будущих профессиях учеников 9 класса?
Бухгалтер, специалист по банковскому делу
Результаты опроса
Описание профессии
Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д. Требования к профессиональной подготовке: - хорошая подготовка по математике, основам информатики и ИКТ, статистики, финансов, управления, денежного обращения.
Ким Е., Пягай Д., Козарова О. – будущие бухгалтеры и специалисты по банковскому делу.
Пример задачи на проценты, которая решается в этой профессиональной деятельности
Задача. Какой будет заработная плата после повышения ее на 30 %, если до повышения она составляла 8760 руб. и с работника берётся подоходный налог 13%.
Решение :
1) 100%+30%=130% - новая зарплата
2) 130%=1,3
3) 8760 · 1,3=11388(р) - чистая зарплата
4)100%-13%=87% - составит зарплата, после вычета подоходного налога
5) 87%=0,87
6)11388 · 0,87=9907,56(р) - получит работник на руки.
Ответ : 9907,56 р.
Водитель
Результаты опроса
Описание профессии
Контролирует правильность погрузки и закрепления груза проверяет наличие топлива, масла, воды, исправность механизмов машины и системы электрооборудования. Во время рейсов наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов.
Требования к профессиональной подготовке:
- хорошая подготовка по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы;
Хабибулин А., Рябов С. – будущие водители.
Примеры задач, которые решаются в этой профессиональной деятельности
Задача на движение. 1) Водителю необходимо преодолеть путь из города Нижний Новгород в посёлок Сосновское, протяженность этого пути 80 км. Машина расходует 10 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути в посёлок Сосновское и обратно?
Решение:
1) 10:100=0,1(л) – расходуется на 1 км
2) 0,1· 80=8(л) – расходуется на путь в один конец
3) 8· 2=16(л) – потребуется на всю дорогу
Ответ: 16 литров
Задачи на площади и объемы:
1) Определить объём кузова автомобиля ГАЗ-53, если его длина 3,8м, ширина – 2,6м, высота бортов 80 см. Как изменится объем кузова, если его борта «нарастить» вдвое?
2) Вычислить объём дизтоплива в цистерне диаметром 2м и длиной 3м, если она заполнена на 2/3 объёма.
Геолог
Результаты опроса
Описание профессии
Конечная цель любой геологической работы — выявление и оценка месторождений полезных ископаемых, которые осуществляются в процессе съемки, поиска и разведки. Для этого предстоит решение следующих задач: • разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях; • разработка планов горных работ и эксплуатационной разведки; • изучение геологического строения месторождений.
Требования к профессиональной подготовке: - специалисту нужно знать много точных наук, например физику, математику, инженерную графику, информатику, теоретическую механику и другие.
Телякова К., Дон Д. – будущие геологи
Примеры задач, которые решаются в этой профессиональной деятельности
Задача 1. На плане (в 1 см 50 м) расстояние между точками составляет 1,5 см. Определить горизонтальное проложение между этими же точками на местности.
Решение: 1) 1,5 * 5000 = 7500 см = 75 (м)
Ответ: 75 м
Задача 2. Палатка имеет форму четырехугольной пирамиды со сторонами основания 2 м и 3м. Боковое ребро ее 3 м. Какой длины нужно установить шест в центре палатки?
Решение:
- BC= √ 3ˆ2 + 2ˆ2 = √9+4 = √13
2 2 2
- AB= √3ˆ2 – √13 ˆ2 = √9 – 13 = √9 – 3,25 = √5,75 ≈ 2,4 м
(2) 4
Ответ: 2,4 м
Сварщик
Результаты опроса
Описание профессии
Для профессии «Сварщик» профессионально значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, умение выполнять действия с числами разного знака, оперировать обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными, умение оперировать процентами, что требует к тому же уверенного владения навыками работы на калькуляторе. В техническом обиходе активно используются такие математические понятия, как соотношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа, решаются уравнения.
Конаков Р., Колесниченко А. – будущие сварщики
Примеры задач, которые решаются в этой профессиональной деятельности
Задача 1.Сварщику необходимо изготовить бак, имеющий форму параллелепипеда с основанием 1,4 х 2,2 м , чтобы он вмещал 2 т воды. Какова должны быть высота бака? (плотность воды 1000 кг/м3 ).
Решение:
1) V = m/p V = 2000/1000 = 2 мˆ3
2) H = V/ab H = 2/ 1,4*2,2 = 0,65 = 65 см
Ответ: 65 см
Задача 2. Сварщику необходимо изготовить бункер, имеющий форму правильной четырехугольной призмы, длина стороны основания которого равна 1,2 м , высота – 2,4 м. Сколько стали необходимо выполнения работы? (Прим.: на швы следует добавить 3% материала).
Повар
Результаты опроса
Описание профессии
Повар должен обязательно уметь определять влажность продуктов, рассчитывать дневную норму питания в процентах, производить калькуляцию и учет продуктов питания.
Повар рассчитывает объём посуды, количество жидкости для точного расчёта порций.
Давид Т. – будущий повар
Примеры задач, которые решаются в этой профессиональной деятельности
Задача на пропорции. В книге рецептов написано, что на три порции фруктового салата необходимо взять 150гр киви, 210гр манго,180гр папайи и 60гр миндальных орехов. По сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления 20 порций фруктового салата.
Решение: 1) Выясним по сколько грамм каждого ингредиента нужно для приготовления одного салата. 150/3=50гр киви. 210/3=70гр манго. 180/3=60гр папайи. 60/3=20гр миндальных орехов. 2) Умножим получившиеся результаты на 20порций. 50*20=1000гр киви. 70*20=1400гр манго. 60*20=1200гр папайи. 20*20=400гр миндальных орехов. Ответ: на 20 порций фруктового салата необходимо 1000гр киви, 1400гр манго, 1200гр папайи и 400гр миндальных орехов.
1) Кастрюля имеет форму цилиндра, образующая которого 45 см, а диаметр основания 50 см. Можно ли приготовить в этой кастрюле 350 порций кипяченого молока, если при нагревании объём молока увеличивается в 1,1 раз. (1 порция 250мл= 0,25л)
2) Имеется две кастрюли которая из них вместительней – правая, широкая или левая, втрое более высокая, но вдвое более узкая?
Выводы:
1) Мы видим, что знания математики, необходимы во всех профессиях
2) Решение математических задач помогает:
- Развивать логическое мышление, что способствует лучшему пониманию своей профессии.
Используемая литература:
- Шеврин Л.Н.. Математика – 5-6 . Учебник – собеседник. М., 1992г
- Смирнов А.И. Мир профессий М., 1987г.
- Дорофеев Г.В. Математика-5кл.М., 1994г
- Виленкин Н.Я. Математика-6кл.М.,2008г.
- Интернет – ресурсы.
С вами были юные исследователи
Телякова Ксения
Ким Евгения
Спасибо за внимание!