Классный час по профориентации
в 9 классе
«Будущая профессия - моими глазами»
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
Цель классного часа:
Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.
Задачи классного часа:
1)расширить знания подростков о мире профессий;
2) стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
3) помочь в отношении профессионального самоопределения.
- Вступительное слово.
Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Средние учебные заведения, училища, лицеи, колледжи, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. А выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
- Практический блок. Подбери примеры профессий.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):
- Человек - природа.
- Человек - техника.
- Человек - человек.
-Человек - знаковая система.
-Человек - художественный образ.
Сейчас вы будете работать в группах (5 групп).
- Задание: Подберите как можно больше примеров профессий определённого типа.
(1-ая группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.
2-ая группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и др.
3-ья группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и др.
4-ая группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус и др.
5-ая группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и др.).
3. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.
- Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, школьный учебник, булочка, фарфоровая чашка, джинсы. (По группам). (письменно)
4. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный русский историк и государственный деятель В. Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:
-нужные науки - образование, здравоохранение, экономика, право;
- полезные науки - сельское хозяйство, биология, физика, математика;
- щегольские (увеселяющие) науки - литература и искусство;
- тщетные науки - алхимия, астрономия;
- вредительские науки - колдовство.
- Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (устно)
5. Вопросы:
- Кто такой веб - дизайнер? (специалист по созданию Интернет - сайтов).
- Провизор? ( специалист по производству, хранению и продаже лекарств).
- Кинолог? ( специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород).
6. Как выбрать профессию?
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Ответьте себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:
«ХОЧУ»
-Чем тебе интересно заниматься?
-Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
-Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
-Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
-Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
-Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?
«НАДО»
-Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
-Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
-Необъективная оценка своих способностей.
-Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной
стороной профессии.
-Ориентир на «престижную» профессию.
-Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
-Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо прежде всего знать самого себя. Для этого предлагается вам опросник «Знаешь ли ты себя?»
Знаешь ли ты себя?
Перед тем как ты начнешь целенаправленно себя изучать, проверь, что ты знаешь о себе. Если самому тебе это сделать сложно, посоветуйся со школьным психологом, почитай психологическую литературу, которая имеется во всех библиотеках. А главное, начни думать о себе, прислушайся к своим чувствам и желаниям и попытайся осознать их. Попробуй хоть иногда посмотреть на себя как бы со стороны, — каким тебя могут увидеть люди, соответствует ли это тому, каким ты сам считаешь себя.
Нарисуй схему, в центре, куда сходятся все стрелки-вопросы, поставь свое «Я». Внутреннее «Я» — самая глубокая, самая тонкая и труднодоступная для понимания сущность человека. «Я» — это целый мир, принадлежащий именно тебе или только тебе. Ты по-своему ощущаешь и воспринимаешь окружающий мир, у тебя свои особенности памяти, мышления, внимания; у тебя своеобразное воображение, способности, интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения; тебе присуща большая или меньшая сила эмоциональных переживаний. У тебя сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, своя мера доброты, обаяния, чистосердечия, бескорыстия, благородства; свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, обиды, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.
Постарайся искренне ответить на вопросы. Ты можешь дополнять их, изменять по мере углубления в целенаправленную работу по воспитанию самого себя. Начни с таких раздумий о себе:
— Какие способности я у себя нахожу?
— Какие книги я люблю читать?
— Какие учебные предметы мне нравятся?
— О чем я мечтаю?
— О чем мне приятно и о чем неприятно вспоминать?
— Какой у меня Характер?
— Какое настроение у меня бывает чаще всего?
— Как я отношусь к себе?
— Что мне нравится и что хотелось бы изменить в моем внешнем облике?
— Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?
— Чем я люблю заниматься больше всего?
— Кем я хочу стать в будущем?
- Люблю ли я и умею ли я трудиться?
- Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?
— Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
— Понимаю ли я юмор, шутки?
— Испытываю ли я иногда чувства стыда, раскаяния?
— Ощущаю ли в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
Вопросов можно задать много и самых разных. Ты, очевидно, будешь задавать их себе, исходя из того, каким ты хочешь стать, ради чего ты хочешь себя познать, что в себе хочешь воспитать.
Но при всех вариантах следует помнить, что познание собственного внутреннего мира — это лишь одна из составляющих самовоспитания. Оглянись вокруг. Ты постоянно находишься среди людей: очень близких, родных — дома, в кругу друзей; хорошо или не очень хорошо знакомых — в школе, в гостях, в различного рода клубах, кружках и секциях; совсем незнакомых — на улице, в автобусе и трамвае, в театре и кино, в музее и магазине, в столовой и кафе, в лагере летнего отдыха, на катке и на пляже, в поезде и самолете — везде и всегда. Еще древнеримский полководец и философ Марк Аврелий говорил: «Если бы ты и хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».
7. Заключительная беседа.
Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? ( Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)
Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет делать.
Ищите себя! Найдите себя!