Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным (Б. Паскаль).Математические фокусы широко используются учителями как одно из средств придания математике занимательной формы. Они способствуют возникновению и развитию интереса математики, показывают с необычной стороны ее возможность. Демонстрация математических "чудес" - это хорошее развлечение, дающее к тому же еще для ума и удовлетворение после разгадки секрета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Математические фокусы »
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ФОКУСОВ
Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным
Б. Паскаль
Каждый математический фокус – это теорема, выражающая определенное общее свойство чисел или фигур.
План разгадки любопытной зависимости:
Наблюдение
Гипотеза
Доказательство
ФОКУС 1:
Умножьте число своего рождения на 20, к произведению добавьте 73, сумму умножьте на 5. К произведению прибавьте номер месяца, в котором вы родились, и еще 35. Сообщите мне результат, и я скажу, когда вас поздравлять с днем рождения.
Пример:
Пусть дата рождения 16 июля.
Тогда получаем:
16 * 20 = 320;
320 + 73 = 393;
393 * 5 = 1965;
1965 + 7 = 1972;
1972 + 35 = 2007
Отгадка
Замечаем, что если из сообщенного результата вычесть 400, то получится число, в котором первые 2 цифры/или первая одна цифра/ составляют число рождения, а последние две цифры – искомый номер месяца.
В примере: 2007-400=1607,
т.е. 1607 – 16 июля
Обоснование
Число рождения не более, чем двузначное; обозначим его /a может равняться нулю/.
Аналогично искомый номер месяца представим как . Выполним указанные действия:
Фокус 2:
Задумайте число. Удвойте его и прибавьте 4. Разделите на 2 и прибавьте 7. Умножьте на 8 и отнимите 12. Разделите на 4. Назовите итог.
Пример:
Задумано 8. Последовательно получаем:
8 * 2 = 16
16 + 4 = 20
20 : 2 = 10
10 + 7 = 17
17 * 8 = 136
136 – 12 = 124
124 : 4 = 31
Отгадка
Из названного результата вычитаем 15 и делим на 2:
31 – 15 = 16
16:2 = 8
Обоснование
Задумано а. Выполняя указанные действия, получим последовательно:
2 а ;
2 а + 4;
а + 2;
а + 9;
8а + 72;
8а + 60;
2 а + 15.
Вычтя 15 и поделив на 2, находим задуманное число.
Фокус 3
Задумайте число. Прибавьте к нему 2. Перемножьте получившиеся числа и к произведению прибавьте 5. Назовите итог, и я угадаю задуманное число.
Пример:
Задумано 15.
15 + 2 =17
15 * 17 = 255
255 + 5 = 260
Отгадка
Из сообщенного итога нужно вычесть 4, извлечь квадратный корень, и вычесть из него 1:
260 – 4 = 256
√ 256 = 16
16 1 = 15
Обоснование
а ;
а + 2;
а ( а + 2) = а2+ 2 а ;
а2+ 2 а + 5 = ( а2+ 2 а + 1) + 4 = (а + 1) 2 +4;
Фокус 4
Задумайте 4-значное число. Отбросьте в нем сначала одну цифру справа, затем еще одну и затем еще одну. Полученные 3 числа – трех–, дву- и однозначное – сложите. Сумму умножьте на 9. К произведению прибавьте сумму цифр первоначально задуманного четырехзначного числа. Ну как? Я угадала? Это и есть задуманное вами число?
Пример
Обоснование
= 1000 a+ 100 b+ 10 c+d.
После отбрасывания цифр и единиц получаем число 100 a+ 10 b+c.
После отбрасывания еще одной цифры справа получаем 10 a+b.
После отбрасывания еще одной цифры справа остается a.
Складываем: ( 100 a+ 10 b+c) + ( 10 a+b) +a=
=111 a+ 1 1 b+c.
После умножения на 9 имеем: 999 a+99b+9c.
Прибавив a+b+c+d, получим исходное число
1000a+ 100b+ 10c+d.
Фокус 5
Возьмите табель-календарь за любой месяц любого года. Выделите в нем квадрат, содержащий 9 чисел, т.е. 3 столбца по 3 числа в столбце
(все числа - в одном месяце!). Назовите мне только меньшее из чисел этого квадрата и я сразу найду сумму всех 9 неизвестных мне чисел в выделенном квадрате.
Пример
Пусть выделены числа
9 16 23
10 17 24
11 18 25
Сообщено меньшее из чисел – 9. Ведущий сразу называет их общую сумму: 153.
Отгадка
Ведущий прибавляет к названному числу 8 и умножает сумму на 9:
(9 + 8) * 9 = 153
Обоснование
В календаре числа в вертикальных столбцах идут в вертикальном порядке: каждое следующее на 1 больше предыдущего. По горизонтальным строкам числа образуют арифметическую прогрессию с разностью 7. Значит, если наименьшее числом в выделенном квадрате (т.е. стоящее в его левом верхнем углу) равно k , то квадрат имеет вид: