7
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Центрального округа
Открытый урок
по математике в 4 классе
«Объём прямоугольного параллелепипеда»
Иващук Тамара Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2014г
Информационная карта урока
Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-исследование с применением ИКТ
Цель урока:
* Знакомство с правилом вычисления объёма прямоугольного
параллелепипеда
* Развитие логического мышления в ходе исследовательской деятельности
* Совершенствование информационных и коммуникативных компетенций
Задачи урока:
параллелепипеда.
решения учебной задачи.
классификация, умение делать выводы.
предмету, самостоятельность)
Формы организации урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Средства обучения:
И.И. Аргинская и др. «Математика 4 класс» ч. 2, изд. «Учебная литература», 2012г.;
раздаточный дидактический материал, макет аквариума, кубы трёх цветов, ЭУП – «Математика 3-4 класс», авт. А.В. Молокова, (т. «Площадь. Единицы измерения площади». Тренажёр № 1, задание № 1.), «Наглядные таблицы по
математике», «Кроссворды», авт. Т.В. Смолеусова
Прогнозируемый результат:
усвоение детьми алгоритма определения объём прямоугольного параллелепипеда, умение использовать его в различных видах деятельности;
воспитание внимательного отношения к совместной работе;
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний (кроссворд).
3. Мотивационная беседа, завершающаяся постановкой целей и задач урока
4. Изучение нового материала
- постановка проблемной задачи
- математический диктант с последующей взаимопроверкой
- физ.минутка для глаз
- практическая работа – исследование (вывод формулы)
- самостоятельная работа (определение оптимального количества рыбок)
5. Итог урока. Рефлексия.
6. Домашнее задание
- Здравствуйте. Давайте, откроем тетрадки и запишем сегодняшнее число.
- Зная о том, что вы любите решать кроссворды, я подготовила один для вас. Да, не
простой, а математический. У каждой команды на парте лежит пакет с заданиями.
( такое же задание высвечивается и на доске)
- Если вы правильно ответили на вопросы, то у вас получится слово …(геометрия)
- Что это такое? (раздел математики, изучающий геометрические фигуры)
- На какие две группы можно разделить все геометрические фигуры?
(плоские и объёмные)
- Вспомним их названия.
- Совсем недавно ко мне за помощью обратилась Галя. Именно её вопрос и подсказал тему нашего урока. Я, думаю, вы сами сможете её определить и помочь Гале.
(уч.) - Мне подарили аквариум.(представляет макет аквариума)
У меня появилась проблема: Какое максимальное количество рыб я могу купить, чтобы им было комфортно в данном аквариуме? Каждая рыбка требует определённых условий содержания.
(показывает фотографии и рассказывает о рыбках)
- Мы с вами уже знаем, что разным рыбкам нужно разное количество воды.
- Что должна знать Галя, чтобы решить свою проблему? (Объём аквариума)
- Какую форму имеет наш аквариум? (прямоугольного параллелепипеда)
- Кто готов сформулировать тему сегодняшнего урока?
( если ответ будет не точным, необходимо озвучить более правильную тему)
- Тема нашего урока «Объём прямоугольного параллелепипеда»
- Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить некоторые формулы. ( в это время несколько человек по очереди работает у компьютера)
* Запишите формулу площади прямоугольника.
* Запишите формулу периметра квадрата.
* Чему равна длина прямоугольника, если площадь равна 20 см², а ширина 4 см?
* Чему равна сторона квадрата, если площадь равна 36 см²?
* Вычислите периметр прямоугольника со сторонами 2 и 7 дм.
* Вычислите периметр квадрата со стороной 4 м.
- Теперь обменялись работами для взаимопроверки.
- Посмотрите, какие из данных фигур имеют объём?
- А что это такое V? Как вы можете определить это понятие? (ответы)
Физминутка – «Рыбки»
- Сейчас мы будем находить вместимость нашего аквариума. Для этого нам нужны единицы объёмов. Интересно, что ещё в Древнем Вавилоне единицами объёмов служили кубы. ( в процессе исследования используются кубы 1дм*1дм, изготовлен- ные на уроке труда, и будет лучше, если работу будет выполнять ученик)
(уч)- Берём кубы синего цвета и укладываем их на основание аквариума вдоль ребра, и считаем. (1, 2, 3, 4) Чтобы выложить кубами всё основание, потребуется 2 таких ряда. (5, …8)
- Какую фигуру вы видите? (прямоугольник)
- К какой группе фигур она относится? (плоская)
- Что можно вычислить у прямоугольника?( площадь)
- Чему она равна? ( 8 квадратам)
(уч)- Теперь укладываем красные кубы и продолжаем считать.
(уч)- Остались зелёные. (17…24)
- Какова высота аквариума? ( 3 куба)
- Вспомните чему равна площадь основания? ( 8)
- А сколько всего? ( 24)
- Как, не пересчитывая кубы, определить V, зная S основания и h?
(площадь умножить на высоту)
- Какая фигура лежит в основании нашего аквариума? (прямоугольник)
- По какой формуле вычисляется площадь прямоугольника?
(длина умножается на ширину)
- Используя предыдущую формулу и формулу нахождения площади, мы можем по другому определить объём?(можно длину умножить на ширину и высоту)
- Таким образом, мы получим ещё одну формулу вычисления V параллелепипеда.
- Давайте рассмотрим ещё один пример нахождения объёма.
- Давайте проверим. Какие размеры у наших кубов? (10 см* 10 см или 1 дм * 1 дм)
- Чему равна длина основания? (4 дм)
- Ширина? (2 дм)
- Высота? (3 дм)
- Подставим числа в формулу и проверим правильность нашего решения. Что
получилось? ( 24 )
- Какую фигуру мы использовали для определения объёма? ( куб)
- Объём куба с ребром 1 см принимают за один кубический сантиметр, объём куба
с ребром 1 м – за один кубический метр. Кстати, единица объёма, равная одному
кубическому дециметру, имеет и другое название – литр
- Значит объём аквариума – 24 литра и мы должны будем налить в него 24 литра
воды? ( обратить внимание на то, что аквариум заполняется водой не до краёв)
Самостоятельная работа.
- У вас есть информация о содержании определённого вида декоративных рыб.
Ваша задача рассчитать оптимальное количество рыбок каждого вида для
заселения данного аквариума.
Домашнее задание
- Обменяйтесь листами с заданием и рассчитайте новое количество
рыбок для аквариума Гали.
Подведение итогов.
- Что научились вычислять? Что нового узнали?
- Как работала группа в целом и по отдельности?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?