Просмотр содержимого документа
«Как научить решать задачи»
Текстовые задачи:
МЕТОДИКА РАБОТЫСИСТЕМАТИЗАЦИЯОБОБЩЕНИЕ
Подготовила:
Мурзина М.Л.
учитель математики
Главная цель- научить детей осознанно
устанавливать определенные связи между данными и искомым в разных жизненных
ситуациях, предусматривая постепенное их усложнение
Математик и педагог Дьёрдь Пойа, или Джордж Полиа (1887-1985), называл математику школой мышления.
«Обучение искусству решать задачи есть воспитание воли. Решая не слишком лёгкую для себя задачу, ученик учится быть настойчивым, когда нет успеха, учится ценить скромные достижения, терпеливо искать идею решения и сосредоточиваться на ней всем своим «я», когда эта идея возникает» .
Гипотеза
Если правильно вникнуть в процесс решения задач, постараться понять в чем состоят методы и приемы их решения, то можно научиться решать любые задачи.
Этапы решения задач
Методика обучения решению текстовых задач использует несколько методов обучения:
Все задачи, которые считается необходимым перерешать с учащимися, разбиваются на многочисленные виды (число этих видов может быть различным). Для каждого вида задач разрабатывается типовой способ решения, который учитель подробно демонстрирует. Затем учащиеся решают большое число задач этого вида на уроках и дома.
В процессе обучения решается кроме типовых задач большое число разнообразных (развивающих) задач.
Учащимся даются общие эвристические схемы процесса решения задач или поиска способа решения.
чертеж
схема
краткая запись
таблица
Скорость
1 с.
600 км / ч
Время
2 с.
Расстояние
3 ч
720 км/ч
?
3 ч
В книге напечатаны рассказ и повесть. Рассказ занимает в 9 раз меньше страниц, чем повесть. Сколько страниц занимает рассказ и сколько повесть, если рассказ занимает на96 страниц меньше, чем повесть.
Рассказ и повесть – объекты задачи.
Рассказ - ? стр. в 9 раз меньше стр,чем на 96 стр. меньше х
Повесть - ? стр. 9х
Составляем уравнение ( математическую модель)
9х – х = 96
Задача
Задача
Для озеленения города привезли 285 саженцев березы, сосны, ели, дуба. Их количество пропорционально числам 3:4:5:7 соответственно. На сколько меньше привезли саженцев березы , чем дуба.
Производим краткую запись:
б:с:е:д=3:4:5:7
б+с+е+д=285
(д-б) - ?
Составляем уравнение ( математическую модель)
3k+4k+5k+7k=285
k=15(дер) – в одной части
Задача
Найти стороны прямоугольника если они относятся как 4:5, а его площадь равна 500 см2.
Краткая запись
АВСD-прямоугольник
АВ:ВС=4:5
АВ*ВС=500см2АВ*ВС=500см2
Составляем математическую модель
4k*5k=500
20k2=500
K=5см АВ=20см, ВС=25 см
Задача
1 вид: нахождение дроби от числа
2 вид: нахождение числапо его дроби
3 вид: нахождение дроби
a *
а
в
в:
в
в : а
а
Задача
Масса творога составляет 8% от массы
молока, идущего на его изготовление.
Сколько творога получится из 300кг
молока?
100% - 300кг
8% - ? кг
Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д.Пойя.