kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия учебного курса "Обучение решению задач" по теме: "Схематическая запись задачи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия учебного курса «Обучение решению задач», 9 класс.

Краткий комментарий

Учебный курс «Обучение решению задач» разработан мною для учащихся 8-9 классов на основе книги для учащихся старших классов средней школы «Как научиться решать задачи» , Л. М. Фридман,Е. Н. Турецкий, Москва, «Просвещение» , 1989 г., 3-е издание, доработанное. Учебный курс рассчитан на 35 часов. Благодаря этим специально отведенным для решения задач занятиям учащиеся лучше понимают структуру задачи, легче находят способы решения задач, в том числе и арифметические.

Данному занятию предшествовали занятия по темам:

1) «Что такое задача. Составные части задач». Вводное занятие.

2) «Условия, требования и анализ задачи».

3) «Направление анализа задач».

4) «Схематическая запись задач в виде таблицы».

5) «Виды задач на движение».

Учебный курсвключает в себя решение задач на движение, на совместную работу, на проценты, смеси и сплавы.

Тема занятия:   «Схематическая запись задач».

Цели:   продолжить формирование умений анализировать задачу; рассмотреть примеры использования рисунков (графических схем) для схематической записи задач; изучить требования, предъявляемые к графической схеме; развивать навыки решения текстовых задач арифметическим способом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия учебного курса "Обучение решению задач" по теме: "Схематическая запись задачи" »

Разработка занятия учебного курса

«Обучение решению задач», 9 класс.

Краткий комментарий

Учебный курс «Обучение решению задач» разработан мною для учащихся 8-9 классов на основе книги для учащихся старших классов средней школы «Как научиться решать задачи» , Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий, Москва, «Просвещение» , 1989 г., 3-е издание, доработанное. Учебный курс рассчитан на

35 часов. Благодаря этим специально отведенным для решения задач занятиям учащиеся лучше понимают структуру задачи, легче находят способы решения задач, в том числе и арифметические.

Данному занятию предшествовали занятия по темам:

1) «Что такое задача. Составные части задач». Вводное занятие.

2) «Условия, требования и анализ задачи».

3) «Направление анализа задач».

4) «Схематическая запись задач в виде таблицы».

5) «Виды задач на движение».

Учебный курс включает в себя решение задач на движение, на совместную работу, на проценты, смеси и сплавы.

Тема занятия: «Схематическая запись задач».

Цели: продолжить формирование умений анализировать задачу; рассмотреть примеры использования рисунков (графических схем) для схематической записи задач; изучить требования, предъявляемые к графической схеме; развивать навыки решения текстовых задач арифметическим способом.

Содержание

1. Актуализация материала по теме «Элементарные условия и элементарные требования» (фронтальная беседа).

Задача 1. «Катер прошел 20 км по течению реки и 20 км против течения реки. Затратит ли он на весь путь больше времени, чем ему требуется на прохождение 40 км в стоячей воде, меньше или столько же?»

1) Выполните первичный анализ задачи.

Ожидаемый ответ

Элементарные условия:

  • катер прошел 20 км по течению реки;

  • катер прошел 20 км против течения реки;

  • катер прошел 40 км в стоячей воде.

Элементарные требования:

  • узнать: больше, меньше или столько же времени затратил катер на первый и второй пути вместе по сравнению с третьим.

2) Назовите величины, без которых решение задачи невозможно, введите обозначения для этих неопределенных параметров.

Ожидаемый ответ

  • собственная скорость катера, v км/ч;

  • скорость течения реки, а км/ч.



3) Уточните элементарные условия и элементарные требования.

Ожидаемый ответ

Элементарные условия:

  • собственная скорость катера v км/ч;

  • скорость течения реки а км/ч;

  • катер прошел 20 км по течению реки;

  • катер прошел 20 км против течения реки;

  • на весь путь (туда и обратно по реке) катер затратил t1 часов:

  • катер прошел 40 км в стоячей воде;

  • на путь в стоячей воде катер затратил t2 часов.

Элементарные требования:

  • сравнить t1 и t2 (установить, равны они или нет; если нет, то что больше).

2. Самостоятельная работа по алгоритмической карте.

Задача. «Катер прошел 20 км по течению реки и 20 км против течения реки. Затратит ли он на весь путь больше времени, чем ему требуется на прохождение 40 км в стоячей воде, меньше или столько же?»

Решите задачу, используя обозначения:

  • собственная скорость катера v км/ч;

  • скорость течения реки а км/ч.

1) Сравните v и a по смыслу задачи. __________________________________________

2) Выразите скорость катера по течению. _____________________________________

3) Выразите скорость катера против течения. __________________________________



4) Выразите время движения катера по течению. ______________________________

5) Выразите время движения катера против течения. ___________________________

6) Выразите время t1 движения катера по реке туда и обратно. Преобразуйте полученное выражение. __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7) Выразите время t2 движения катера в стоячей воде. __________________________

8) Запишите разность t1 - t2 ,преобразуйте полученное выражение, оцените знак этого выражения. _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9) По знаку разности t1 - t2 сравните t1 и t2. ____________________________________

10) Сформулируйте ответ на вопрос задачи. __________________________________________________________________________

3. Собрать заполненные алгоритмические карты; предъявить учащимся правильные ответы для сравнения с ними своего решения.

1) v a; 2) v + a; 3) v - a; 4) 5) 6) t1 = + = ; 7) t2= ; 8) - = 0. 9) t1 t2. 10) На весь путь по реке времени потребуется больше.

4. Объяснение материала.

Разъяснить учащимся, что когда решаешь уравнение, неравенство, преобразуешь выражение, то анализ проводишь обычно устно и никак его не оформляешь. А вот результаты анализа текстовых задач полезно как-то записывать. Словесная, описательная форма записи, которую мы использовали на предыдущих занятиях, малоудобна. Необходима более удобная, компактная и в то же время достаточно наглядная форма записи результатов анализа задачи.

На практике используется много разных видов схематической записи задач. Например, таблица, чертеж, рисунок и т. д. Зачастую это бывают разного рода графические схемы. Графические схемы могут выполняться как для задачи в целом, так и для какой-либо ее части. Важно аккуратно и четко выполнять схему, чтобы она создавала такой наглядный образ, на который можно опираться при решении задачи.

Задача 2. «От станции А по направлению к станции В отошел пассажирский поезд. Через 2 ч 30 м от станции В по направлению к станции А отошел поезд «Стрела». Поезда встретились на станции С. После встречи пассажирский поезд шел 4 ч 30 м, а поезд «Стрела» 3 ч 40 м. Сколько времени потребовалось каждому из этих поездов на весь путь между станциями А и В? Предполагается, что скорость поездов постоянна на всем пути».

Обратить внимание уч-ся на то, что над отрезком АВ отмечены сведения о движении пассажирского поезда, а под отрезком АВ – о движении «Стрелы». Объяснить, что называть этот рисунок чертежом – неправильно. Это именно рисунок (графическая схема).



пассажирский

2 ч 30 м 4 ч 30 м

А С В

3 ч 40 м «Стрела»



5. Закрепление. Выполните схематическую запись задачи в виде графической схемы.

Задача 3. «Лодка прошла по течению реки расстояние между двумя пристанями за 6 ч, а обратный путь она совершила за 8 ч. За сколько времени пройдет расстояние между двумя пристанями плот, пущенный по течению реки?»

Лодка

6 ч

А В

Плот Лодка

8 ч


Вопросы для обсуждения: можно ли на этой схеме указать направление течения реки; в каком случае лодка плыла по течению, а в каком – против течения?


6. Развитие навыков решения задач арифметическим способом.


Задача 3 (решение 1)

1) Как выразить скорость течения реки через скорость лодки по течению и скорость лодки против течения? Ожидаемый ответ: vтеч = (vпо теч - vпрот. теч) : 2

2) Какую часть расстояния АВ проходит лодка за 1ч, идя по течению реки?

Ожидаемый ответ:

3) Какую часть АВ проходит лодка за 1ч, идя против течения реки?

Ожидаемый ответ:

4) Что означает величина Ожидаемый ответ: удвоенная часть расстояния АВ, проплываемая плотом за 1 ч.

5) Какую часть АВ проходит плот за 1 ч? Ожидаемый ответ:

6) Сколько часов потребуется плоту, чтобы проплыть расстояние АВ?

Ожидаемый ответ: 48 ч.

Задача 3 (решение 2)

Указание: решите задачу, обозначив расстояние АВ буквой s (км).

1) (км/ч) – скорость лодки по течению;

2) (км/ч) - скорость лодки против течения;

3) - = – удвоенная скорость плота;

4) скорость плота;

5) s: 48 (ч) – время движения плота.

Ответ: 48 ч.

7. Итог урока.

Отличительные особенности схематической записи задач:

  • широкое использование в ней различного рода обозначений, символов, букв, рисунков и т. д.;

  • в ней четко выделены все условия и требования, указаны объекты и их характеристики;

  • в схематической записи фиксируется лишь только то, что необходимо для решения задачи, отбрасываются всякие подробности, ненужные для решения.


8. Домашнее задание.

Выполните графические схемы (полные или частичные) и решите задачи.


Задача 1. «Из пункта А в пункт В вышел поезд, скорость которого 72 км/ч. Через 45 мин вышел поезд из В в А со скоростью 75 км/ч. Расстояние между А и В 348 км. На каком расстоянии от В поезда встретятся?»


Задача 2. «Из А в С вышел пешеход. Спустя 1ч 24 м в том же направлении из А выехал велосипедист и через 1ч ему оставалось проехать 1 км, чтобы догнать пешехода, а еще через 1ч велосипедисту оставалось проехать до С вдвое меньшее расстояние, чем пройти пешеходу до С. Найти скорости пешехода и велосипедиста, если известно, что расстояние АС равно 27 км».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Рашина Валентина Митрофановна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1280 руб.
2130 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1360 руб.
2260 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства