Разработка занятия учебного курса "Обучение решению задач" по теме: "Схематическая запись задачи"
Разработка занятия учебного курса "Обучение решению задач" по теме: "Схематическая запись задачи"
Разработка занятия учебного курса «Обучение решению задач», 9 класс.
Краткий комментарий
Учебный курс «Обучение решению задач» разработан мною для учащихся 8-9 классов на основе книги для учащихся старших классов средней школы «Как научиться решать задачи» , Л. М. Фридман,Е. Н. Турецкий, Москва, «Просвещение» , 1989 г., 3-е издание, доработанное. Учебный курс рассчитан на 35 часов. Благодаря этим специально отведенным для решения задач занятиям учащиеся лучше понимают структуру задачи, легче находят способы решения задач, в том числе и арифметические.
Данному занятию предшествовали занятия по темам:
1) «Что такое задача. Составные части задач». Вводное занятие.
2) «Условия, требования и анализ задачи».
3) «Направление анализа задач».
4) «Схематическая запись задач в виде таблицы».
5) «Виды задач на движение».
Учебный курсвключает в себя решение задач на движение, на совместную работу, на проценты, смеси и сплавы.
Тема занятия: «Схематическая запись задач».
Цели: продолжить формирование умений анализировать задачу; рассмотреть примеры использования рисунков (графических схем) для схематической записи задач; изучить требования, предъявляемые к графической схеме; развивать навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия учебного курса "Обучение решению задач" по теме: "Схематическая запись задачи" »
Разработка занятия учебного курса
«Обучение решению задач», 9 класс.
Краткий комментарий
Учебный курс «Обучение решению задач» разработан мною для учащихся 8-9 классов на основе книги для учащихся старших классов средней школы «Как научиться решать задачи» , Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий, Москва, «Просвещение» , 1989 г., 3-е издание, доработанное. Учебный курс рассчитан на
35 часов. Благодаря этим специально отведенным для решения задач занятиям учащиеся лучше понимают структуру задачи, легче находят способы решения задач, в том числе и арифметические.
Данному занятию предшествовали занятия по темам:
1) «Что такое задача. Составные части задач». Вводное занятие.
2) «Условия, требования и анализ задачи».
3) «Направление анализа задач».
4) «Схематическая запись задач в виде таблицы».
5) «Виды задач на движение».
Учебный курс включает в себя решение задач на движение, на совместную работу, на проценты, смеси и сплавы.
Тема занятия: «Схематическая запись задач».
Цели: продолжить формирование умений анализировать задачу; рассмотреть примеры использования рисунков (графических схем) для схематической записи задач; изучить требования, предъявляемые к графической схеме; развивать навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
Содержание
1. Актуализация материала по теме «Элементарные условия и элементарные требования» (фронтальная беседа).
Задача 1. «Катер прошел 20 км по течению реки и 20 км против течения реки. Затратит ли он на весь путь больше времени, чем ему требуется на прохождение 40 км в стоячей воде, меньше или столько же?»
1) Выполните первичный анализ задачи.
Ожидаемый ответ
Элементарные условия:
катер прошел 20 км по течению реки;
катер прошел 20 км против течения реки;
катер прошел 40 км в стоячей воде.
Элементарные требования:
узнать: больше, меньше или столько же времени затратил катер на первый и второй пути вместе по сравнению с третьим.
2) Назовите величины, без которых решение задачи невозможно, введите обозначения для этих неопределенных параметров.
Ожидаемый ответ
собственная скорость катера, v км/ч;
скорость течения реки, а км/ч.
3) Уточните элементарные условия и элементарные требования.
Ожидаемый ответ
Элементарные условия:
собственная скорость катера v км/ч;
скорость течения реки а км/ч;
катер прошел 20 км по течению реки;
катер прошел 20 км против течения реки;
на весь путь (туда и обратно по реке) катер затратил t1 часов:
катер прошел 40 км в стоячей воде;
на путь в стоячей воде катер затратил t2 часов.
Элементарные требования:
сравнить t1 и t2 (установить, равны они или нет; если нет, то что больше).
2. Самостоятельная работа по алгоритмической карте.
Задача. «Катер прошел 20 км по течению реки и 20 км против течения реки. Затратит ли он на весь путь больше времени, чем ему требуется на прохождение 40 км в стоячей воде, меньше или столько же?»
Решите задачу, используя обозначения:
собственная скорость катера v км/ч;
скорость течения реки а км/ч.
1) Сравните v и a по смыслу задачи. __________________________________________
2) Выразите скорость катера по течению. _____________________________________
3) Выразите скорость катера против течения. __________________________________
4) Выразите время движения катера по течению. ______________________________
5) Выразите время движения катера против течения. ___________________________
6) Выразите время t1 движения катера по реке туда и обратно. Преобразуйте полученное выражение. __________________________________________________________________________
9) По знаку разности t1 - t2сравните t1и t2. ____________________________________
10) Сформулируйте ответ на вопрос задачи. __________________________________________________________________________
3. Собрать заполненные алгоритмические карты; предъявить учащимся правильные ответы для сравнения с ними своего решения.
1) v a; 2) v + a; 3) v - a; 4) 5) 6) t1 = + = ; 7) t2= ; 8) - = 0. 9) t1 t2. 10) На весь путь по реке времени потребуется больше.
4. Объяснение материала.
Разъяснить учащимся, что когда решаешь уравнение, неравенство, преобразуешь выражение, то анализ проводишь обычно устно и никак его не оформляешь. А вот результаты анализа текстовых задач полезно как-то записывать. Словесная, описательная форма записи, которую мы использовали на предыдущих занятиях, малоудобна. Необходима более удобная, компактная и в то же время достаточно наглядная форма записи результатов анализа задачи.
На практике используется много разных видов схематической записи задач. Например, таблица, чертеж, рисунок и т. д. Зачастую это бывают разного рода графические схемы. Графические схемы могут выполняться как для задачи в целом, так и для какой-либо ее части. Важно аккуратно и четко выполнять схему, чтобы она создавала такой наглядный образ, на который можно опираться при решении задачи.
Задача 2. «От станции А по направлению к станции В отошел пассажирский поезд. Через 2 ч 30 м от станции В по направлению к станции А отошел поезд «Стрела». Поезда встретились на станции С. После встречи пассажирский поезд шел 4 ч 30 м, а поезд «Стрела» 3 ч 40 м. Сколько времени потребовалось каждому из этих поездов на весь путь между станциями А и В? Предполагается, что скорость поездов постоянна на всем пути».
Обратить внимание уч-ся на то, что над отрезкомАВ отмечены сведения о движении пассажирского поезда, а под отрезком АВ – о движении «Стрелы». Объяснить, что называть этот рисунок чертежом – неправильно. Это именно рисунок (графическая схема).
пассажирский
2 ч 30 м 4 ч 30 м
АСВ
3 ч 40 м «Стрела»
5. Закрепление. Выполните схематическую запись задачи в виде графической схемы.
Задача 3. «Лодка прошла по течению реки расстояние между двумя пристанями за 6 ч, а обратный путь она совершила за 8 ч. За сколько времени пройдет расстояние между двумя пристанями плот, пущенный по течению реки?»
Лодка
6 ч
АВ
Плот Лодка
8 ч
Вопросы для обсуждения: можно ли на этой схеме указать направление течения реки; в каком случае лодка плыла по течению, а в каком – против течения?
6. Развитие навыков решения задач арифметическим способом.
Задача 3 (решение 1)
1) Как выразить скорость течения реки через скорость лодки по течению и скорость лодки против течения? Ожидаемый ответ: vтеч = (vпо теч - vпрот. теч): 2
2) Какую часть расстояния АВ проходит лодка за 1ч, идя по течению реки?
Ожидаемый ответ:
3) Какую часть АВ проходит лодка за 1ч, идя против течения реки?
Ожидаемый ответ:
4) Что означает величина Ожидаемый ответ: удвоенная часть расстояния АВ, проплываемая плотом за 1 ч.
5) Какую часть АВ проходит плот за 1 ч? Ожидаемый ответ:
6) Сколько часов потребуется плоту, чтобы проплыть расстояние АВ?
Ожидаемый ответ: 48 ч.
Задача 3 (решение 2)
Указание: решите задачу, обозначив расстояние АВ буквой s (км).
1) (км/ч) – скорость лодки по течению;
2) (км/ч) - скорость лодки против течения;
3) - = – удвоенная скорость плота;
4) скорость плота;
5) s: 48 (ч) – время движения плота.
Ответ: 48 ч.
7. Итог урока.
Отличительные особенности схематической записи задач:
широкое использование в ней различного рода обозначений, символов, букв, рисунков и т. д.;
в ней четко выделены все условия и требования, указаны объекты и их характеристики;
в схематической записи фиксируется лишь только то, что необходимо для решения задачи, отбрасываются всякие подробности, ненужные для решения.
8. Домашнее задание.
Выполните графические схемы (полные или частичные) и решите задачи.
Задача 1. «Из пункта А в пункт В вышел поезд, скорость которого 72 км/ч. Через 45 мин вышел поезд из В в А со скоростью 75 км/ч. Расстояние между А и В 348 км. На каком расстоянии от В поезда встретятся?»
Задача 2. «Из А в С вышел пешеход. Спустя 1ч 24 м в том же направлении из А выехал велосипедист и через 1ч ему оставалось проехать 1 км, чтобы догнать пешехода, а еще через 1ч велосипедисту оставалось проехать до С вдвое меньшее расстояние, чем пройти пешеходу до С. Найти скорости пешехода и велосипедиста, если известно, что расстояние АС равно 27 км».