Идея исследовательской работы «Старинные меры длины» как ни странно возникла на уроке внеклассного чтения. Читая произведения мы столкнулись с непонятными словами. Как пояснила нам учитель – это старинные меры длины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Старинные меры длины"»
Исследовательская
работа
учащихся 3 Б класса
«Старинные меры длины»
Руководитель:
Морозова Екатерина Павловна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1
г. Южноуральск
Актуальность темы
В школьных учебниках, литературных произведениях часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины Древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного.
Новизна
Единицами измерения люди пользовались ещё в прошлом столетии. Они были всем известны. Ямщик мог легко сосчитать сколько верст от одного города до другого. Менялось время, менялись единицы длины. То, что раньше было хорошо известно, для нас оказалось новым и неизвестным.
Проблема:какого он роста?
Конек-горбунок
Ростом только втри вершка
На спине с двумя горбами,
Дас аршиннымиушами
Проблема
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршиназемли в ширину,
Меньшесажени в длину.
Цель исследования:
изучить наиболее распространенные старинные меры длины, которые использовались и используем в жизни.
Объект исследования:
старинные меры
Предмет исследования:меры длины, которые применялись в древние времена на территории Руси.
Гипотеза:
МЫ предположили, что старинная система мер действует в настоящее время.
Задачи:
1) Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее через различные источники;
2) Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой.
3) Обобщить полученные знания, оформить книжку – раскладушку для учащихся.
Методы исследований
применяемые при написании работы:
1)теоретические(анализ литературы по теме до Интернет-ресурсов),
2)эмпирические(наблюдения, анкетирование),
3)методыстатистической обработкирезультатов (сравнение и обобщение полученной информации);
4)самостоятельныеразмышления.
вержение камня– бросок камнем
перестрел– расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука
бычащий рев– расстояние, с которых еще слышен рев быка
бука– расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка (в Сибири).
Результаты опроса учащихся
2,48м
Старинные меры длины
Вершок
Сажень
Верста
Локоть
Аршин
1,78 м
Сравнение старинных
мер измерения
с метрическими мерами.
Название старинных мер
Русские меры
Аршин (шаг)
Верста
Метрические меры
4 пяди=16 вершков=28 дюймов;
1 верста = 750 саженей = 2250 локтей = 4500 пядей
71,12 см
САЖЕНЬ
1066,8 м
«Маховая сажень»
1 сажень = 3 аршинам
«Косая сажень»
1,76м
ВЕРШОК
2,48м.
1 вершок = 1/48сажени= 1/16аршина
4,44см
Мы попробовали с учителем вычислить длину ушей и рост Конька-горбунка. Получили :рост 3.4,5 =13,5 см и с длиной ушей – 71 см.Как же Иван на него сел верхом?
Измерить островок из рассказа
« Дедушка Мазай и зайцы» нам было очень сложно. Мы уже изучаем площадь, но такие числа ( а= 0,72; в= 2,16)с запятыми умножать не умеем. А значит наше исследование будет продолжаться когда мы подрастём и в школу среднюю пойдём …
Аршин (шаг) 71 см
Измеряем школу в аршинах
Исследователи : 23 ученика 3 б класса
Сколько шагов до столовой - 56 шагов
Сколько шагов до центральной двери – 64 шага
Сколько шагов до кабинета медика - 63 шага
Сколько шагов до кабинета директора – 59 шагов
Сколько шагов длина коридора 2 этаж - 77 шагов
Результаты анкетирования по выявлению интереса к старинным русским мерам длины взрослых.
В опросе принимали участие: 10 пап, 15 мам, 12 бабушек.
«Семь пядейво лбу»,«Каждый купец на свойаршинмеряет» - любит говорить моя бабушка.
«От горшкадва вершка, а уже указчик» - не редко слышу от папы.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег....
Навстречу мне
Тольковерстыполосаты
Попадаются одне...
учит стихотворениеА.С.Пушкина моя сестра
Стоит шатер под великим сырым дубом,
И в том шатре кровать богатырская не малая:
Долиной кроватьдесять сажен,
Шириной кроватьшести сажен
читает мне на ночь мама былину
Заключение.
В ходе работы мы узнали для себя много интересного и познавательного.
Узнали, какие были старинные меры длины. Хотя эти меры используются редко, но все же применяются в нашей современной жизни.
Например, на уроках технологии используется локоть для измерения ткани, шерстяной нити; на уроках литературы, изучая стихи и произведения; в домашних условиях бабушки пряжу из шерсти наматывают на ладонь.