Просмотр содержимого документа
«Формирования навыков математической, функциональной грамотности»
Функциональная грамотность. Работа с текстом на уроках математики.
Автор: Бортникова Инна Николаевна
МБУ “Школа №70”
ФГОС ООО
Метапредметные результаты освоения основной образовательнойпрограммы основного общего
образования должны отражать:
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельностьс учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общеерешение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учетаинтересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
ФГОС ООО
Предметные результаты изучения предметной области "Математика иинформатика" должны отражать:
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражатьсвои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математическихутверждений;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных спомощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, овладения навыками работы с информацией.
Четыре типа текста по ситуации использования (по определению PIZA)
(официальные документы,нформация об общественных событиях,
газетные новости, форумы в Интернете);
Тексты для “рабочих целей
(инструкция о том, как приступить к работе и т.д.);
Тексты для получения образования
(тексты из школьныхучебников,электронных образовательных
ресурсов).
Читательская грамотность
Читательская грамотность
Виды работы с текстом
Работа после
Работа
чтения текста
до чтения
текста
Работа с текстом
учебника и
другими
пособиями
Работа до чтения текста. Основные приёмы.
игра “Попробуй найти”;
Банк идей (гипотез);
“ Верно или неверно”;
“ Всегда, иногда, никогда”;
“ Пример и контрпример”;
«Учимся задавать вопросы разных
типов».
Работа с текстом учебника или другими пособиями. Основные приёмы.
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
«Кластер»
«Инсерт» (чтение с карандашом);
Чтение с остановками;
Лови ошибку ;
Составление схемы, таблицы ;
На дополнение, перенос информации и т. д.
Работа до чтения текста. Основные приёмы.
Кластер
Ключевые слова
Таблица “Знаю- Хочу- Узнал”
Сиквейн
“ Толстые” и “тонкие” вопросы
-
Что надо найти в задаче,чтобы ответить на поставленный вопрос? - Время по и против течения.
Каким спосрбом можно решить задачу?- Алгебраическим.
Что надо взять за x ? - Время по и против течения.
Почему ? - Так как на путь по и против течения реки они затратили одинаковое время.
В виде чего можно записать краткую запись в задаче?- В виде таблицы.
Как найти скорость по и против течения реки?- 43+3=46 км/ч; 43-3=40 км/ч.
Как найти расстояние, зная скорость и время?- S=v⦁t
Что значит одна величина меньше другой?- Это значит из большей величины надо вычесть меньшую.
и т.д.
ОТВЕТ: не успели.
Лови ошибку
Верно или неверно
Верно или неверно
Составление таблицы
I
Саша
Олег
_
II
III
_
Толя
+
_
_
IV
+
Артём
_
+
_
_
_
_
_
_
_
+
Работа с рисунком
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Один из приёмов формирования критического мышления
Читательская грамотность
Эталонные задания
Эталонные задания
Читательская грамотность
Читательская грамотность
Читательская грамотность
Синквейн
Дидактический синквейн
1 строка – тема синквейна, выраженная одним словом, обычно существительным;
2 строка– описание темы в двух словах, как правило, прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
5 строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.