Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Как формировать УУД на уроках математики расскажу в презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий
Н. Рерих
Ефимова Н.М.,
учитель математики
ЖИЗНЬ требует новой работы с содержанием образования
Количество
Информации
в мире каждые
10 лет
удваивается
Требуется умение
отбирать главное
в море информации
Поиск в Интернете
вакансий, досуга,
сведений и т.д.
Инструкция
к новой технике
Функции мобильного
телефона
Набор товаров
в магазине
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
в умении работать с информацией;
в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
в умении « увязывать » с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Приоритет образования сегодня – развитие личности через формирование УУД.
Переход от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни.
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых
знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Для успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД:
УУД
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики:
Виды УУД
Содержание
Виды заданий
мотивация учения; формирование основ гражданской идентичности личности;
смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него);
нравственно- эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор)
организационное начало урока
подведение итогов урока (рефлексия)
творческие задания;
участие в проектах
Мысленное воспроизведе- ние картины, ситуации;
самооценка события;
дневники достижений
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит
с помощью различных видов заданий.
«Величие человека в его способности мыслить»
Без устного счета
не сдвинется с места любая работа!
Б.Паскаль
«Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
ПРОЕКТЫ:
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА В ЛИТЕРАТУРЕ ;
Творческие задания:
Римская нумерация
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД
на уроках математики:
Личностные УУД:
1. Можно ли в аквариум с измерениями 50см, 30см, 40см налить 55 л воды?
2. Придумайте и решите задачу:
А) про двух рабочих, которые должны изготовить 840 деталей, причем один делает в час 60 деталей, а другой – 80 деталей;
Б) про две тракторные бригады, которые должны вспахать 840 га;
В) про два ткацких станка.
3. Построить композицию видов движений для самостоятельно выбранной фигуры
Подведем итоги
Я смогу сформулировать _____ изученных ______
Я понял (а), как найти равные ________ с помощью ________
Я сумею ___________
Я довольна своей работой на уроке (очень, не очень), так как я:
-выполнила _____
-поняла _____
-запомнила ______
-научилась _____
-вспомнила _____
………
Рефлексия
– Что нового узнали на уроке? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? – Что нам помогло справиться с затруднением? – Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? – Как вы можете оценить свою работу?
Подведем итоги
Урок прошел … Где оказались вы: 1) С трудом понимал 2) На середине подъема (понял) 3) Понял и могу сам.
Листок самооценки
___________________
Математический диктант_________
Самостоятельная работа__________
Устная работа____________
Дневник достижений
1. Устная работа
2. Дом. задание
3. Решение задач
4. Тест
5. Решение трудных задач
Моя оценка:
6. Самостоятельная работа
Оценка:
Оцени себя!
« 5» – за 4 верно выполненных задания.
«4» - за 3 верно выполненных задания.
1 и 2 задания не оцениваются.
№ п/п
Вид работы
1.
Самооценка
2.
Устные упражнения
Оценка учителя
3.
Раскрыть скобки
Выполнение упражнений –
действия с многочленами
Виды УУД
Содержание
общеучебные действия (формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические; моделирование);
логические (анализ с целью
выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов; подведение под понятие.
действияпостановки и решения проблем (самостоятельное создание способов решения творческого и поискового характера)
Виды заданий
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм
изготовление моделей
Примеры заданий, создающих условия для формирования УУД на уроках математики:
Познавательные УУД:
1. Озаглавьте каждый столбик и добавьте в каждый из них по одному своему примеру:
Познавательные УУД:
2. Вставьте пропущенные числа в верных равенствах:
3. Найдите правило размещения чисел и вставьте недостающие числа
1) 12 – ( - 5) = 12 + … = …
2) … - 6 = … + (-6) = -3
3) 12 – (…) = 12 + (-21) = …
4) -76 – (-79) = … + … = …
5) -32 - … = … + … = -5
6) … - (-71) = … + … = 0
1
35
4
?
9
15
?
8
25
3
36
0
4. Вставьте пропущенные числа
-25
: 2
·5
: 9
+ 9
30
Познавательные УУД:
Познавательные УУД:
Познавательные УУД:
Познавательные УУД:
Познавательные УУД:
Виды УУД
Содержание
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно); планирование (составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик);
контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коррекция( внесение необходимых корректив в план действия)
Оценка( выделение и осознание того, что усвоено)
Волевая саморегуляция( способность к волевому усилию)
Виды заданий
преднамеренные ошибки;
«ищу ошибки»
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль;
дифференцированные задания;
задания, содержащие элементы исследовательской деятельности;
тренинговые задания;
маршрутные листы;
контрольный опрос на определенную проблему.
MP M С N P A В Δ ABC – равнобедренный AB – основание, тогда Докажите, что возведение в квадрат выполнено неверно, не выполняя вычислений: Найди ошибку, допущенную при сокращении дроби" width="640"
Лови ошибку:MN MP
M
С
N
P
A
В
Δ ABC – равнобедренный
AB – основание, тогда
Докажите, что возведение в квадрат выполнено неверно, не выполняя вычислений:
Найди ошибку, допущенную
при сокращении дроби
ЗАДАНИЕ:
От дома до дачи можно доехать на автобусе, на электричке или на маршрутном такси,
выйдя на конечной остановке. В таблице приведено время, которое нужно затратить
на каждый участок пути. Какое наименьшее время потребуется на дорогу от дома до дачи?
Ответ дайте в часах.
Вид транспорта
Время на дорогу пешком от дома до остановки
Автобус
Время в пути
20 минут
Электричка
Время на дорогу пешком от конечной
остановки до дачи
2 час 10 мин
15 минут
Маршрутка
15 минут
5 минут
1 час 55 мин
20 минут
1 час 40 мин
40 минут
Задача – исследование (учебник Бунимович)
1) Даны десять последовательных степеней числа 2: 2; …
Перечислите последние цифры значений этих степеней. Сколько различных цифр получилось?
2) Найдите последние цифры степеней
Маршрутный лист
ученика 7 класса ________________________________________
Два прямоугольных треугольникаΔАВС иΔABDимеют общую гипотенузу АВ и лежат по разные стороны от нее. Известно, что
AD= ВС. Докажите, что DВА.
Вопросы к опросу «Да – нет» .
№
Вопрос
1
Ответ
Верно ли, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза больше любого из катетов?
2
+
Может ли прямоугольный треугольник быть равнобедренным?
3
4
+
Может ли прямоугольный треугольник быть равносторонним?
-
Может ли внешний угол прямоугольного треугольника быть острым?
5
-
Верно ли, что если в прямоугольном треугольнике один из углов равен сумме двух других, то этот треугольник – прямоугольный?
+
Работа с учебником математики:
Регулятивные УУД
1. Вставьте пропущенные слова в определение “Основного свойства дроби”.
Если числитель и {_____________} дроби умножить или {_________} на одно и {________} число, не равное “0”, то получится {_________} ей дробь.
2. : “свернуть информацию в буквенные выражения” (перевод текста на математический язык, составление буквенных выражений и уравнений) особенно увлекает детей более сильных.
На русском языке
На математическом языке
Задумали число
Вычли из него 10
Результат умножили на
К произведению прибавили 12
Полученное число умножили на 5 и получили 70
х
х – 10
Развивая регулятивные УУД,
необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации.
Например, количество человек должно быть выражено
натуральным числом, скорость движущегося автомобиля, не может
равняться 1км/ч, температура воздуха не может равняться 1000 градусов.
Ответ может показаться правдоподобным,но не соответствовать данным.
Например, собственная скорость теплохода не может быть
меньше скорости течения реки. Масса товара в упаковке должна
быть больше его массы без упаковки, время в пути с остановкой
больше времени в пути тем же способом по тому же маршруту,
но без остановки. Налог не может быть больше стоимости.
Поэтому следует учить учащихся рассматривать данные
и найденные величины в сравнении. Также при решении
задач не стоит пренебрегать «прикидкой» полученного
результата. Все вышеперечисленные способы опираются
на повседневный опыт учащихся и находят у них
положительный отклик за простоту исполнения.
Виды УУД
Содержание
Работа в группе (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);
Общение и взаимодействие;
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
постановка вопросов разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Виды заданий
составь задание партнѐру;
отзыв на работу товарища;
групповая работа по составлению кроссворда;
проектные виды деятельности;
« отгадай, о ком говорим » ;
диалоговое слушание;
« подготовь рассказ …» , « опиши устно …»
Коммуникативные УУД:
1. Составьте уравнение , при решении которого:
а) не нужно раскрывать скобки, но нужно переносить слагаемые из одной части в другую;
б) нужно и раскрыть скобки, и переносить слагаемые из одной части в другую.
Решите составленные уравнения.
1. Составьте уравнение , при решении которого:
а) не нужно раскрывать скобки, но нужно переносить слагаемые из одной части в другую;
б) нужно и раскрыть скобки, и переносить слагаемые из одной части в другую.
Решите составленные уравнения.
2. Устный счет:
2. Устный счет:
+
+
3. Составить «шпаргалку» на тему «Треугольник»
Кроссворд на тему: «Натуральные числа»
Личностных:
уровень развития морального сознания;
Результаты формирования УУД
Регулятивных:
•выбирать средства для своего поведения;• планировать, выполнять действие по образцу, правилу.• планировать результаты своей деятельности• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
Коммуникативных:
желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
знание норм и правил при общении с окружающими;умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника;
умение решать конфликтные ситуации.
Познавательных:
•выделять тип задач и способы их решения ;• поиск информации для решения задач;• обосновывать этапы решения задачи;• производить анализ и преобразование информации;• владеть общим приемом решения задач;• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи
Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Помните - каждый ребенок индивидуален.
Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников
Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете
Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал
Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике
Научите ребенка высказывать свои мысли
Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповую работу для освоения материала