Математическая грамотность — это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений.
В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование математической грамотности учащихся»
Формирование математической грамотности учащихся
Мамаева Алла Николаевна,
учитель математики
МБОУ «СОШ № 7»
Детей надо учить тому,что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Составляющие функциональной грамотности
Читательская грамотность
«Четыре столпа» современного образования:
«научиться познавать,
научиться делать,
научиться жить
вместе,
научиться быть».
Жак Делор
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
Модель математической грамотности
Виды деятельности
Содержание
Ситуации
Главные направления формирования математической грамотности
Виды деятельности
Задания, используемые в исследовании, группируются вокруг трех уровней компетентности.
Первый – воспроизведение
Второй – установление связей
Третий - размышления
Содержание
Содержание проверки в данном исследовании группируется вокруг некоторых общих явлений или типов проблем, которые возникают при рассмотрении этих явлений. В качестве таких явлений предлагаются следующие: количество, пространство и форма, изменение и зависимости, неопределенность.
Ситуации
Один из важных аспектов математической грамотности – это применение математики в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
В концепцию по математике было добавлено 8 навыков 21 века
Использование информации
Критическое мышление
Креативность
Системное мышление
Коммуникация
Исследование и изучение
Саморегуляция, инициатива, настойчивость
Рефлексия
Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество
Одним из способов развития математической грамотности является
повышение самостоятельного (преобразующего) мышления у учащихся через элементы развивающего обучения, например при работе над текстовой задачей.
Развивать математическую грамотность надо постепенно. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.
Упражнения, направленные на освоение терминологии
Задания, направленные на перевод информации одного вида в другой
Заданияна интерпретацию графиков, схем, диаграмм
Упражнения, направленные на применение знаний в практической жизни
Задания на конструктивность и вариативность
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя».
Элберт Хаббард
В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»