Последовательность (х n ) задана формулой: х n = n 2 .
Какой номер имеет член этой последовательности, если он равен 144? 225? 100?
Являются ли членами этой последовательности числа 48? 49? 168?
144=122=х12
225=х15, 100=х10
48 и 168 не являются членами последовательности,
49 – является.
Устная работа
О последовательности ( u n ) известно, что u 1 =2 , u n+1 =3u n +1 .
Как называется такой способ задания последовательности?
Найдите первые четыре члена этой последовательности.
Рекуррентный способ.
u1=2
u2=3u1+1=7
u3=3u2+1=22
u4=3u3+1=67
Устная работа
О последовательности ( an ) известно, что an =(n-1)(n+4)
Как называется такой способ задания последовательности?
Найдите n , если an =150 ?
Формулойn-ого члена.
Заметим, что в формулеn-ого члена множители отличаются друг от друга на 5.
150=(n-1)(n+4)
150=10·15
n=11
Что такое ПРОГРЕССИЯ?
Термин «прогрессия» имеет латинское происхождение (progression), что означает «движение вперед» и был введен римским автором Боэцием (VI в.).
Этим термином в математике прежде именовали всякую последовательность чисел, построенную по такому закону, который позволяет неограниченно продолжать эту последовательность в одном направлении. В настоящее время термин «прогрессия» в первоначально широком смысле не употребляется.
Два важных частных вида прогрессий – арифметическая и геометрическая – сохранили свои названия.
БОЭЦИЙ
Ани́ций Ма́нлий Торква́т Севери́н Боэ́ций , в исторических документах Ани́ций Ма́нлий Севери́н (ок.480 — 524 ( 526) ), один из наиболее авторитетных государственных деятелей своего времени, знаток и ценитель греческой и римской античности, философ-неоплатоник, теоретик музыки, христианский теолог .
Помимо богословских трудов в трактатах по дисциплинам квадривия — арифметике («De institutione arithmetica») и музыке («De institutione musica») — передал европейской цивилизации метод и базовые знания лучших греческих авторов (преимущественно пифагорейцев) в области «математических» наук.
Боэций (слева) на фреске Рафаэля «Афинская школа»
Что общего в последовательностях?
22, 26
2, 6, 10, 14, 18, ….
11, 8, 5, 2, -1, ….
5, 5, 5, 5, 5, ….
Найдите для каждой последовательности следующие два члена.
-4, -7
5, 5
Арифметическая прогрессия
Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.
( an ) - арифметическая прогрессия,
если an+1 = an+d ,
где d -некоторое число.
Разность арифметической прогрессии
Число d , показывающее, на сколько следующий член последовательности отличается от предыдущего, называется разностью прогрессии.
d=an+1-an
a2
a1
a3
an
an-1
an+1
+ d
+ d
+ d
+ d
+ d
+ d
+ d
a n 2, 6, 10, 14, 18, …. 11, 8, 5, 2, -1, …. 5, 5, 5, 5, 5, …. d =-3, a n+1 n d =0, a n+1 =a n" width="640"
Свойства прогрессии
d =4, an+1an
2, 6, 10, 14, 18, ….
11, 8, 5, 2, -1, ….
5, 5, 5, 5, 5, ….
d =-3, an+1n
d =0, an+1=an
Если в арифметической прогрессии разность положительна (d0) , то прогрессия является возрастающей .
Если в арифметической прогрессии разность отрицательна ( d
В случае , если разность равна нулю ( d=0 ) и все члены прогрессии равны одному и тому же числу, последовательность называется стационарной .
Задача
На складе 1 числа было 50 тонн угля. Каждый день в течение месяца на склад приходит машина с 3 тоннами угля. Сколько угля будет на складе 30 числа, если в течение этого времени уголь со склада не расходовался.
a1 =50, d =3
1 числа: 50 т
2 числа: +1 машина (+3 т)
3 числа: +2 машины(+3·2 т)
………………………………………
30 числа:+29 машин(+3·29 т)
a30=a1 +29 d
a30=137
Формула n -ого члена
a1
a2=a1+d
a3=a2+d=a1+2d
a4=a3+d=a1+3d
……………………..
an=an-1+d=a1+(n-1)d
an=a1+d (n-1)
Пример
Последовательность ( cn )-арифметическая прогрессия. Найдите c81 , если c1 =20 и d =3 .
Пример
Решение:
Воспользуемся формулой n-ого члена
с81=с1+d (81-1),
c81 =20+3 ·80,
c81 =2 60.
Ответ: 260.
Задача.
В арифметической прогрессии четные члены оказались затёрты: 3, …, 7, …, 13…
Можно ли восстановить утраченные числа?
Заметим, что a3=a1 +2 d , a5=a3 +2 d , a7=a5 +2 d и т.д.
Тогда d =( an+2-an ):2 , то есть d =2.
Искомая последовательность
3, 5 , 7, 9 , 13, 15 , …
Можно ли найти пропущенные члены последовательности, не вычисляя разности?
Пусть an – искомый член последовательности. Воспользуемся тем, что разность между соседними членами последовательности постоянна:
an-an-1=an+1-an ,
2 an=an-1+an+1 ,
an =( an-1+an+1 ):2
Числовая последовательность является арифметической прогрессией тогда и только тогда, когда любой член этой последовательности, начиная со второго, есть среднее арифметическое соседних с ним членов.
Вертикальные стержни имеют такую длину: наименьший 5дм,а каждый следующий на 2 дм длиннее .
1.Записать последовательность в соответствии с условием задачи.
2.Записать эту же последовательность с помощью таблицы.
3.Найти разность d между предыдущим и последующим членами последовательности.
4.Найти среднее арифметическое чисел 2 и 8. Записать найденное число с данными в порядке возрастания.
Решение
1. 5; 7; 9; 11; 13; 15; 17.
2.
3. - = 2;
- = 2 …
4.
= 5 ; 2; 5; 8
n
a
1
5
2
3
7
9
4
5
11
13
6
7
15
17
Задача
Последовательность ( cn )- арифметическая прогрессия. Найдите c21 , если c1 =5,8 и d =-1,5.
Решение:
Воспользуемся формулой n-ого члена
с21=с1+d ( 2 1-1),
c21 =5,8+(-1,5) · 2 0,
c21 =-24,2 .
Ответ: -24,2 .
Задача .
Числовая последовательность задана формулой an =3+5 n , n =1,2,3,…
Является ли эта последовательность арифметической прогрессией? Если да, то какова ее разность?
Решение:
Поскольку an+1 =3+5( n +1)=3+5 n +5= an +5 , при всех значениях n , то последовательность является арифметической прогрессией по определению. Из полученной формулы an+1 = an +5 разность этой прогрессии равна 5.
Задача
Найти все члены арифметической прогрессии
( ) , обозначенные буквами
; ; - 19 ; - 11,5 ; ; …
Решение
d= - 11 ,5 + 19 = 7,5
= - 19 – 7,5 = - 26,5
= - 26,5 – 7,5 = - 34
= - 11,5 + 7,5 = - 4
Задача.
Седьмой член арифметической прогрессии равен 1 и равен разности между четвертым и вторым членами. Найти первый член прогрессии.
Дано: a7 =1, a7=a4-a2 .
Найти: a1 .
Решение:
По условию a7=a4-a2, то есть a7 = 2 d ,
но a7 =1, поэтому d =0,5 .
a7=a1 +6 d ,
a1=a7- 6 d ,
a1 =1-6·0,5,
a1 =-2
Задания ЕНТ
1. Дана арифметическая прогрессия х-1; 2х-2; - 3
Найдите значение х?
А) 2
В) 0 и 3
С) 1 и 2
Д) 5
Задания ЕНТ
1. Каким членом арифметической прогрессии является число 26, если = - 7,3 и = -6,4
А) 27
В) 28
С) 37
Д) 38
Е) 39
Задания ЕНТ
Найдите в арифметической прогрессии, если
= 21 , = - 1 .
А) 16,6
В) 15,6
С) 16
Д) 18,2
Е) 12,8
Домашнее задание:
пункт 25,
№ 214, №218
Творческое задание:
Составьте задачу на арифметическую прогрессию.
Основные формулы:
Рекуррентный способ задания арифметической прогрессииan+1=an+d