Технологическая карта урока математики в 5 классе.
№ п/п | Этапы урока (Время этапа) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | Планируемые результаты |
1. | Организационный (2 мин) Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | . Мозговой штурм. - Кто быстрее сосчитает? Детеныш голубого кита выпивает за день 200 л молока. Сколько молока выпьет такой малыш за месяц (30 дней)? В древности корабли приводились в движение с помощью весел. Так, на египетском корабле было 12 гребцов, на финикийском - на 30 больше. Сколько гребцов было на финикийском корабле? Почему я вам задала такие вопросы? О китах, о кораблях? А где всё это можно увидеть: корабли, китов? -Правильно, мы отправимся в путешествие по морям и океанам. Поднимите руку те, кто уверен в себе и готов к путешествию Те, кто хочет отправиться в путешествие, но не уверен в себе Те, кому тревожно и они не хотят путешествовать - Наш класс уже поделён на две команды, которые отправляются в путь на двух яхтах: «Смелые» и «Отважные». Начнём подготовку. Надо спустить парусник на воду, но для этого надо сначала проверить умеем ли мы быстро и точно считать. Все наверное, видели как быстро и проворно плавают мальки, мелкие рыбёшки. | Отвечают на вопросы: 6000л 42ч В море. Морское путешествие. Оценивают свое настрой на урок | Слайд № 1 Слайд №2 Слайд №3 Рефлексия | Регулятивные УУД: - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определение степени успешности своей работы Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
2. | Устный счет (4 мин) Цель этапа: формировать навыки быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | «Весёлые примеры». 83 - 39= 44:4= 11*7= 77+23= 100:100= 1 * а = а : а = 18:1 = 19*11= 209:0= -Молодцы с заданием справились, парусник на воде. Нужно поднять паруса и в путь. Для этого мы запишем в бортовые журналы - наши тетради дату, классная работа. - Молодцы, паруса подняты. В путь! По морю – океану идём мы дальше в путь. Нас ждёт пора открытий. Но вдруг у нас на пути появляются пиратские парусники. Мы их можем обойти, если решим задачи. | Ребята устно решают, поднимают руку, отвечают. 44 11 77 100 1 а 19 209 на нуль делить нельзя! | Слайд №4 Слайд №5 | Коммуникативные УУД: - управление поведением партнера, коррекция действий партнера Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения |
3. | Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о составе слова, планирование работы | Создание проблемной ситуации. Каждой команде выдаётся задача: 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 12 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения? 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды? Капитаны запишите решение задач на доске. -Молодцы, команды пиратов обошли, с задачками справились, не дали больным умереть, и тонущим утонуть. Помогите и мне: назовите тему этого урока. Тема для вас новая? А что вы помните из начальной школы по этой теме? Мы сегодня отправились в морское путешествие. А зачем люди отправляются в путешествие? -Вот и мы сегодня повторим деление с остатком, закрепим ранее изученное и узнаем что-то новое по этой теме. | Решают задачу, сталкиваются с проблемой 2*3*12=72 72:10=7(ост 2) Ответ: 8 упаковок 750+25=775 775:70=11(ост5) Ответ: 12 шлюпок Формулируют тему урока «Деление с остатком» Нет, изучали в младших классах. Ученики вспоминают. Узнать что-то новое, интересное. | Содержа-тельная рефлексия (осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы) Слайды 6,7 Слайд № 8 | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы - формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия; Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению математики |
4. | Работа по теме урока (10 мин) Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному вывода способа действия с информацией | Сделаем запись в бортовые журналы: Образец записи деления с остатком на доске: 23 : 4 = 5 (ост. 3) 23 – делимое 4 – делитель 5 – неполное частное 3 – остаток. - Ребята, записывать примеры на деление с остатком можно и столбиком. _ 23 4 20 5 3 Итак, в числе 23 содержится 5 раз по 4 да ещё 3. 23= 4*5+3 Так как же мы сможем найти делимое? | Записывают. Записывают Записывают Формулируют правило. | Слайд № 9 Слайд №10 | |
5. | Физкультминутка (1 мин) Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Половина путешествия у нас позади, и вы уже засиделись, давайте сделаем причал и разомнёмся. Встаем, делаем физкультминутку вместе с елочкой. | Выполняют движения | Слайд №11 | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
6. | Исследовательская работа | Хорошо. Молодцы! Дальше плывём! В путь! Впереди опасность. Ребята вы знаете, что это? Что это такое? Нам нужно его обойти, решить все примеры на нём и сделать очень важный вывод. 16:5= 3 (ост.1) 28:5= 5 (ост.3) 83:5= 16 (ост.3) 42:5= 8 (ост.2) 11:5= 2 (ост.1) 34:5= 6 (ост.4) 47:5= 9 (ост.2) 99:5= 19 (ост.4) | 13:4= 3 (ост.1) 27:4= 6 (ост.3) 83:4= 20 (ост.3) 42:4= 10 (ост.2) 11:4= 2 (ост.3) 34:4= 8 (ост.2) 47:4= 11(ост.3) 97:4= 24 (ост.1) | Команда «Смелые» решает левый столбик, а команда «Отважные» правый столбик. Ответы капитаны запишут на доске. Ребята, посмотрите на примеры и посмотрите на остатки. Какой вывод можно сделать? Сравните делитель с остатками. Если остаток равен нулю, то говорят, что делимое делится на делитель без остатка или нацело. | Садятся за парты. Айсберг. Айсберг – это ледяная глыба, плывущая в море. Решают, записывают. Остаток всегда меньше делителя. | Слайд № 12 Слайд № 13 | |
7. | Первичное закрепление (8 мин) Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | - Чтобы успешно вернуться домой, нужно нам закрепить наши знания №534 (устно) №533 Два ученика по три примера одновременно у доски, остальные в тетрадь. Практическая работа в командах -Разделите конфеты, лежащие у вас в вазочках поровну между собой. Запишите получившиеся выражение в тетрадь: 11 : 5 = 2 (ост.1). Хорошо, молодцы, конфеты скушаете на переменке. | Объясняют Выполняют задания | Две вазочки с 11 конфетами. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |
8. | Домашнее задание (2 мин) Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | - Ну вот и подошло к концу наше путешествие. А дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать. Выучить все правила с.81 Стр. 84, № 550. Найти применение темы «Деление с остатком» в художественной литературе (сказки, истории, стихи и т.д.), в музыкальных (песнях), в мультфильмах. Записать название и эпизод с делением. | Записывают в дневники | Слайд №14 | |
9. | Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) Цель: Создание условий для рефлексии | -Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке. - Я на уроке научился… - Я умею … - Я могу научить других… На доске: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! - Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете! | Продолжают предложения. Прикрепляют человечков | Фигуры человечков и магниты | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |