Рабочая программа по курсу «Математика» 6 класс составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа адаптирована для обучения детей с НОДА (нарушением опорно-двигательного аппарата) и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом особенностей их психофизического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Предмет: математические представления и конструирование
6 «в» класс
Разработчик: учитель математики
Лебедева Татьяна Анатольевна
Петергоф, Санкт-Петербург
2017/18 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Математика» 6 «в» класс составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа адаптирована для обучения детей с НОДА (нарушением опорно-двигательного аппарата) и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учетом особенностей их психофизического развития.
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» в 6 классе разработана на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2014 г.
В зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенок может достигать разного уровня успехов, поэтому данный курс обучения детей со сложной структурой дефекта ставит цель:заложить основы элементарных математических знаний и умений
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
Формирование практических навыков в счёте, вычислении, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
Формирование элементарных учебных умений.
Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.
Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
Общее развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Формирование у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельностью доступной их восприятию «картины мира».
Основные направления коррекционной работы:
помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности;
коррекция отклонений, имеющихся в развитии;
создать положительную «Я-концепцию»;
укреплять положительные нравственные начала личности ребенка;
включаться в социальные и внутри коллективные отношения.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 6 «в» класса со сложной структурой дефекта, составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития, уровня их знаний и умений, особых образовательных потребностей. Согласно учебного плана, на изучение предмета «математика и конструирование» в 6 «в» классе отводится 4 часа в неделю (вместо 3 часов по программе), 136 часов в год. В связи с этим увеличилось количество часов на изучение некоторых разделов. Эти изменения отражены в календарно-тематическом планировании.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбираются альтернативные средства коммуникации, например, жесты, пиктограммы или др.
К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово). Электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Рабочая программа по учебному предмету «Математика и конструирование» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (применяется к правоотнощениям, возникшим с 1 сентября 2016 года);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 81 от 24.12.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Постановление Правительства Ленинградской области от 12 ноября 2013 года № 392 (в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 27.06.2016 г.) «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Ленинградской области».
Учебный план ГКОУ ЛО «Школа-интернат «Красные Зори» на 2017 – 2018 учебный год
Годовой календарный учебный график ГКОУ ЛО «Школа-интернат «Красные Зори» на 2017 – 2018 учебный год.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия для учащихся:
1)А.А. Хилько. Математика. Учебник для 1 класса. – М, Просвещение, 2014 г.
2) А.В. Белошистая. Тетрадь по математике и конструированию для 1 коррекционно-развивающего обучения. Часть 1,2,3,4. М.: «Владос», 2006 г.
3) Печатный иллюстративный материал с математическими заданиями
Учебно-методическая литература для учителя:
1) Т.К. Жикалкина. Игровые задания по математике. Пособие для учителя. – М. Просвещение, 1996 г.
2) М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М. Просвещение, 1978 г.
3) «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2014 г
4) А.В. Белошистая. «Математика и конструирование в 1 классе". Пособие для учителя. Москва, «Владос», 2004 г.
4) В.В. Эк. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. – М. Просвещение, 1990 г.
Средства обучения, дидактические материалы
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа «Монтессори-материал и др.);
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
мозаики;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и других событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;
макеты циферблата часов;
калькуляторы;
весы;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Цифровые образовательные ресурсы
№
п/п
Название презентации, видеоролика
1.
Веселые геометрические фигуры - видеоролик
2.
Паровозик Томас – видеоролик, знакомство с цифрами
3.
«Веселый счет» - презентация
4.
«Обучение детей счету» - сборник лучших видеороликов
5.
«Обучение детей количественному и порядковому счету» - презентация
6.
«Счет для дошкольников» - презентация
7.
«Сравнение предметов по различным признакам» - презентация
8.
«Сравнение предметов по количеству» - презентация
9.
«Единица измерения длины – сантиметр» - презентация
10.
«Единица измерения объема – литр»- презентация
Планируемые результаты освоения предмета
Личностныерезультаты
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
Метапредметные результаты
1. Регулятивные БУД
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
2.Познавательные БУД
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
3. Коммуникативные БУД
умение задавать вопросы, используя жесты
работать в коллективе (учитель – ученик, , ученик – класс, учитель-класс)
развитие пассивной речи при помощи пиктограмм, на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
обращаться за помощью при помощи жестов и принимать помощь
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Предметные результаты
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
о цвете, величине, размере, массе, форме предметов;
о положении предметов в пространстве и на плоскости;
о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра;
о числах 1-10 и числе 0;
количественные, порядковые числительные в пределах 10;
состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
линии – прямую, кривую, отрезок;
Примерное содержание предмета
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков 377 (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.
Представления о величине.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.
Пространственные представления.
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности
Учебно- тематическое планирование
№
Наименование раздела
Количество часов
I четверть
1
Представления о форме
3ч.
2
Конструирование
5 ч.
3
Представления о величине
2ч.
4
Количественные представления
17 ч.
5
Пространственные представления
2 ч.
6
Временные представления
3 ч.
II четверть
1
Представления о форме
2 ч.
2
Конструирование
2 ч.
3
Представления о величине
2 ч.
4
Количественные представления
18 ч.
5
Пространственные представления
2 ч.
6
Временные представления
2 ч.
III четверть
1
Представления о форме
3 ч.
2
Конструирование
3 ч.
3
Представления о величине
3 ч.
4
Количественные представления
31 ч.
5
Пространственные представления
2 ч.
6
Временные представления
2 ч.
IV четверть
1
Представления о форме
2 ч.
2
Конструирование
2 ч.
3
Представления о величине
2 ч.
4
Количественные представления
21 ч.
5
Пространственные представления
2 ч.
6
Временные представления
3 ч.
Итого:
136 часов
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
(Планируемые примерные результаты):
1 уровень
сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2-4 предмета;
сравнивать предметы по одному или нескольким признакам;
называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать на себе положение частей тела, рук и т.д.
изменять количество предметов, устанавливать взаимно-однозначное соответствие;
образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
считать в прямом и в обратном порядке по единице; читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
заменять 10 единиц 1 десятком (1дес = 10 ед.);
пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;
пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10 опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
2 уровень
различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
сравнивать предметы по одному признаку;
определять положение предметов на плоскости;
определить положение в пространстве относительно себя;
образовывать, читать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 5 (счёт по 1, 2,3,4,5 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние и недостающие не обязательно)
решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 5 с помощью счётного и дидактического материала;
пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 5;
решать задачи на нахождения суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие с помощью учителя;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам
Формы организации учебного образовательного процесса
Составленная программа реализуется в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учётом уровня интеллектуального развития обучающихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.
Формы работы:
урок
индивидуальная работа с учеником
коллективная работа
Методы обучения:
По источнику знаний:
словесные – рассказ - объяснение, беседа, дискуссия;
наглядные - наблюдение, демонстрация;
предметно-практические - упражнения, практические работы, игры.
По характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный - рассказ с использованием наглядных пособий и технических средств;
репродуктивный - умения и навыки, полученные и закрепленные в процессе изучения материала;
проблемный - на занятиях для учащихся создаются проблемные ситуации словесные (беседа, объяснения и др),
наглядные (демонстрация, иллюстрации),
практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры, самостоятельная работа и др).
Приёмы работы
Учащимся предлагается материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья, понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены задания, виды самостоятельных работ, учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Технологии обучения:
игровые;
здоровьесберегающие;
личностно-ориентированные;
индивидуального обучения;
Икт.
Используемые формы оценивания результатов
Критерием обучаемости ученика является его умение использовать накопленный в процессе обучения опыт, где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего его мира, развитие его личностного самосознания и самоощущения.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:
«выполняет действие самостоятельно»;
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
«выполняет действие по образцу»;
«действие не выполняет»;
Основными критериями сформированности представления являются:
«узнает объект»;
«не всегда узнает объект»;
«не узнает объект».
Текущая оценка может быть представлена традиционно в баллах.