И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях они могут выразить себя как личность доступными для них способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения учащихся. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках Изобразительной деятельности решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности:
-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать их самостоятельность. Дети учится уважительно относиться к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Им важно видеть и знать, что результаты их творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь учеников с интеллектуальными нарушениями интереснее и ярче, способствует их самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
№ п/п | Дата по плану | Тема занятий | Деятельность учащегося | Отметка о выполнении |
I четверть - 16 часов. |
1. | 05.09 | Подготовительное занятие. Повторение основных понятий, цветов. Рисование «Осень. Листопад». | Проверка остаточных знаний, работа с иллюстративным материалом. Уметь выбирать цвета для рисования осенних листьев. Рисование осенних деревьев с осенней листвой способом примакивания кисти. | |
2. | 07.09 | Рисование отпечатками листьев «Осенние листья». | Уметь работать с природным материалом, выбирать цвета для раскрашивания листьев. Использование техники рисования отпечатками листьев. | |
3. | 12.09 | Лепка «Осенние цветы» | Уметь удерживать материал, раскатывать пластилин в шарики, подбирать нужные цвета. Крепление шариков к основе аппликации, используя приемы надавливания и размазывания от центра к краям лепестков. | |
4. | 14.09 | Обрывная аппликация «Репка» | Уметь работать с бумагой, разрывать её на мелкие кусочки. Соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации. | |
5. | 19.09 | Размазывание пластилина внутри контура «Яблоко». | Подбирать цвета пластилина для лепки. Раскатывать пластилин в форме шариков и располагать внутри контура яблока, используя приемы надавливания и размазывания от центра к краям. | |
6. | 21.09 | Аппликация с элементами рисования «Дождь идёт» | Уметь работать с бумагой и ватой, разрывать бумагу на мелкие кусочки. Соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации. Раскрашивание тучи из ваты красками. | |
7. | 26.09 | Аппликация из листьев «Рыбка». | Уметь отличать природный материал. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
8. | 28.09 | Лепка из пластилина «Лук». | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шарика, сплющивание. Соединение деталей изделия разными способами. | |
9. | 03.10 | Обрывная аппликация «Зонтик». | Уметь работать с клеем и бумагой, разрывать бумагу на мелкие кусочки. Соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации. | |
10. | 05.10 | Пальчиковое рисование «Яблочки» | Уметь выбирать цвета для рисования. Использовать пальчиковый способ рисования яблок. | |
11. | 10.10 | Лепка «Божья коровка» | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Соединение деталей изделия разным способом. | |
12. | 12.10 | Предметная аппликация «Овощной суп» | Уметь работать с клеем и бумагой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
13. | 17.10 | Рисование «Сочный арбуз» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
14. | 19.10 | Лепка «Крокодил» | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Соединение деталей изделия разным способом. | |
15. | 24.10 | Рисование «Осенний лес» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
16. | 26.10 | Аппликация из пластилина «Виноград» | Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Выкладывание готовых деталей по контуру композиции. | |
II четверть- 16 часов. |
1. | 07.11 | Рисование «Мороженое» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
2. | 09.11 | Аппликация из пластилина «Осеннее дерево» | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок (ствол дерева), шариков (листья), сплющивание. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
3. | 14.11 | Лепка «Кекс» | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Соединение деталей изделия разным способом. | |
4. | 16.11 | Лепка «Леденец на палочке» | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, скатывание двух колбасок разных цветов вместе. Формирование готового изделия путем скатывания колбаски в завиток, крепление на палочку (шпажку). | |
5. | 21.11 | Рисование «Васильки» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. Рисование цветов втулкой от туалетной бумаги. | |
6. | 23.11 | Рисование «Цветочная корзина» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование цветом способом примакивания. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
7. | 28.11 | Лепка «Лошадка» | Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Соединение деталей изделия разным способом. | |
8. | 30.11 | Аппликация из ваты «Снеговик» | Уметь работать с клеем и ватой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
9. | 05.12 | Рисование «Зима пришла» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
10. | 07.12 | Рисование «Заснеженный лес» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование способом тычка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
11. | 12.12 | Рисование «Дед Мороз» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру и раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
12. | 14.12 | Аппликация из рваной бумаги полосками «Новогодняя ёлочка» | Уметь работать с клеем и бумагой, разрывать бумагу на полоски. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
13. | 19.12 | Аппликация из рванной бумаги «Елочные игрушки» | Уметь работать с клеем и бумагой, разрывать бумагу на мелкие кусочки, приклеивать к готовой заготовке. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
14. | 21.12 | Пластилинография «Варежка» | Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Выкладывание готовых деталей по контуру композиции. | |
15. | 26.12 | Работа с пластилином и стекой «Ветка ели с игрушками» | Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Уметь работать со стекой. Составление композиции. | |
16. | 28.12 | Аппликация из ваты «Заяц» | Уметь работать с клеем и ватой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
III четверть- 19 часов. |
1. | 09.01 | Рисование «Букет снежинок» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Произвольное рисование снежинок завитками, спиралями, прямыми линиями, исходящими в стороны от центра снежинки. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
2. | 11.01 | Рисование «Карнавальные очки» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру и раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
3. | 16.01 | Рисование с элементами аппликации «Белый медведь и северное сияние» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование северного сияния разноцветными полосками. Приклеивание ваты внутри контура туловища белого медведя. Соблюдение последовательности действий при работе с красками и ваты с клеем. | |
4. | 18.01 | Рисование «Неваляшки». | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование, используя трафареты кругов разного диаметра. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
5. | 23.01 | Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Сказочная избушка» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование горизонтальных линий (бревен) внутри контура избушки. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
6. | 25.01 | Рисование геометрических элементов орнамента «Узор в полосе» (чередование по форме и цвету). | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием трафаретов геометрических фигур, чередование фигур и цветов фигур между собой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
7. | 30.01 | Рисование геометрических элементов орнамента «Узор в квадрате» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием трафаретов геометрических фигур, чередование фигур и цветов фигур между собой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
8. | 01.02 | Рисование геометрических элементов орнамента «Узор в круге». | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием трафаретов геометрических фигур, чередование фигур и цветов фигур между собой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
9. | 06.02 | Аппликация. Воздушные шары. | Уметь работать с клеем и бумагой. Разрывание бумаги на кусочки, приклеивание внутри контура шара. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
10. | 08.02 | Рисование «Мой пушистый котенок» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование внутри контура. Раскрашивание котенка, тычком кисти, имитируя шерсть. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
11. | 13.02 | Пластилинография «Валентинка для мамы» | Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Выкладывание готовых деталей по контуру композиции. | |
12. | 15.02 | Аппликация из пластилина «Шапка» | Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Выкладывание готовых деталей внутри контура шарфа. | |
13. | 20.02 | Рисование «Самолет». | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру и раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
14. | 22.02 | Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества». | Уметь работать с клеем и бумагой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации. | |
15. | 27.02 | Аппликация «Танк». | Уметь работать с клеем и бумагой. Сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. | |
16. | 01.03 | Рисование «Горшок с кактусом» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование кактуса ладошкой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
17. | 06.03 | Изготовление поздравительной открытки «8 марта». | Уметь работать с клеем и бумагой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации. | |
18. | 13.03 | Рисование «Конфеты» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру и раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
19. | 15.03 | Лепка «Капель» | Подбирать цвета пластилина для лепки. Выполнять работу методом размазывания пластилина сверху вниз. | |
IV четверть. |
1. | 03.04 | Аппликация «Веточка черемухи» | Уметь работать с клеем и бумагой. Изготовление цветков способом сминания бумаги в комочек. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
2. | 05.04 | Рисование «Рыбки в аквариуме» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование рыб по трафарету. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
3. | 10.04 | Пластилинография «Пасхальное яйцо» | Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Выкладывание готовых деталей по контуру композиции. | |
4. | 12.04 | Сюжетное рисование. Рисование по-сырому: «Планеты и звёзды». | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по сырому листу раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
5. | 17.04 | Рисование «Ракета». | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру, раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
6. | 19.04 | Аппликация «Ландыш». | Уметь работать с клеем и бумажными салфетками. Изготовление цветков способом сминания бумажных салфеток в комочки. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
7. | 24.04 | Работа с пластилином: «Весеннее дерево» | Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Выкладывание готовых деталей по контуру композиции. | |
8. | 26.04 | Аппликация из фантиков и фольги (стрекоза, бабочка). | Уметь работать с фольгой и фантиками. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
9. | 03.05 | Аппликация «Салют победы над Москвой» | Уметь работать с клеем и бумажными салфетками. Изготовление салюта способом сминания бумажных салфеток в жгутики, комочки. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
10. | 10.05 | Лепка «Неваляшка» | Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков. Соединение деталей изделия разным способом. | |
11. | 15.05 | Аппликация «Весна пришла» | Уметь работать с клеем и бумагой. Сборка готовых элементов аппликации. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
12. | 17.05 | Аппликация «Весенняя березка» | Уметь работать с клеем и бумагой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации. | |
13. | 22.05 | Рисование «Одуванчик» | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование способом тычка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |
14. | 24.05 | Сюжетное рисование: «Весенние цветы на полянке». | Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование цветов ладошкой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | |