kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа 5 класса по учебному предмету "Изобразительная деятельность" для обучающихся с ТМНР (вариант 2).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 5 года обучения по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2), обучение на дому. Рабочая программа рассчитана на 65 часов в год, по 2 часа в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класса по учебному предмету "Изобразительная деятельность" для обучающихся с ТМНР (вариант 2).»

Рабочая программа по учебному предмету

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

5 класс


для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2)



Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:

  1. Адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Ивановская школа-интернат №3»;

  2. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);

  3. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора

И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях они могут выразить себя как личность доступными для них способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения учащихся. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию.


Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.


Задачи:

  1. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  2. Развитие собственной активности ребенка;

  3. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  4. Формирование и развитие целенаправленных действий;

  5. Развитие планирования и контроля деятельности;

  6. Развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.


Наряду с вышеуказанными задачами на уроках Изобразительной деятельности решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности:

-развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

-развитие зрительного восприятия;

-развитие зрительного и слухового внимания;

-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

-формирование и развитие реципрокной координации;

-развитие пространственных представлений;

-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.


Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать их самостоятельность. Дети учится уважительно относиться к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Им важно видеть и знать, что результаты их творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь учеников с интеллектуальными нарушениями интереснее и ярче, способствует их самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки могут использоваться в дальнейшем в трудовой деятельности.

Применяются следующие методы обучения: демонстра­ция, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебни­ком, самостоятельная работа и др. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.

Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.

Процесс обучения неразрывно связан с ре­шением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных ка­честв ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоя­тельности, терпеливости, настойчивости, любознательнос­ти, формированием умений планировать свою деятельность.


























Предмет - Изобразительная деятельность 5 класс



Система обучения – коррекционная


Программы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) Вариант 2



Количество часов по программе

70

Количество часов в неделю по учебному плану

2

Количество часов в год

65


Распределение учебных часов по четвертям:



Четверть

Количество недель

Количество часов

I

8,5

16

II

7,5

16

III

10

19

IV

8

14

год

34

65











Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата по плану

Тема занятий

Деятельность учащегося

Отметка о выполнении

I четверть - 16 часов.

1.

05.09

Подготовительное занятие. Повторение основных понятий, цветов. Рисование «Осень. Листопад».

Проверка остаточных знаний, работа с иллюстративным материалом. Уметь выбирать цвета для рисования осенних листьев. Рисование осенних деревьев с осенней листвой способом примакивания кисти.


2.

07.09

Рисование отпечатками листьев «Осенние листья».

Уметь работать с природным материалом, выбирать цвета для раскрашивания листьев. Использование техники рисования отпечатками листьев.


3.

12.09

Лепка «Осенние цветы»

Уметь удерживать материал, раскатывать пластилин в шарики, подбирать нужные цвета. Крепление шариков к основе аппликации, используя приемы надавливания и размазывания от центра к краям лепестков.


4.

14.09

Обрывная аппликация «Репка»

Уметь работать с бумагой, разрывать её на мелкие кусочки. Соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации.


5.

19.09

Размазывание пластилина внутри контура «Яблоко».

Подбирать цвета пластилина для лепки. Раскатывать пластилин в форме шариков и располагать внутри контура яблока, используя приемы надавливания и размазывания от центра к краям.


6.

21.09

Аппликация с элементами рисования «Дождь идёт»

Уметь работать с бумагой и ватой, разрывать бумагу на мелкие кусочки. Соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации. Раскрашивание тучи из ваты красками.


7.

26.09

Аппликация из листьев «Рыбка».

Уметь отличать природный материал. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


8.

28.09

Лепка из пластилина «Лук».

Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шарика, сплющивание. Соединение деталей изделия разными способами.


9.

03.10

Обрывная аппликация «Зонтик».

Уметь работать с клеем и бумагой, разрывать бумагу на мелкие кусочки. Соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации.


10.

05.10

Пальчиковое рисование «Яблочки»

Уметь выбирать цвета для рисования. Использовать пальчиковый способ рисования яблок.


11.

10.10

Лепка «Божья коровка»

Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Соединение деталей изделия разным способом.


12.

12.10

Предметная аппликация «Овощной суп»

Уметь работать с клеем и бумагой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


13.

17.10

Рисование «Сочный арбуз»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение

последовательности действий при работе с красками.


14.

19.10

Лепка «Крокодил»

Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Соединение деталей изделия разным способом.


15.

24.10

Рисование «Осенний лес»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение

последовательности действий при работе с красками.


16.

26.10

Аппликация из пластилина «Виноград»

Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Выкладывание готовых деталей по контуру композиции.


II четверть- 16 часов.

1.

07.11

Рисование «Мороженое»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение

последовательности действий при работе с красками.


2.

09.11

Аппликация из пластилина «Осеннее дерево»

Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок (ствол дерева), шариков (листья), сплющивание. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


3.

14.11

Лепка «Кекс»

Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Соединение деталей изделия разным способом.


4.

16.11

Лепка «Леденец на палочке»

Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, скатывание двух колбасок разных цветов вместе. Формирование готового изделия путем скатывания колбаски в завиток, крепление на палочку (шпажку).


5.

21.11

Рисование «Васильки»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение

последовательности действий при работе с красками. Рисование цветов втулкой от туалетной бумаги.


6.

23.11

Рисование «Цветочная корзина»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование цветом способом примакивания. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


7.

28.11

Лепка «Лошадка»

Уметь работать с пластилином: ощипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Соединение деталей изделия разным способом.


8.

30.11

Аппликация из ваты «Снеговик»

Уметь работать с клеем и ватой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


9.

05.12

Рисование «Зима пришла»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Соблюдение

последовательности действий при работе с красками.


10.

07.12

Рисование «Заснеженный лес»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование способом тычка. Соблюдение

последовательности действий при работе с красками.


11.

12.12

Рисование «Дед Мороз»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру и раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


12.

14.12

Аппликация из рваной бумаги полосками «Новогодняя ёлочка»

Уметь работать с клеем и бумагой, разрывать бумагу на полоски. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


13.

19.12

Аппликация из рванной бумаги «Елочные игрушки»

Уметь работать с клеем и бумагой, разрывать бумагу на мелкие кусочки, приклеивать к готовой заготовке. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


14.

21.12

Пластилинография «Варежка»

Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Выкладывание готовых деталей по контуру композиции.


15.

26.12

Работа с пластилином и стекой «Ветка ели с игрушками»

Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание. Уметь работать со стекой.

Составление композиции.


16.

28.12

Аппликация из ваты «Заяц»

Уметь работать с клеем и ватой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


III четверть- 19 часов.

1.

09.01

Рисование «Букет снежинок»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Произвольное рисование снежинок завитками, спиралями, прямыми линиями, исходящими в стороны от центра снежинки. Соблюдение

последовательности действий при работе с красками.


2.

11.01

Рисование «Карнавальные очки»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру и раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


3.

16.01

Рисование с элементами аппликации «Белый медведь и северное сияние»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование северного сияния разноцветными полосками. Приклеивание ваты внутри контура туловища белого медведя. Соблюдение последовательности действий при работе с красками и ваты с клеем.


4.

18.01

Рисование «Неваляшки».

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование, используя трафареты кругов разного диаметра. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


5.

23.01

Сюжетное рисование. Расположение объектов на поверхности листа. «Сказочная избушка»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование горизонтальных линий (бревен) внутри контура избушки. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


6.

25.01

Рисование геометрических элементов орнамента «Узор в полосе» (чередование по форме и цвету).

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием трафаретов геометрических фигур, чередование фигур и цветов фигур между собой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


7.

30.01

Рисование геометрических элементов орнамента «Узор в квадрате»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием трафаретов геометрических фигур, чередование фигур и цветов фигур между собой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


8.

01.02

Рисование геометрических элементов орнамента «Узор в круге».

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием трафаретов геометрических фигур, чередование фигур и цветов фигур между собой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


9.

06.02

Аппликация. Воздушные шары.

Уметь работать с клеем и бумагой. Разрывание бумаги на кусочки, приклеивание внутри контура шара. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


10.

08.02

Рисование «Мой пушистый котенок»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование внутри контура. Раскрашивание котенка, тычком кисти, имитируя шерсть. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


11.

13.02

Пластилинография «Валентинка для мамы»

Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Выкладывание готовых деталей по контуру композиции.


12.

15.02

Аппликация из пластилина «Шапка»

Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Выкладывание готовых деталей внутри контура шарфа.


13.

20.02

Рисование «Самолет».

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру и раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


14.

22.02

Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества».

Уметь работать с клеем и бумагой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации.


15.

27.02

Аппликация «Танк».

Уметь работать с клеем и бумагой. Сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.


16.

01.03

Рисование «Горшок с кактусом»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование кактуса ладошкой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


17.

06.03

Изготовление поздравительной открытки «8 марта».

Уметь работать с клеем и бумагой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации.


18.

13.03

Рисование «Конфеты»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру и раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


19.

15.03

Лепка «Капель»

Подбирать цвета пластилина для лепки. Выполнять работу методом размазывания пластилина сверху вниз.


IV четверть.

1.

03.04

Аппликация «Веточка черемухи»

Уметь работать с клеем и бумагой. Изготовление цветков способом сминания бумаги в комочек. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


2.

05.04

Рисование «Рыбки в аквариуме»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование рыб по трафарету. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


3.

10.04

Пластилинография «Пасхальное яйцо»

Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Выкладывание готовых деталей по контуру композиции.


4.

12.04

Сюжетное рисование. Рисование по-сырому: «Планеты и звёзды».

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по сырому листу раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


5.

17.04

Рисование «Ракета».

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование по контуру, раскрашивание. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


6.

19.04

Аппликация «Ландыш».

Уметь работать с клеем и бумажными салфетками. Изготовление цветков способом сминания бумажных салфеток в комочки. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


7.

24.04

Работа с пластилином: «Весеннее дерево»

Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков, сплющивание.

Выкладывание готовых деталей по контуру композиции.


8.

26.04

Аппликация из фантиков и фольги (стрекоза, бабочка).

Уметь работать с фольгой и фантиками. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


9.

03.05

Аппликация «Салют победы над Москвой»

Уметь работать с клеем и бумажными салфетками. Изготовление салюта способом сминания бумажных салфеток в жгутики, комочки. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


10.

10.05

Лепка «Неваляшка»

Уметь работать с пластилином: отщипывание пластилина, катание колбасок, шариков. Соединение деталей изделия разным способом.


11.

15.05

Аппликация «Весна пришла»

Уметь работать с клеем и бумагой. Сборка готовых элементов аппликации. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


12.

17.05

Аппликация «Весенняя березка»

Уметь работать с клеем и бумагой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации.


13.

22.05

Рисование «Одуванчик»

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование способом тычка. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.


14.

24.05

Сюжетное рисование: «Весенние цветы на полянке».

Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование цветов ладошкой. Соблюдение последовательности действий при работе с красками.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ченцова Елена Андреевна

Дата: 21.08.2023

Номер свидетельства: 635760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства