kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Предметно-практические действия»

на 2020-2021 учебный год

(период реализации 1 год)

 

2 класс

Обучающиеся с ТМНР

Всего 34 часа

1 этап обучения

1 час в неделю

 

 

 

Составитель:

 

учитель-дефектолог

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»»








Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Предметно-практические действия»

на 2020-2021 учебный год

(период реализации 1 год)



2М класс

Обучающиеся с ТМНР

Всего 34 часа

1 этап обучения

1 час в неделю







Составитель:

учитель-дефектолог

















Москва 2021



Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)

  • Учебный план


Цель коррекционного курса- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.


Основные задачи реализации содержания курса:

  • Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

  • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.



Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

Ожидаемые личностные результаты освоения заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Личностные результаты освоения рабочей программы могут включать:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты:

Действия с материалами

  • сминать, разрывать, пересыпать, переливать материал.

Действия с предметами

  • захватывать, удерживать, отпускать предмет;

  • встряхивать предмет, издающий звук;

  • вынимать предметы из емкости, складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;

  • вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, нить.



Содержание коррекционного курса

Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия" включает 2 раздела: «Действия с материалами» и «Действия с предметами».

Сущность обучения состоит в следующем:

- первично совершенствовать манипуляторные действия с предметом и ориентировочные операции обследования, что отражает элементарные двигательные и сенсорные возможности руки обучающегося. Далее необходимо ученика знакомить со свойствами материала и предмета (путем сминания, разминания, пересыпания, переливания, перекладывания, наматывания и др.), что переходит в предметно-специфические операции;

- выполнение ручных действий, используя предмет для достижения цели (палку, сачок и пр.);

- овладение предметно-орудийными действиями, когда рука подчиняется требованиям орудийных приемов (ложкой зачерпывать, ножницами резать, карандашом проводить линии ).



п/п

Название раздела

Содержание раздела

1.

Диагностика

Диагностика актуального уровня развития обучающихся

Форма занятия

Групповая

Задание дифференцировано для детей.

Действия с материалами.


Пластилин: отрывание кусочков пластилина пальцами; «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину); разрывание кусочков пластилина; сплющивание кусочков пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо; разрезание палочки стекой; изготовление предметов шаровидной формы;

Бумага: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба; сминание бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора; Нитки: разрывание тонких, непрочных ниток; наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы;

Ткань: захват, удерживание, сминание, разглаживание, вытягивание ткани; Природный материал: сбор природных материалов (поднимание, отрывание)

2.

Действия с предметами.


Шарики: захват шариков кистью руки, удержание в ладони; катание шариков; складывание шариков в емкости;

Предметы: перекладывание предметов из одной емкости в другую; нажимать на «ушки» прищепки открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; нажимать на «ушки» прищепки, устанавливать в зажим картинку; Строительные материалы: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга; постройка из строительных материалов: башни из 2-3 кубиков; рельсы для поезда; дорожки из брусков; забор из кубиков; рельсы для поезда;

Плоские палочки: складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота; дорожки и тропинки; окно, домик; раскладывание на столе произвольно; Мозаика: плотно вставлять ножку в отверстие; заполнение панели мозаикой произвольно.брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие;


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Форма контроля

1-2

Работа с природным материалом.

Сбор, сортировка п/м: «Осень к нам пришла»

первичная обработка, размещение на хранение

2

Динамическое наблюдение

3-4

Составление композиций: «Осенние букеты»

составление букетов из осенних листьев

2

5.

Работа с бумагой Подвижная аппликация: «Листопад»

подвижная аппликация из сухих листьев (подбрасывание листьев вверх, приклеивание их на заранее намазанный лист бумаги);

1

6.

Предметная аппликация: «Осеннее дерево»

накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием

1

7-9.

Работа с пластилином «Дары осени»

рисование пластилином по трафарету

3

10-11.

Работа с мозаикой Узор из мозаики «Осенняя трава»

выкладывание ряда (рядов) мозаики заданного цвета

2

12.

Работа с плоскими палочками Выполнение простейших фигур: «Лесные грибочки»

раскатывание колбаски (ножка гриба), раскатывание, сплющивание шарика «шляпка гриба» в ладошки, соединение ножки и шляпки гриба

1

13-15.

Работа с предметами «Грибочки» «Мячики» «Зонтики»

выбор знакомых предметов среди 2-3 незнакомых

3

16-20

Работа с природным материалом. «Осенний лес»Поделки: «Лодочка» «Ежики»

аппликация по контурному изображению

5

21-24.

Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Фрукты» «Овощи»

приклеивание готовых вырезанных форм на лист бумаги в заданной последовательности

4

25-28

Лепка: «Длинные короткие колбаски» «Шарики катятся» «Виноград» Лепка из пластилина: «Грибочки»

раскатывание колбасок разной длины, шариков разной величины в ладонях и на доске

4

29-30

Работа со строительными материалами.

Постройка: «Башня»

«Домики», «Улица» (разные дома)


конструирование башни, дома из 2-4 кубиков, завершение постройки призмой

2

31.

Работа с бумагой. «Самолетики летают»

складывание листа пополам

1

32-35

Работа с пластилином. Лепка: «Вишенки» «Ягоды рябины»

раскатывание в ладошке и на доске колбасок, шариков разной величины, прикрепление их к колбаске

4

36-38.

Работа с плоскими палочками.

«Домики» «Стульчики» «Качели»

выкладывание простейших фигур

3

39-42.

Работа со строительными материалами. Постройка: «Дорожки» «Ворота»

конструирование из брусков длинных и коротких дорожек, ворот для машинок

4

43.

Работа с предметами. «Гирлянда на елку»

нанизывание предметов на веревочку

1

44-45.

«Снег идет» - действие с мозаикой. «Нарядная елочка» - действие с пластилином


2

46-51.

Работа с предметами. Разбор-складывание

«Пирамидка» «Матрешка» Бусы для мамы»

нанизывание предметов

6

52-55.

Работа с пластилином. Лепка:

«Ком для снеговика» «Снежки»

раскатывание шариков в ладошках и на доске разной величины

4

56.

Работа с плоскими палочками. «Солнышко»

выкладывание простейших фигур

1

57-58.

Работа с бумагой. «Снежный домик» «Крыша для домика»

складывание листа пополам

2

59-60.

Работа с природным материалом. «Елочки в лесу» «Черепашки»

размещение шишек (елочки), ракушек (черепашки) на пластилиновой основе

2

61-63.

Работа с нитками. «Катушки ниток» «Клубочки» Аппликация: «Солнышко»

наматывание (разматывание) ниток (пряжи)

3

64-67.

Работа с предметами. «Поварята» «Катятся шарики по дорожке»

перекладывание предметов ложкой в сосуд, катание шариков

4

68-70

Работа с пластилином. Лепка: «Котлетки» «Баранки» «Колечки»

раскатывание шарика, расплющивание между ладошками, раскатывание колбасок, соединение концов путем изученных приемов

3

71-72.

Работа со строительными материалами. Постройки: «Заборчики» «Стол и стулья»

конструирование простых построек из брусков

2

73-74.

Работа с мозаикой. Выкладывание узоров: «Дорожки для ежика»

выкладывание ряда мозаики заданного цвета и формы

2

75-78.

Работа с бумагой. Складывание: «Конвертики» «Домики» «Салфетки к празднику»

складывание бумаги треугольником

4

79-81

Работа с нитками. Аппликация: «Шарики» «Собачки»

приклеивание готовых вырезанных форм в заданной последовательности

3

82-85.

Работа с предметами. С прищепками: «Солнышко» «Деревья» «Насекомые» «Животные»

добавление недостающих частей к готовым формам прищепками

4

86-89.

Работа с плоскими палочками:

«Флажки» «Домик с забором» Кораблик» «Елочка»

выкладывание простейших фигур

4

90-92

Работа с мозаикой:

«Радуга» «Солнышко» Цветочки»

выкладывание узоров

3

93-95.

Работа с пластилином. «Лесенка» Лепка:

«Цепочки из колец» «Пирамидки из колец»

лепка на плоскости

3

96-100

Работа с бумагой. «Конфеты» «Подарок» «Волшебная палочка»

обертывание бумагой

5


101-102.

И/А 1.«Домик с забором» - выкладывание плоскими палочками контурного изображения (работа по образцу)

2. "Катушка" - наматывание ниток на катушку.


2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Автор: Сазонова Наталья Анатольевна

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608615


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства