Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»»
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Предметно-практические действия»
на 2020-2021 учебный год
(период реализации 1 год)
2М класс
Обучающиеся с ТМНР
Всего 34 часа
1 этап обучения
1 час в неделю
Составитель:
учитель-дефектолог
Москва 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» разработана на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)
Учебный план
Цель коррекционного курса- формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Основные задачи реализации содержания курса:
Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
Ожидаемые личностные результаты освоения заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Личностные результаты освоения рабочей программы могут включать:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
вынимать предметы из емкости, складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;
вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, нить.
Содержание коррекционного курса
Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия" включает 2 раздела: «Действия с материалами» и «Действия с предметами».
Сущность обучения состоит в следующем:
- первично совершенствовать манипуляторные действия с предметом и ориентировочные операции обследования, что отражает элементарные двигательные и сенсорные возможности руки обучающегося. Далее необходимо ученика знакомить со свойствами материала и предмета (путем сминания, разминания, пересыпания, переливания, перекладывания, наматывания и др.), что переходит в предметно-специфические операции;
- выполнение ручных действий, используя предмет для достижения цели (палку, сачок и пр.);
- овладение предметно-орудийными действиями, когда рука подчиняется требованиям орудийных приемов (ложкой зачерпывать, ножницами резать, карандашом проводить линии ).
№ п/п
Название раздела
Содержание раздела
1.
Диагностика
Диагностика актуального уровня развития обучающихся
Форма занятия
Групповая
Задание дифференцировано для детей.
Действия с материалами.
Пластилин: отрывание кусочков пластилина пальцами; «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину); разрывание кусочков пластилина; сплющивание кусочков пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо; разрезание палочки стекой; изготовление предметов шаровидной формы;
Бумага: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба; сминание бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора; Нитки: разрывание тонких, непрочных ниток; наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы;
Ткань: захват, удерживание, сминание, разглаживание, вытягивание ткани; Природный материал: сбор природных материалов (поднимание, отрывание)
2.
Действия с предметами.
Шарики: захват шариков кистью руки, удержание в ладони; катание шариков; складывание шариков в емкости;
Предметы: перекладывание предметов из одной емкости в другую; нажимать на «ушки» прищепки открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; нажимать на «ушки» прищепки, устанавливать в зажим картинку; Строительные материалы: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга; постройка из строительных материалов: башни из 2-3 кубиков; рельсы для поезда; дорожки из брусков; забор из кубиков; рельсы для поезда;
Плоские палочки: складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота; дорожки и тропинки; окно, домик; раскладывание на столе произвольно; Мозаика: плотно вставлять ножку в отверстие; заполнение панели мозаикой произвольно.брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие;
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Тема занятия
Содержание
Количество часов
Форма контроля
1-2
Работа с природным материалом.
Сбор, сортировка п/м: «Осень к нам пришла»
первичная обработка, размещение на хранение
2
Динамическое наблюдение
3-4
Составление композиций: «Осенние букеты»
составление букетов из осенних листьев
2
5.
Работа с бумагой Подвижная аппликация: «Листопад»
подвижная аппликация из сухих листьев (подбрасывание листьев вверх, приклеивание их на заранее намазанный лист бумаги);
1
6.
Предметная аппликация: «Осеннее дерево»
накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием
1
7-9.
Работа с пластилином «Дары осени»
рисование пластилином по трафарету
3
10-11.
Работа с мозаикой Узор из мозаики «Осенняя трава»
выкладывание ряда (рядов) мозаики заданного цвета
2
12.
Работа с плоскими палочками Выполнение простейших фигур: «Лесные грибочки»
раскатывание колбаски (ножка гриба), раскатывание, сплющивание шарика «шляпка гриба» в ладошки, соединение ножки и шляпки гриба
1
13-15.
Работа с предметами «Грибочки» «Мячики» «Зонтики»
выбор знакомых предметов среди 2-3 незнакомых
3
16-20
Работа с природным материалом. «Осенний лес»Поделки: «Лодочка» «Ежики»
аппликация по контурному изображению
5
21-24.
Работа с бумагой. Предметная аппликация: «Фрукты» «Овощи»
приклеивание готовых вырезанных форм на лист бумаги в заданной последовательности