kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и конструирование» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и  конструирование» для детей с умеренным развитием 3 класс. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Составлена на основе авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 и  регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида  в Каратузском районе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и конструирование» для 3 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»


Утверждаю:

Директор школы Брезгина Н. Л.

«_____»________________2015 год













Рабочая программа

по предмету математика

«Математические представления и конструирование»

для 3 класса

на 2015 – 2016 учебный год

учителя начальных классов

Селиной Елены Владимировны

Составлена на основе

«Программы обучения глубоко

умственно отсталых  детей»












Согласовано:

зам. директора по УВР

______________________________


«____»_____________2015 г.








с. Верхний Кужебар

2015 г.


 Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» в 3 классе разработана на основании следующих документов:

- «Программы обучения глубоко умственно отсталых  детей», составленной  НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.

- адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

- регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида  в Каратузском районе.

- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и

- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.


 Программа предназначена для Андреева Андрея учащегося 3 класса МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» VIII вида, рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).


Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений — коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

Целью обучения ребёнка математике является привитие сис­темы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготов­ку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.

У ребёнка с тяжелой степенью умственной отсталости очень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У учащейся не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен. Малоспособна к самостоятельной целенаправленной длительной деятельности, вследствие имеющихся на­рушений в познавательных процессах и эмоционально - волевой сфере.

Такой ребёнок способен при специальном обучении к овладению не­сложными навыками самообслуживания в быту, простейшим навы­кам ручного труда. Поэтому, математика является одним из важных общеобразователь­ных предметов коррекционных школ, готовит учащихся с отклонениями в интел­лектуальном развитии к жизни и овладению доступными социально - трудовыми навыками.

Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными пред­метами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использо­вать математические знания в нестандартных ситуациях.

Уроки математики необходимо обеспечить соответствующей системой на­глядных пособий для индивидуальной работы учителя с учеником, а так же раздаточным дидактическим материалом для само­стоятельных работ учащегося. На уроках необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям эле­ментов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Обучение математике невозможно без пристального, вни­мательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках математики учить ребёнка повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с множеством.


Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:

- игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками);

- количественные представления;

- представление о величине (большой – маленький);

- временные представления.


При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Усвоил;

Частично усвоил;

Не усвоил.

Продолжительность урока – 35 минут.


Требование к уровню подготовки обучающегося.

Обучающейся должен уметь:

  • выделять 1 и много предметов из группы;

  • соотносить количество 1 с количеством пальцев;

  • сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто;

  • различать предметы по величине;

  • выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две формы (кубик, «крыша»);

  • понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;

  • сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала;

  • ориентироваться в пространстве и времени.


Обучающейся должен знать:

  • количественные понятия: один, много, поровну;

  • величину: большой – маленький;

  • форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма);

  • пиктограммы погодных явлений;

  • название, расположение и назначение помещений в школе.


Перечень оборудования и дидактического материала.

Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно – разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; наборы фигурок людей и животных из плотной ткани, картона или плотной бумаги для фланелеграфа; наборы палочек; фланелеграф; магнитные доски; сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; наборы геометрических фигур; штампы, трафареты; пуговицы разного размера и различных цветов; природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны; муляжи овощей и фруктов; коробки – вкладыши; материалы М. Монтессори; настольные игры: «Цвет и форма», «Где чей домик?», «Бабочки и цветы», «Времена года»…

Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления и конструирование»

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактическая


Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)




Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта,

1



Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик»,

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»

1



Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами

1



Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами

1




Количественные представления




Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы

1



Действия с непрерывными множествами: пересыпание крупы с определением количества

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):

1



Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.

1



Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: «Подбери крышку к баночке»,

1



Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: «Спрячь шарики»

1



Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»

1



Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»

1




Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)




Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку»

1



Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию.

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»

1




Представление о величине (большой – маленький)




Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»

1




Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»

1



Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»

1



Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»

1



Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Мячики для Мишки

1



Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Разложи в коробки игрушки»

1



Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Мячики для Мишки»,

1



Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Разложи в коробки игрушки»

1




Временные представления




Совместные с наблюдения за погодными явлениями.

1



Обучение изображению погодных явлений с помощью имитационных действий:

1




Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)




Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта,

1



Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик»,

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»,

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»

1



Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию.

1



Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию

1




Количественные представления




Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля

1



Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля

1



Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой

1



упражнения «Следы на песке»

1



Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.

1



1




Представление о величине (большой – маленький)




Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка», «Собери шишки для белочки»

1



1



1



Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки», «Разложи в коробки игрушки»

1



1



Обведи по шаблону прямоугольник (большой маленький)

1



1




Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)




Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек»

1




1



Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» (2-х составную) по подражанию.

1



1



1




Количественные представления




Игры и упражнения с водой, которая наливается и разливается в различные ёмкости и выливается из них.

1



1



1



Игры с водой на выделение количества (один, много): «Ловим рыбок»

1



Работа со счётами

1



Знакомство с монетами в 1, 2,5 руб.

1



Знакомство с линейкой

1



Практические действия с песком на выделение количества: наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.

1



Знакомство с монетами в 1, 2,5 руб.

1



Игры с природными материалами: «Насыпь песочек в чашки», «Печём куличики»

1



Число дней их последовательность

1



Игры с природными материалами: «Плавающие листья, цветы, шишки»,

1




Итого:

70







Учебно-методические средства обучения


Список литературы (основной)


- «Программы обучения глубоко умственно отсталых  детей», составленной  НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.

- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и

- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.


Список литературы.

  1.  Т.Лугинина. Игра «Умное домино», «Разноцветные фигуры для детей 5-7 лет».

  2. М.Н.Перова. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида, учебник для вузов, М.: «Владос», 2001г.

  3. Игра «Закрой фигуры для детей  4-8 лет».

  4. Игра «Арифметика». Развивающая игра для детей дошкольного возраста. ООО «Дрофа-Медиа», 2007г.

  5. Е.П.Плешакова. Математика 1-4 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. В.: «Учитель» 2009г.

  6.  А.А.Хилько. Тетрадь по математике. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 1, пропедевтический период. М.: «Владос», 2006г.

  7. А.А.Хилько. Тетрадь по математике, подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 2, числа 1,2,3. М.: «Владос», 2006г.

  8. А.А.Хилько. Математика. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-е издание, переработанное, С-Пб.:  «Просвещение», 2006г.

  9. А.А.Хилько. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-е издание, переработанное, С-Пб.: «Просвещение», 2005г.

  10. А.А.Хилько .Тетрадь по математике, подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 3, числа 4,5. М.: «Владос», 2006г.



3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Селина Елена Владимировна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-po-uchiebniku-g-k-muravina-o-v-muravinoi"
    ["file_id"] => string(6) "191843"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427375251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа. Математика 5-6 классы"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-6-klassy-1"
    ["file_id"] => string(6) "295369"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455807243"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по математике для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173946"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070064"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка рабочей программы по математике  для 5 класса к УМК Никольского С.М. на основе ФГОС "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-dlia-5-klassa-k-umk-nikol-skogho-s-m-na-osnovie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "225665"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439817241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
1940 руб.
1920 руб.
2400 руб.
1700 руб.
2130 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства