Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и конструирование» для 3 класса
Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и конструирование» для 3 класса
Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и конструирование» для детей с умеренным развитием 3 класс. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Составлена на основе авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 и регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и конструирование» для 3 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»
Утверждаю:
Директор школы Брезгина Н. Л.
«_____»________________2015 год
Рабочая программа
по предмету математика
«Математические представления и конструирование»
для 3 класса
на 2015 – 2016 учебный год
учителя начальных классов
Селиной Елены Владимировны
Составлена на основе
«Программы обучения глубоко
умственно отсталых детей»
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________________________
«____»_____________2015 г.
с. Верхний Кужебар
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» в 3 классе разработана на основании следующих документов:
- «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
- адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
- регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида в Каратузском районе.
- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и
- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Программа предназначена для Андреева Андрея учащегося 3 класса МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» VIII вида, рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Цельюобучения ребёнка математике является привитие системы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготовку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.
У ребёнка с тяжелой степенью умственной отсталости очень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У учащейся не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен. Малоспособна к самостоятельной целенаправленной длительной деятельности, вследствие имеющихся нарушений в познавательных процессах и эмоционально - волевой сфере.
Такой ребёнок способен при специальном обучении к овладению несложными навыками самообслуживания в быту, простейшим навыкам ручного труда. Поэтому, математика является одним из важных общеобразовательных предметов коррекционных школ, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными социально - трудовыми навыками.
Обучение математике организуется на практическо-наглядной основеи должно быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использовать математические знания в нестандартных ситуациях.
Уроки математики необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для индивидуальной работы учителя с учеником, а так же раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащегося. На уроках необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках математики учить ребёнка повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с множеством.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
- игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками);
- количественные представления;
- представление о величине (большой – маленький);
- временные представления.
При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Усвоил;
Частично усвоил;
Не усвоил.
Продолжительность урока – 35 минут.
Требование к уровню подготовки обучающегося.
Обучающейся должен уметь:
выделять 1 и много предметов из группы;
соотносить количество 1 с количеством пальцев;
сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто;
различать предметы по величине;
выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две формы (кубик, «крыша»);
понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;
сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала;
ориентироваться в пространстве и времени.
Обучающейся должен знать:
количественные понятия: один, много, поровну;
величину: большой – маленький;
форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма);
пиктограммы погодных явлений;
название, расположение и назначение помещений в школе.
Перечень оборудования и дидактического материала.
Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно – разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; наборы фигурок людей и животных из плотной ткани, картона или плотной бумаги для фланелеграфа; наборы палочек; фланелеграф; магнитные доски; сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; наборы геометрических фигур; штампы, трафареты; пуговицы разного размера и различных цветов; природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны; муляжи овощей и фруктов; коробки – вкладыши; материалы М. Монтессори; настольные игры: «Цвет и форма», «Где чей домик?», «Бабочки и цветы», «Времена года»…
Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления и конструирование»
№
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Дата фактическая
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)
Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта,
1
Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик»,
1
Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»
1
Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»
1
Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами
1
Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами
1
Количественные представления
Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы
1
Действия с непрерывными множествами: пересыпание крупы с определением количества
1
Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):
1
Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):
1
Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):
1
Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):
1
Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.
1
Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: «Подбери крышку к баночке»,
1
Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: «Спрячь шарики»
1
Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»
1
Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»
1
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)
Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку»
1
Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию.
1
Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»
1
Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»
1
Представление о величине (большой – маленький)
Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»
1
Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»
1
Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»
1
Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»
1
Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Мячики для Мишки
1
Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Разложи в коробки игрушки»
1
Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Мячики для Мишки»,
1
Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Разложи в коробки игрушки»
1
Временные представления
Совместные с наблюдения за погодными явлениями.
1
Обучение изображению погодных явлений с помощью имитационных действий:
1
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)
Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта,
1
Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик»,
1
Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»,
1
Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»
1
Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию.
1
Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию
1
Количественные представления
Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля
1
Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля
1
Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.
1
Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой
1
Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой
1
Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой
1
упражнения «Следы на песке»
1
Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.
1
1
Представление о величине (большой – маленький)
Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка», «Собери шишки для белочки»
1
1
1
Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки», «Разложи в коробки игрушки»
1
1
Обведи по шаблону прямоугольник (большой маленький)
1
1
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)
Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек»
1
1
Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» (2-х составную) по подражанию.
1
1
1
Количественные представления
Игры и упражнения с водой, которая наливается и разливается в различные ёмкости и выливается из них.
1
1
1
Игры с водой на выделение количества (один, много): «Ловим рыбок»
1
Работа со счётами
1
Знакомство с монетами в 1, 2,5 руб.
1
Знакомство с линейкой
1
Практические действия с песком на выделение количества: наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.
1
Знакомство с монетами в 1, 2,5 руб.
1
Игры с природными материалами: «Насыпь песочек в чашки», «Печём куличики»
1
Число дней их последовательность
1
Игры с природными материалами: «Плавающие листья, цветы, шишки»,
1
Итого:
70
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
- «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составленной НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и
- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
Список литературы.
Т.Лугинина. Игра «Умное домино», «Разноцветные фигуры для детей 5-7 лет».
М.Н.Перова. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида, учебник для вузов, М.: «Владос», 2001г.
Игра «Закрой фигуры для детей 4-8 лет».
Игра «Арифметика». Развивающая игра для детей дошкольного возраста. ООО «Дрофа-Медиа», 2007г.
Е.П.Плешакова. Математика 1-4 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. В.: «Учитель» 2009г.
А.А.Хилько. Тетрадь по математике. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 1, пропедевтический период. М.: «Владос», 2006г.
А.А.Хилько. Тетрадь по математике, подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 2, числа 1,2,3. М.: «Владос», 2006г.
А.А.Хилько. Математика. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-е издание, переработанное, С-Пб.: «Просвещение», 2006г.
А.А.Хилько. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-е издание, переработанное, С-Пб.: «Просвещение», 2005г.
А.А.Хилько .Тетрадь по математике, подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 3, числа 4,5. М.: «Владос», 2006г.