kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и конструирование» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и  конструирование» для детей с умеренным развитием 3 класс. Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Составлена на основе авторской программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011 и  регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида  в Каратузском районе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету математика «Математические представления и конструирование» для 3 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа им. В. П. Астафьева»


Утверждаю:

Директор школы Брезгина Н. Л.

«_____»________________2015 год













Рабочая программа

по предмету математика

«Математические представления и конструирование»

для 3 класса

на 2015 – 2016 учебный год

учителя начальных классов

Селиной Елены Владимировны

Составлена на основе

«Программы обучения глубоко

умственно отсталых  детей»












Согласовано:

зам. директора по УВР

______________________________


«____»_____________2015 г.








с. Верхний Кужебар

2015 г.


 Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» в 3 классе разработана на основании следующих документов:

- «Программы обучения глубоко умственно отсталых  детей», составленной  НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.

- адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

- регионального базисного учебного плана общего образования учащихся с умственной отсталостью VIII вида  в Каратузском районе.

- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и

- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.


 Программа предназначена для Андреева Андрея учащегося 3 класса МБОУ «Верхнекужебарская СОШ им. В. П. Астафьева» VIII вида, рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).


Все учебные предметы для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений — коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

Целью обучения ребёнка математике является привитие сис­темы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали подготов­ку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.

У ребёнка с тяжелой степенью умственной отсталости очень глубоко, грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их математическим представлениям. У учащейся не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для них затруднен. Малоспособна к самостоятельной целенаправленной длительной деятельности, вследствие имеющихся на­рушений в познавательных процессах и эмоционально - волевой сфере.

Такой ребёнок способен при специальном обучении к овладению не­сложными навыками самообслуживания в быту, простейшим навы­кам ручного труда. Поэтому, математика является одним из важных общеобразователь­ных предметов коррекционных школ, готовит учащихся с отклонениями в интел­лектуальном развитии к жизни и овладению доступными социально - трудовыми навыками.

Обучение математике организуется на практическо-наглядной основе и должно быть тесно связано с другими учебными пред­метами, жизнью, готовить учащихся к овладению социально - трудовыми знаниями и навыками, учить использо­вать математические знания в нестандартных ситуациях.

Уроки математики необходимо обеспечить соответствующей системой на­глядных пособий для индивидуальной работы учителя с учеником, а так же раздаточным дидактическим материалом для само­стоятельных работ учащегося. На уроках необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям эле­ментов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

Обучение математике невозможно без пристального, вни­мательного отношения к формированию и развитию речи учащегося. Поэтому на уроках математики учить ребёнка повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с множеством.


Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:

- игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками);

- количественные представления;

- представление о величине (большой – маленький);

- временные представления.


При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безотметочная система обучения.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Усвоил;

Частично усвоил;

Не усвоил.

Продолжительность урока – 35 минут.


Требование к уровню подготовки обучающегося.

Обучающейся должен уметь:

  • выделять 1 и много предметов из группы;

  • соотносить количество 1 с количеством пальцев;

  • сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (переливание, пересыпание), обозначая словами больше, меньше, поровну, пусто;

  • различать предметы по величине;

  • выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две формы (кубик, «крыша»);

  • понимать слова, используемые учителем при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;

  • сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала;

  • ориентироваться в пространстве и времени.


Обучающейся должен знать:

  • количественные понятия: один, много, поровну;

  • величину: большой – маленький;

  • форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма);

  • пиктограммы погодных явлений;

  • название, расположение и назначение помещений в школе.


Перечень оборудования и дидактического материала.

Строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО); наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров; сборно – разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные; наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы; наборы фигурок людей и животных из плотной ткани, картона или плотной бумаги для фланелеграфа; наборы палочек; фланелеграф; магнитные доски; сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости; наборы геометрических фигур; штампы, трафареты; пуговицы разного размера и различных цветов; природный материал: ракушки, камушки, шишки, жёлуди, каштаны; муляжи овощей и фруктов; коробки – вкладыши; материалы М. Монтессори; настольные игры: «Цвет и форма», «Где чей домик?», «Бабочки и цветы», «Времена года»…

Календарно – тематическое планирование по предмету «Математические представления и конструирование»

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата фактическая


Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)




Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта,

1



Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик»,

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»

1



Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами

1



Игры и игровые упражнения с водой и различными полистироловыми фигурами

1




Количественные представления




Действия с непрерывными множествами: переливание воды из кувшина в стаканы

1



Действия с непрерывными множествами: пересыпание крупы с определением количества

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой):

1



Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.

1



Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: «Подбери крышку к баночке»,

1



Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине: «Спрячь шарики»

1



Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»

1



Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»

1




Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)




Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку»

1



Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию.

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»

1




Представление о величине (большой – маленький)




Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»

1




Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»

1



Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка»

1



Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Собери грибы в корзину»

1



Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Мячики для Мишки

1



Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Разложи в коробки игрушки»

1



Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Мячики для Мишки»,

1



Игры на развитие восприятия отношений по величине: «Разложи в коробки игрушки»

1




Временные представления




Совместные с наблюдения за погодными явлениями.

1



Обучение изображению погодных явлений с помощью имитационных действий:

1




Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)




Дидактические упражнения на восприятие пространственных свойств объекта,

1



Игры с конструктивными материалами: «Строим башню – кубик на кубик»,

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки»,

1



Игры с конструктивными материалами: «Домик для Мишек»

1



Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию.

1



Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» по подражанию

1




Количественные представления




Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля

1



Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля

1



Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик.

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой

1



Музыкально – дидактические игры с сыпучими материалами (песок, крупой

1



упражнения «Следы на песке»

1



Практические действия с песком на выделение количества: скатывание, наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.

1



1




Представление о величине (большой – маленький)




Игры на соотношение предметов (колец) по величине: «Пирамидка», «Собери шишки для белочки»

1



1



1



Игры на развитие восприятия отношений по величине (по подражанию): «Мячики для Мишки», «Разложи в коробки игрушки»

1



1



Обведи по шаблону прямоугольник (большой маленький)

1



1




Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно - разборными, мозаикой, палочками)




Игры с конструктивными материалами: «Домик для собачки», «Домик для Мишек»

1




1



Игры со сборно – разборными игрушками: «Собери пирамидку» (2-х составную) по подражанию.

1



1



1




Количественные представления




Игры и упражнения с водой, которая наливается и разливается в различные ёмкости и выливается из них.

1



1



1



Игры с водой на выделение количества (один, много): «Ловим рыбок»

1



Работа со счётами

1



Знакомство с монетами в 1, 2,5 руб.

1



Знакомство с линейкой

1



Практические действия с песком на выделение количества: наполнение, пересыпание, вдавливание предметов.

1



Знакомство с монетами в 1, 2,5 руб.

1



Игры с природными материалами: «Насыпь песочек в чашки», «Печём куличики»

1



Число дней их последовательность

1



Игры с природными материалами: «Плавающие листья, цветы, шишки»,

1




Итого:

70







Учебно-методические средства обучения


Список литературы (основной)


- «Программы обучения глубоко умственно отсталых  детей», составленной  НИИ дефектологии АПН СССР в 1984 г.

- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

- «Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта», пособие для учителя, Маллер А.Р., Цикото Г.В. - М., 2001. и

- «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», пособие для учителя, Маллер А.Р .Цикото Г.В.. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.


Список литературы.

  1.  Т.Лугинина. Игра «Умное домино», «Разноцветные фигуры для детей 5-7 лет».

  2. М.Н.Перова. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида, учебник для вузов, М.: «Владос», 2001г.

  3. Игра «Закрой фигуры для детей  4-8 лет».

  4. Игра «Арифметика». Развивающая игра для детей дошкольного возраста. ООО «Дрофа-Медиа», 2007г.

  5. Е.П.Плешакова. Математика 1-4 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. В.: «Учитель» 2009г.

  6.  А.А.Хилько. Тетрадь по математике. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 1, пропедевтический период. М.: «Владос», 2006г.

  7. А.А.Хилько. Тетрадь по математике, подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 2, числа 1,2,3. М.: «Владос», 2006г.

  8. А.А.Хилько. Математика. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-е издание, переработанное, С-Пб.:  «Просвещение», 2006г.

  9. А.А.Хилько. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-е издание, переработанное, С-Пб.: «Просвещение», 2005г.

  10. А.А.Хилько .Тетрадь по математике, подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 3, числа 4,5. М.: «Владос», 2006г.



3






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Селина Елена Владимировна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа по математике для 6 класса по учебнику Г. К. Муравина, О. В. Муравиной "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-6-klassa-po-uchiebniku-g-k-muravina-o-v-muravinoi"
    ["file_id"] => string(6) "191843"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427375251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа. Математика 5-6 классы"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-6-klassy-1"
    ["file_id"] => string(6) "295369"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455807243"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по математике для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173946"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070064"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методическая разработка рабочей программы по математике  для 5 класса к УМК Никольского С.М. на основе ФГОС "
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaia-razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-matiematikie-dlia-5-klassa-k-umk-nikol-skogho-s-m-na-osnovie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "225665"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439817241"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства