Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной программы начального общего образования по математике и завершенной предметной линии учебников по математике для 1—4 классов общеобразовательных учреждений: «Математика» Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., «Рабочая тетрадь» в 2-х частях Волкова С.И., Степанова С.В. УМК «Школа России»; ОАО «Издательство», «Просвещение» (утвержденных Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 ) с учетом целевых установок основной образовательной программы МБОУ «СОШ г. Анадыря» начального общего образования и отражает пути реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и изменения, приказ № 1241 от 26.11.2010 г.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий.
Цель программы: спланировать достижения предметных, метапредметных и личностных результатов через использование деятельностного и дифференцированного подходов.
Задачи, решение которых направлено на достижение основной цели:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание учебного предмета:
Тематическое планирование (по разделам) | Количество часов | Содержание курса | Характеристика деятельности обучающихся |
Числа от 1 до 100. Нумерация | 16 | Знать: -таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; - последовательность чисел в пределах 20; -последовательность чисел в пределах 100; - единицы стоимости: копейка, рубль; - способы решения текстовых задач; - приёмы сложения и вычитания в пределах 100. Уметь: - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах; - измерять длину заданного отрезка; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - пользоваться изученной математической терминологией; -представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; - выполнять арифметические действия над числами в пределах 100; - решать текстовые задачи арифметическим способом. | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. Переводить одни единицы длины в другие, мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
Сложение и вычитание. Устные приёмы | 43 | Знать: - свойства арифметических действий; - правила порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях; - способы проверки правильности вычислений. Уметь: - определять время по часам (в часах и минутах); -вычислять периметр прямоугольника; - чертить с помощью линейки отрезок заданной длины; - решать текстовые задачи арифметическим способом; - находить значения числовых выражений со скобками и без них; - применять сочетательное и переместительное свойства сложения на конкретных примерах; - проверять правильность выполненных вычислений. | Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать с помощью схематических чертежей в зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестн. слагаемого, неизвестн. уменьшаемого, неизвестн. вычитаемого. Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения и решения задачи при изменении её условия или вопроса. Вычислять дину ломанной и периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значение выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу. Сравнивать разные способы вычисления, выбирать наиболее удобный. Записывать решение составных задач с помощь выражений. |
Сложение и вычитание. Письменные приёмы | 24 | Знать: - письменный приём сложения двузначных чисел; - место расположения десятков и единиц. Уметь: - представлять двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание двузначных чисел); - проверять правильность выполненных вычислений; - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - пользоваться изученной математической терминологией; - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни; - выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел); - решать текстовые задачи арифметическим способом. | Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Различать прямой, тупой и острый углы. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников. Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выбирать заготовки в форме квадрата. Читать знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике оригами. Составлять план работы. Работать в паре: обмениваться собранной информацией, распределять, кто какие фигурки будет изготавливать, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочеты. Работать в группах: анализировать и оценивать ход работы и ее результат. |
Умножение и деление | 34 | Знать: - название и обозначение действий умножения и деления; - конкретный смысл действия умножения, случаи умножения и деления единицы и нуля; - названия компонентов и результата умножения и деления; - переместительное свойство умножения. Уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни; - находить значения числовых выражений со скобками и без них; - решать текстовые задачи арифметическим способом; - вычислять периметр многоугольника; - проверять правильность выполненных вычислений | Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение – суммой одинаковых слагаемых. Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Вычислять периметр прямоугольника. Моделировать действия деления с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре: оценивать правильности высказывания товарища, обосновать свой ответ. Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширения знаний и способов действий. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. |
Повторение | 5 | Знать: - последовательность чисел в пределах 100; - свойства арифметических действий; - правила порядка выполнения действий в числовых выражениях. Уметь: - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни; - представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - находить значения числовых выражений со скобками и без них; - решать текстовые задачи арифметическим способом; - выполнять письменные вычисления. | |
Учебно-тематический план предмета
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 16 |
2 | Сложение и вычитание. Устные приёмы | 43 |
3 | Сложение и вычитание. Письменные приёмы | 24 |
4 | Умножение и деление | 34 |
5 | Повторение | 5 |
| Итого часов | 136 |
Описание места учебного предмета в учебном плане
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП.
Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса.
Предмет «Математика» рассчитан на 4 года обучения на уровне начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 1 г. Анадыря» на 2015-2016 учебный год предмет «Математика» изучается во 2 классе 4 часа в неделю за счет часов обязательной части учебного плана. Общий объем учебного времени за год составляет 136 часов.
Требования к уровню подготовки
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
**уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний, интерес к освоению новых знаний и способов действий; положительное отношение к обучению математике;
понимание причин успеха в учебной деятельности; умение спользовать освоенные математические способы познания для решения несложных учебных задач.
Учащийся получит возможность для формирования:
интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
*контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные
Учащийся научится:
строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
применять полученные знания в изменённых условиях;
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);
представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблица);
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость).
Учащийся получит возможность научиться:
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;
анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной форме (пересказ, текст, таблица);
устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;
проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;
обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументировано его обосновывать;
* контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;
сравнивать числа и записывать результат сравнения;
упорядочивать заданные числа;
заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;
выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 - 5, 35 - 30;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1 м=100см; 1 м =10 дм; 1 дм = 10 см;
читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;
записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.
Учащийся получит возможность научиться:
группировать объекты по разным признакам;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложение и вычитание',
выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);
выполнять проверку сложения и вычитания;
называть и обозначать действия умножение и деление;
использовать термины: уравнение, буквенное выражение;
заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;
умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);
применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.
Учащийся получит возможность научиться:
вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;
решать простые уравнения подбором неизвестного числа;
моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;
раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;
применять переместительное свойство умножения при вычислениях;
называть компоненты и результаты умножения и деления;
устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;
выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
решать задачи в 1—2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Учащийся научится:
распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);
выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).
Учащийся получит возможность научиться:
Геометрические величины
Учащийся научится:
читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
вычислять длину ломаной, состоящей из 3—4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).
Учащийся получит возможность научиться:
Работа с информацией
Учащийся научится:
читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
проводить логические рассуждения и делать выводы;
понимать простейшие высказывания с логическими связками: если..., то...', все каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учащийся получит возможность:
самостоятельно оформлять в виде таблицы зависимости между величинами: цена, количество, стоимость;
для формирования общих представлений о построении последовательности логических рассуждений.
Система и критерии оценивания достигнутых результатов и способы формирования самооценки
Система оценивания результатов простраивается на основе системы оценивания учебных достижений в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации в МБОУ «СОШ г. Анадыря».
Виды и формы контроля :
по задачам: предварительный /входной, тематический контроль усвоения, рубежный, текущий, итоговый контроль
по его субъектам
• взаимный - осуществляется учеником над деятельностью товарища;
• самоконтроль - осуществляется учеником над собственной деятельностью)
способов (традиционный или нетрадиционный); характера (субъективный, объективный);
использования ТСО (машинный, без машинный);
формы (устный, письменный);
времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);
контролирующего лица (учитель, ученик - напарник, самоконтроль);
дидактического материала:
- контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);
- с дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);
на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;
на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.
Условия качественного контроля
объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);
гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
обоснованность и критериальность.
Оценивание результатов учебной деятельности
Критерии выставления отметки
Уровни успешности | характеристика | 5 -балльная |
Не достигнут необходимый уровень. | Не решена типовая, много раз отработанная задача. | «2» – неудовлетворительно |
Необходимый уровень («удовлетво рительно») 50% . | Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания. Решение нестандартной задачи. | «3» – удовлетворительно |
Программный уровень («хорошо») 65%. | Решение нестандартной задачи, где потребовалось: – либо применить новые, получаемые в данный момент знания; – либо прежние знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. | «4» – хорошо |
Максимальный уровень («отлично») 85% . | Решение задачи на неизученный материал, потребовавшей: – либо самостоятельно добытых, не полученных на уроках знаний; – либо новых самостоятельно приобретенных умений. | 5 – отлично или 5+, или «5 и 5» – превосходно |
Формирование адекватной самооценки как один из результатов формирования регулятивных УУД, выражающихся в умении организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат.
Ученик должен научиться отвечать
на вопросы
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
5 шаг. Какую ты ставишь себе отметку? Почему? Как можно исправить ошибки? Чему научила тебя эта работа? Кого и почему ты можешь поблагодарить? Какие умения ты будешь применять в дальнейшей учебной деятельности?
Предлагаемые темы проектных работ
Проект « Математика вокруг нас. Узоры на посуде».
Проект «Оригами».
Контрольно – измерительные материалы
№ урока | Вид работы | Дата по плану |
2 | Тест № 1. | 04.09 |
6 | Математический диктант № 1. | 10.09 |
9 | Стартовая диагностика Контрольная работа № 1по теме «Повторение». | 17.09 |
17 | Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация». | 30.09 |
23 | Проверочная работа № 1 по теме «Решение задач». | 12.10 |
26 | Тест № 2. | 15.10 |
21 | Математический диктант № 2. | 07.10 |
34 | Контрольная работа № 3 за 1 четверть. | 28.10 |
37 | Математический диктант № 3. | 10.11 |
50 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание. Устные приемы вычислений». | 02.12 |
52 | Математический диктант № 4. | 07.12 |
56 | Тест № 3. | 14.12 |
57 | Контрольная работа № 5 по теме « Решение уравнений». | 15.12 |
62 | Административная контрольная работа № 6 за первое полугодие. | 23.12 |
70 | Математический диктант № 6. | 12.01 |
81 | Контрольная работа № 7 за 3 четверть. | 02.02 |
103 | Тест № 4. | 30.03 |
74 | Проверочная работа № 4 по теме «Умножение и деление». | 19.01 |
87 | Математический диктант № 7. | 11.02 |
104 | Контрольная работа № 8 по теме « Умножение и деление». | 31.03 |
107 | Математический диктант№8 | 06.04 |
105 | Контрольная работа № 9 по теме « Умножение и деление». | 04.04 |
115 | Математический диктант № 8. | 20.04 |
120 | Проверочная работа № 5 « Табличное умножение и деление». | 28.04 |
122 | Контрольная работа № 10 по теме « Табличное умножение и деление». | 04.05 |
129 | Итоговая административная контрольная работа № 11. | 18.05 |
132 | Итоговый тест № 5. | 25.05 |
134 | Математический диктант № 9 (итоговый). | 26.05 |
135 | ИТОГО - 28 | 30.05 |
Описание учебно-тематического и материально-технического обеспечения
Характеристика УМК
Главными особенностями системы «Школа России» являются:
Составляющие УМК | Автор | Издательство | Год издания | Гриф МО РФ | Объем использования |
Учебник | Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. | Москва «Просвещение» | 2011-2015 г. | Рекомендовано | полный |
Рабочая тетрадь | Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. | Москва «Просвещение» | 2011 -2015 г. | Рекомендовано | полный |
Проверочные работы | Волкова С.И. | Москва «Просвещение» | 2011 -2015 г. | Рекомендовано | Для инд. работы |
Тетрадь для контрольных работ | Моро М.И. | «Экзамен» | 2011-2015 г. | Рекомендовано | Для инд. работы |
Тесты | Моро М.И. | «Экзамен» | 2011-2015 г. | Рекомендовано | Для инд. работы |
Математика и конструирование | Волкова С.И. | Москва «Просвещение» | 2011-2015 г. | Рекомендовано | Для инд. работы |
* курсивом обозначены составляющие УМК «Школа России» на усмотрения учителя.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Моро М.И. и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. | | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, представлены содержание начального обучения математике, тематическое планирование, описано материально-техническое обеспечение. |
Учебники Математика. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. 2. 2. 2. | | В учебниках представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у школьников систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики, представлена система учебных задач. |
Рабочие тетради Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. | | Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных знаний и отработки УУД. |
Проверочные работы Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 2 кл. | | Пособия содержат тексты самостоятельных проверочных работ и предметные тесты двух видов. Проверочные работы составлены по отдельным, наиболее важным вопросам изучаемых тем. |
Тетрадь для контрольных работ. 2 класс. Моро М.И. | | |
Тесты. 2 класс. Моро М.И. | | |
Методические пособия для учителя Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 2 класс | | В пособиях раскрываются содержания изучаемых математических понятий, их взаимосвязи, связи математики с окружающей действительностью, рассматривается использование математических методов для решения учебных и практических задач, приводится психологическое и дидактическое обоснование методических вопросов и подходов к формированию умения учиться. |
Дидактические материалы Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 2 класс | | Пособия для учителей содержат наиболее эффективные устные упражнения к каждому уроку учебника. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Электронные учебные пособия Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (диск CD-ROM), авторы Волкова С.И., Максимова С.П. | | |
Технические средства |
Классная доска. Персональный компьютер Экран. Принтер. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Наборы счётных палочек. Наборы предметных картинок. Наборное полотно. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр. Демонстрационная оцифрованная линейка. Демонстрационный чертёжный треугольник. Демонстрационный циркуль. |