Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича, «Программы.Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы».-М.: Мнемозина, 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике (6 класс)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 с.Толбазы
муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
Протокол №___ от «__»___2015г.
Согласовано
зам.директора по УВР
_________ Г.М.Бикбаева
«___» _______ 2015г.
Утверждаю
Директор школы
_____________ О.О.Иванова
Приказ № ____ от «___» _____ 2015г.
Рабочая программа
по математике
для 6 класс (базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
учителя математики
Яковлевой Зинаиды Семеновны
с.Толбазы, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования, Учебного плана МБОУ СОШ №3 с.Толбазы, на основе авторской программы И. И. Зубаревой,А. Г. Мордковича, «Программы.Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы».-М.: Мнемозина, 2011.
Цели и задачиобученияматематике:
овладениесистемойматематическихзнанийиумений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальноеразвитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формированиепредставлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Рабочая программа рассчитана из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год, и предназначена для работы по УМК И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович. Математика 6 класс.
Содержание
Арифметика
Рациональные числа (40 ч).
Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Натуральныечисла(20ч).
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Дроби(40ч).
Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.
Начальные сведения курса алгебры
Алгебраическиевыражения.Уравнения(44ч).
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.
Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).
Отношения. Пропорциональность величин.
Координаты(8ч).
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.
Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число п. Длина окружности. Площадь круга.
Наглядные представления о шаре, сфере. Формулы площади сферы и объема шара.
Элементы теории вероятностей
Первыепредставленияовероятности(6ч).
Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности события в простейших случаях.
Учебно-тематический план.
№
Содержание
Кол-во часов
1
Повторение курса начальной школы
5
2
Глава I. Положительные и отрицательные числа. Координаты
58
3
Глава II. Преобразование буквенных выражений
31
4
Глава III. Делимость натуральных чисел
36
5
Глава IV. Математика вокруг нас
30
6
Повторение курса математики 6 класса
10
Итого
170
Требованиякуровнюподготовкиучащихся
Учащиесядолжны иметь представление:
о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел;
о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; о подсчете вероятности;
о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах.
Учащиеся должны уметь:
использовать символический знак алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений, применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
решать линейные уравнения, применять данные умения для решения задач;
решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
составлять и решать пропорции;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
вычислять длину окружности, площадь круга.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Дата проведения урока
по плану
фактически
1 четверть (41 час)
Повторение курса 5 класса (5)
1
Математический язык. Законы арифметических действий
1
2
Решение уравнений, упрощение выражений
1
3
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби
1
4
Сложение и вычитание десятичных дробей
1
5
Входная контрольная работа
1
Глава I. Положительные и отрицательные числа. Координаты (58)
§ 1.Поворот и центральная симметрия
6
Поворот и центральная симметрия
1
7
Построение фигур, симметричных относительно центра
1
8
Построение центрально-симметричных фигур
1
9
Центрально-симметричные фигуры. Решение задач.
1
§ 2. Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая
10
Понятие отрицательного числа, координатной прямой
1
11
Построение точки на координатной прямой.
1
12
Положительные и отрицательные числа. Решение задач
1
13
Изображение точек на координатной прямой и нахождение координат точек
1
§ 3. Модуль числа. Противоположные числа
14
Понятие модуля числа.
1
15
Противоположные числа.
1
16
Нахождение модуля данного числа
1
17
Решение модульных уравнений, действия с модулями
1
§ 4. Сравнение чисел
18
Представление о сравнении чисел
1
19
Сравнение чисел и нахождение модуля чисел
1
20
Сравнение чисел
1
21
Модуль числа. Решение задач.
1
§ 5. Параллельность прямых.
22
Представление о параллельных прямых
1
23
Параллельность прямых
1
24
Параллельные прямые. Решение задач.
1
25
К.р.№1 «Модуль числа. Противоположные числа»
1
§ 6. Числовые выражения, содержащие знаки «+», «-»
26
Перемещение по координатной прямой.
1
27
Числовые выражения, содержащие знаки +, –
1
28
Сложение и вычитание чисел разного знака
1
29
Решение задач на составление уравнений и выражений
1
§ 7. Алгебраическая сумма и ее свойства
30
Понятие алгебраической суммы.
1
31
Алгебраические суммы в виде суммы положительных и отрицательных чисел
1
32
Представление слагаемых в виде алгебраической суммы
1
33
Сложение слагаемых алгебраической суммы
1
§ 8. Правило вычисления значения алгебраической суммы
34
Правило вычисления значения алгебраической суммы
1
35
Применение правила вычисления алгебраической суммы.
1
36
Нахождение значений выражений
1
§ 9. Расстояние между точками координатной прямой.
37
Сравнение чисел и нахождение значений выражений.
1
38
Правило нахождения расстояния между точками координатной прямой
1
39
Нахождение расстояния между точками координатной прямой
1
§ 10. Осевая симметрия.
40
Понятие осевой симметрии
1
41
Построение фигур, симметричных данным
1
42
Осевая симметрия. Решение задач.
1
2 четверть (38ч.)
§ 11. Числовые промежутки
43
Представление о числовых промежутках
1
44
Числовые промежутки. Решение задач
1
45
Аналитическая и геометрическая модели числового промежутка
1
46
К.р.№2. Алгебраическая сумма двух чисел
§ 12. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
47
Правило умножения положительных и отрицательных чисел
1
48
Правило деления положительных и отрицательных чисел
49
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
1
§ 13. Координаты
50
Понятие координат
1
51
Нахождение координат точек
1
§ 14. Координатная плоскость
52
Представление о системе координат
1
53
Построение на плоскости точек по заданным координатам и нахождение координат точек
1
54
Построение точек по их координатам
1
55
Координатная плоскость. Решение задач
1
56
Построение фигур по ее точкам с координатами
1
§ 15. Умножение и деление обыкновенных дробей.
57
Правило умножения дроби на дробь
1
58
Деление дроби на дробь
1
59
Умножение и деление обыкновенных дробей
1
60
Решение примеров на умножение и деление дробей
1
§ 16. Правило умножения для комбинаторных задач
61
Правило умножения для комбинаторных задач
1
62
Решение комбинаторных задач
1
63
К.р. №3. Умножение и деление дробей. Координатная плоскость
1
Глава II. Преобразование буквенных выражений (31)
§ 17. Раскрытие скобок
64
Правила раскрытие скобок
1
65
Раскрытие скобок
1
66
Решение примеров на раскрытие скобок
1
§ 18. Упрощение выражений
67
Приведение подобных слагаемых
1
68
Решение уравнений, приведение подобных слагаемых
1
69
Упрощение выражений
1
§ 19. Решение уравнений
70
Решение уравнений способом переноса слагаемых из одной части в другую
1
71
Решение уравнений
1
72
Решение задач на составление уравнений
1
73
Решение сложных уравнений
1
§ 20. Решение задач на составление уравнений
74
Три этапа моделирования
1
75
Решение задач на составление уравнений
1
76
Решение задач и уравнений
1
77
Решение задач
1
78
Решение задач с помощью уравнений
1
79
К.р. №4. Упрощение выражений, решение задач
1
3 четверть (49ч.)
80
Решение задач и упражнений
1
§ 21. Две основные задачи на дроби
81
Нахождение части от целого и целого по его части
1
82
Решение задач на отыскание части от целого и целого по его части
1
83
Понятие процента
1
84
Решение задач
1
85
Решение задач на проценты
1
§ 22. Окружность. Длина окружности
86
Представление об окружности, ее длине
1
87
Вычисление длины окружности
1
88
Окружность. Решение задач.
1
§ 23. Круг. Площадь круга.
89
Круг. Площадь круга
1
90
Площадь круга. Решение задач
1
91
Решение задач
1
§ 24.Шар. Сфера
92
Шар. Сфера
1
93
Окружность, круг. Решение задач.
1
94
К.р. №5. Окружность, круг.
1
Глава III. Делимость натуральных чисел (36)
§ 25. Делители и кратные
95
Понятия о делителях и кратных
1
96
Представление о НОК и НОД
1
97
Нахождение НОК, НОД
1
98
НОК, НОД. Решение задач.
1
§ 26. Делимость произведения.
99
Признак делимости произведения
1
100
Применение признака делимости произведения
1
101
Делимость произведения. Решение задач
1
102
Решение задач
1
§ 27. Делимость суммы и разности чисел
103
Свойства делимости суммы и разности чисел
1
104
Применение свойств делимости суммы и разности
1
105
Делимость суммы и разности чисел. Решение задач.
1
106
Решение задач на применение делимости суммы и разности
1
§ 28. Признаки делимости на 2, 5, 10, 4 и 25
107
Признаки делимости на 2, 5, 10
1
108
Применение признаков делимости на 2, 5, 10
1
109
Признаки делимости на 4 и 25
1
110
Применение признаков делимости на 10, 5, 2, 4, 25
1
111
Решение задач
1
§ 29. Признаки делимости на 3 и 9
112
Признаки делимости на 3 и 9
1
113
Применение признаков делимости на 3 и 9
1
114
Признаки делимости. Решение задач.
1
115
Признаки делимости. Решение задач.
1
116
К.р. 6. Признаки делимости
1
§ 30. Простые числа. Разложение числа на простые множители
117
Простые и составные числа.
1
118
Разложение числа в виде произведения простых чисел
1
119
Разложение чисел на простые множители
1
120
Решение уравнений и задач.
1
121
Действия с обыкновенными дробями
1
§ 31. Наибольший общий делитель
122
Нахождение наибольшего общего делителя
1
123
Разложение чисел на простые множители. НОД.
1
124
НОД. Решение задач.
1
§ 32. Взаимно простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное
125
Взаимно простые числа.
1
126
Правило нахождения НОК
1
127
НОК и НОД. Решение задач.
1
128
Решение задач на нахождение НОК и НОД
1
129
Контрольная работа 7. НОК. НОД
1
4 четверть (42 ч.)
130
Решение примеров и задач
1
Глава IV. Математика вокруг нас (30)
§ 33.Отношение двух чисел
131
Отношение двух чисел
1
132
Нахождение отношений двух величин
1
133
Составление пропорции из отношений
1
134
Основное свойство пропорции. Решение задач.
1
135
Решение задач с помощью пропорции
1
§ 34. Диаграммы
136
Диаграммы
1
137
Чтение диаграмм
1
138
Построение диаграмм
1
139
Решение задач и уравнений
1
§ 35. Пропорциональность величин
140
Понятие пропорциональности величин
1
141
Понятие обратно пропорциональных величин
1
142
Пропорциональные величины. Решение задач.
1
143
Решение задач.
1
§ 36. Решение задач с помощью пропорций
144
Решение задач с помощью пропорций
1
145
Решение задач с обратно пропорциональными величинами
1
146
Решение задач
1
147
Решение задач с помощью пропорций
1
148
Пропорциональность. Решение задач.
1
149
Контрольная работа №8. Пропорции
1
§ 37. Разные задачи.
150
Решение задач с помощью уравнений
1
151
Решение задач на проценты
1
152
Разные задачи
1
153
Решение уравнений
1
154
Решение задач на совместную работу
1
155
Решение задач.
1
156
Проценты. Решение задач
1
§ 37. Первое знакомство с понятием «вероятность»
157
Первое знакомство с понятием «вероятность»
1
158
Вероятность. Решение задач.
1
§ 37.Первое знакомство с подсчетом вероятности
159
Первое знакомство с подсчетом вероятности
1
160
Подсчет вероятности
1
Обобщающее повторение курса математики за 6 класс (10)
161
Положительные и отрицательные числа
1
162
Вычисление алгебраической суммы
1
163
Упрощение выражений. Решение уравнений
1
164
Примеры и уравнения на раскрытие скобок
1
165
Делимость натуральных чисел
1
166
НОК. НОД.
1
167
Решение задач разными способами
1
168
Математическая модель реальной ситуации
1
169
Решение задач на составление уравнений, на движение
2 .Математика. 6 класс: рабочие тетради 1, 2 / И. И. Зубарева. – М.: Мнемозина, 2012. (эл.вариант).
3. И.И. Зубарева и др. Математика 6. Самостоятельные работы. (эл.вариант).
4. В.Н.Рудницкая. Тесты по математике к учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича «Математика.6класс». Изд-во «Экзамен», 2013
Нормы оценок и знаний учащихся
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах , графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах графиках, но обучающийся обладаeт обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Отметка «1» ставится, если: работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником , изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию символику, в определенной логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность, устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя, возможны одна -две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», приэтом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы не исказившее математическое содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если: ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу .
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; незнание наименований единиц измерения; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания, алгоритмы для решения задач; неумение делать выводы и обобщения; неумение читать и строить графики; неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; потеря корня или сохранение постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них; равнозначные им ошибки; вычислительные ошибки, если они не являются опиской; логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными; неточность графика; нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются: нерациональные приемы вычислений и преобразований; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Список литературы.
1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика 5-6 классы. Методическое пособие для учителя.
2. Чесноков. А. С. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А. С. Чесноков. – М.: Мнемозина, 2007.
3. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов средней школы: Пособие для учителя/Л.М.Буланова, Ю.П.Дудницын., О.Н.Доброва и др.-М.:Просвещение,1992.
4. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку.5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин. -М.: Просвещение,2013.
5. Манвелов С.Г. Задания по математике для развития самоконтроля учащихся 5-6 классов:кг.для учителя/С.Г.Манвелов, Н.С.Манвелов.- М.:Просвещение,2005.
6. Пособия для подготовки к олимпиадам.
7. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
CD диски:
1.Раздаточный материал для 5-9 классов.
2.Справочник по алгебре, 5-11 классы.
3.Уроки Кирилла и Мефодия, 7 класс, алгебра.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru