Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике (5 класс)»
Управление образования администрации Шатурского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КРИВАНДИНО»
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор О.В. Каримуллина
«___»______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МАТЕМАТИКЕ
(базовый уровень)
для 5акласса
Программу составила:
учитель математики
Жукова Е.В.
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5 класса на основе авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы: 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 112 с.)
Рабочая программа взята без изменений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.
Координатный луч. Шкала.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби .Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Формулы.
Уравнения. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры.
Измерения геометрических величин
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников
Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль.
Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметныхи предметных результатовобучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
По окончании изучения курса учащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
Учащийся получит возможность:
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями;
решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
развить представления о буквенных выражениях;
овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
строить углы, определять их градусную меру;
распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики,
вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
научиться некоторым специальным приёмам решениякомбинаторных задач.
Календарно тематический план
Номер урока
Наименования разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохожде-ния
Фактичес-кие сроки прохожде-ния
Примечание
Глава 1
Натуральные числа
20 часов
Ряд натуральных чисел
Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире отрезок, прямую, луч, плоскость. Приводить примеры моделей этих фигур. Измерять длины отрезков. Строить отрезки заданной длины. Решать задачи на нахождение длин отрезков. Выражать одни единицы длин через другие. Приводить примеры приборов со шкалами.
Строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки
Ряд натуральных чисел
Цифры.
Десятичная запись натуральных чисел
Цифры.
Десятичная запись натуральных чисел
Цифры.
Десятичная запись натуральных чисел
Отрезок
Отрезок
Отрезок
Отрезок
Плоскость.
Прямая. Луч
Плоскость.
Прямая. Луч
Плоскость.
Прямая. Луч
Шкала.
Координатный луч
Шкала.
Координатный луч
Шкала.
Координатный луч
Сравнение натуральных чисел
Сравнение натуральных чисел
Сравнение натуральных чисел
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная
работа № 1
Глава 2
Сложение и вычитание натуральных чисел
33 часа
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения
Формулировать свойства сложения и вычитания натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Приводить примеры числовых и буквенных выражений, формул. Составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами действий сложения и вычитания. Решать текстовые задачи с помощью составления уравнений. Распознавать на чертежах и рисунках углы, многоугольники, в частности треугольники, прямоугольники. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. С помощью транспортира измерять градусные меры углов, строить углы заданной градусной меры, строить биссектрису данного угла. Классифицировать углы. Классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов. Описывать свойства прямоугольника. Находить с помощью формул периметры прямоугольника и квадрата. Решать задачи на нахождение периметров прямоугольника и квадрата, градусной меры углов. Строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения
Сложение натуральных чисел. Свойства сложения
Вычитание натуральных чисел
Вычитание натуральных чисел
Вычитание натуральных чисел
Вычитание натуральных чисел
Вычитание натуральных чисел
Числовые и буквенные выражения. Формулы
Числовые и буквенные выражения. Формулы
Числовые и буквенные выражения. Формулы
Контрольная работа № 2
Уравнение
Уравнение
Уравнение
Угол. Обозначение углов
Угол. Обозначение углов
Виды углов. Измерение углов
Виды углов. Измерение углов
Виды углов. Измерение углов
Виды углов. Измерение углов
Виды углов. Измерение углов
Многоугольники. Равные фигуры
Многоугольники. Равные фигуры
Треугольник и его виды
Треугольник и его виды
Треугольник и его виды
Прямоугольник Ось симметрии фигуры
Прямоугольник Ось симметрии фигуры
Прямоугольник Ось симметрии фигуры
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа № 3
Глава 3
Умножение и деление
натуральных чисел
37 часов
Умножение. Переместительное свойство умножения
Формулировать свойства умножения и деления натуральных чисел, записывать эти свойства в виде формул. Решать уравнения на основании зависимостей между компонентами арифметических действий. Находить остаток при делении натуральных чисел. По заданному основанию и показателю степени находить значение степени числа. Находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул. Выражать одни еди-ницы площади через другие. Распознавать на чертежах и рисунках прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Изображать развёртки прямоугольного параллелепипеда и пирамиды. Находить объёмы прямоугольного параллелепипеда и куба с помощью формул. Выра-жать одни единицы объёма через другие. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов
Умножение. Переместительное свойство умножения
Умножение. Переместительное свойство умножения
Умножение. Переместительное свойство умножения
Сочетательное и распределительное свойства умножения
Сочетательное и распределительное свойства умножения
Сочетательное и распределительное свойства умножения
Деление
Деление
Деление
Деление
Деление
Деление
Деление
Деление с остатком
Деление с остатком
Деление с остатком
Степень числа
Степень числа
Контрольная работа № 4
Площадь. Площадь прямоугольника
Площадь. Площадь прямоугольника
Площадь. Площадь прямоугольника
Площадь. Площадь прямоугольника
Прямоугольный параллелепипед. Пирамида
Прямоугольный параллелепипед. Пирамида
Прямоугольный параллелепипед. Пирамида
Объём прямоугольного параллелепипеда
Объём прямоугольного параллелепипеда
Объём прямоугольного параллелепипеда
Объём прямоугольного параллелепипеда
Комбинаторные задачи
Комбинаторные задачи
Комбинаторные задачи
Повторение и систематизация учебного материала
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа № 5
Глава 4
Обыкновенные дроби
18 часов
Понятие обыкновенной дроби
Распознавать обыкновенную дробь, правильные и неправильные дроби, смешанные числа. Читать и записывать обыкновенные дроби, смешанные числа. Сравнивать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Складывать и вычитать обыкновенные дроби с равными знаменателями. Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число, смешанное число в неправильную дробь. Уметь записывать результат деления двух натуральных чисел в виде обыкновенной дроби
Понятие обыкновенной дроби
Понятие обыкновенной дроби
Понятие обыкновенной дроби
Понятие обыкновенной дроби
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей
Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Дроби и деление натуральных чисел
Смешанные числа
Смешанные числа
Смешанные числа
Смешанные числа
Смешанные числа
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа № 6
Глава 5
Десятичные дроби
48 часов
Представление о десятичных дробях
Распознавать, читать и записывать десятичные дроби. Называть разряды десятичных знаков в записи десятичных дробей. Сравнивать десятичные дроби. Округлять десятичные дроби и натуральные числа. Выполнять прикидку результатов вычислений. Выполнять арифметические действия над десятичными дробя-ми.
Находить среднее арифметическое нескольких чисел. Приводить примеры средних значений величины. Разъяснять, что такое «один процент». Представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов. Находить процент от числа и число по его процентам
Представление о десятичных дробях
Представление о десятичных дробях
Представление о десятичных дробях
Сравнение десятичных дробей
Сравнение десятичных дробей
Сравнение десятичных дробей
Округление чисел. Прикидки
Округление чисел. Прикидки
Округление чисел. Прикидки
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Контрольная работа № 7
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Деление десятичных дробей
Контрольная работа № 8
Среднее арифметическое. Среднее значение величины
Среднее арифметическое. Среднее значение величины
Среднее арифметическое. Среднее значение величины
Проценты. Нахождение процентов от числа
Проценты. Нахождение процентов от числа
Проценты. Нахождение процентов от числа
Проценты. Нахождение процентов от числа
Нахождение числа по его процентам
Нахождение числа по его процентам
Нахождение числа по его процентам
Нахождение числа по его процентам
Повторение и систематизация учебного материала
Повторение и систематизация учебного материала
Контрольная работа № 9
Повторение и систематизация учебного материала
19 часов
Повторение. Натуральные числа и шкалы
Фронтальная работа с классом, работа в тетрадях, работа у доски.
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: разбор нерешенных задач, работа с опорым конспектом, индивидуальный опрос, выполнение практических заданий, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок
Повторение. Сложение
и вычитание натуральных чисел
Повторение. Сложение
и вычитание натуральных чисел
Повторение. Умножение
и деление натуральных чисел
Повторение. Умножение
и деление натуральных чисел
Повторение. Площади
и объемы
Повторение. Площади
и объемы
Повторение. Обыкновенные дроби
Повторение. Обыкновенные дроби
Повторение. Сложение
и вычитание десятичных дробей
Повторение. Сложение
и вычитание десятичных дробей
Повторение Умножение
и деление десятичных дробей
Повторение Умножение
и деление десятичных дробей
Итоговое повторение курса математики 5-го класса
Итоговое повторение курса математики 5-го класса
Итоговая контрольная работа
Анализ контрольной работы
Повторение и систематизация учебного материала
Повторение и систематизация учебного материала за курс 5 класса
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014-2016.
2. Математика: 5 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2016.
10. Сайт издательского центра «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru/
11. Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения http://www.vgf.ru/tabid/205/Default.aspx
12. Программа по математике (5-9 класс). Издательский центр «Вентана-Граф»http://www.vgf.ru/tabid/210/Default.aspx