Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 4 г. Данкова Липецкой области
Рассмотрена на заседании Утверждено приказом № ___
МК начальных классов МБОУ лицей № 4
_____августа 2015 года г. Данкова Липецкой области
Протокол № __ ___ августа 2015 года
Рабочая программа
по математике
3 класс
индивидуальное обучение
составлена на 2015-2016 учебный год
Учитель начальных классов
Сграбилова Ирина Петровна
2015 год
Пояснительная записка
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим
языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации
(фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
• освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
• развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика курса «Математика»
Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Программа по математике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики (2010 г).
Изучение математики осуществляется по программе УМК «Планета знаний» под редакцией М.И.Башмакова, М. Г. Нефедовой Математика, 3 класс / АСТ: Астрель, 2012г. В соответствии с учебным планом МБОУлицей №4.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 3 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 175 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
• понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Результаты освоения курса математики
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Чтение и запись чисел от нуля до тысячи. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;
устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10 000;
письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;
правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое, делитель);
использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;
устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правила умножения и деления суммы на число;
письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;
выполнять деление с остатком в пределах 100;
выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
использовать свойства арифметических действий при вычислениях;
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимости; определение начала, конца, длительности события);
использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;
использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), емкости (литр) и метрические соотношения между ними при решении задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;
выполнять умножение и деление круглых чисел;
оценивать приближенно результаты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости).
находить долю числа и число по доле;
решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;
соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы, «кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический километр» с единицами объёма;
определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков
Тематическое планирование по математике.
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Сложение и вычитание (8 ч.) |
1 | Считаем до тысячи. | Наблюдать закономер_ ность числовой последова_ тельности, составлять (дополнять) числовую по_ следовательность по задан_ ному или самостоятельно составленному правилу Группировать числа по заданному или самостоя_ тельно установленному правилу | 1 | | |
2 | Складываем и вычитаем по разрядам. | Осуществлять сложение и вычитание круглых чисел с опорой на знание разрядного состава, понимать и объяснять на доступном уровне десятичный принцип построения числового ряда | 1 | | |
3 | Переходим через десяток. | Использовать знание разрядного состава многозначных чисел при вычислениях с переходом через разряд | 1 | | |
6 | Складываем и вычитаем десятки. Вычисляем по разрядам. | Моделировать способы вычисления с опорой на десятичный принцип построения числового ряда и знание разрядного состава многозначных чисел | 1 | | |
7 | Решаем задачи. | Осуществлять решение задач в 2-3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, суммы, остатка. | 1 | | |
8 | Входная контрольная работа. Анализ ошибок. Коррекция. Математический тренажер. | Контролировать и осуществлять контроль правильности и полноты выполненных действий. Анализировать свои ошибки, корректировать знания и вносить изменения в результат вычислений на основании коррекции | 1 | | |
Умножение и деление (6 ч.) |
9 | Умножаем и делим на 2. Контрольный устный счет. Умножаем и делим на 4. | Составлять алгоритм вычислений. Проводить вычисления по аналогии. | 1 | | |
10 | Умножаем и делим на 3. Умножаем на 6. | Проводить вычисления по аналогии. Ориентироваться в рисунке-схеме, извлекать данные, записывать их в форме краткой записи условия. | 1 | | |
11 | Умножаем на 5,7. | Составлять алгоритм вычислений. Проводить вычисления по аналогии | 1 | | |
12 | Умножаем на 8 и на 9. | Составлять алгоритм вычислений. Проводить вычисления по аналогии | 1 | | |
13 | Решаем задачи, вычисляем, сравниваем. | Осуществлять решение задач в 2-3 действия. Выполнять краткую запись. Планировать решение задачи. | 1 | | |
14 | Контрольная работа по теме: «Табличное умножение» | Использовать изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
Числа и фигуры (7 ч.) |
15 | Периметр многоугольников. | Сравнивать многоугольники. Находить периметр | 1 | | |
16 | Единицы длины. | Исследовать, сравнивать единицы длины. | 1 | | |
17 | Вычисляем площадь. | Находить площадь прямоугольника; неизвестную сторону | 1 | | |
18 | Увеличиваем и уменьшаем фигуры. | Анализировать кратное и разностное сравнение, использовать разностное и кратное сравнение при решении геометрических задач | 1 | | |
19 | Закрепление изученного. Разворот истории. | Находить ось симметрии фигуры, узнавать симметричные предметы в окружающей обстановке | 1 | | |
20 | Закрепление изученного. | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение | 1 | | |
21 | Контрольная работа за первую четверть «Числа и величины» Анализ, коррекция ошибок. | Использовать изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
Математические законы (12 ч.) |
22 | Переставляем слагаемые. | Применять переместительный закон сложения для выбора рационального способа решения задач | 1 | | |
23 | Переставляем множители. | Применять переместительный закон сложения для выбора рационального способа решения задач | 1 | | |
25 | Умножаем и делим. | Использовать взаимосвязь действий для нахождения неизвестных компонентов умножения, применять формулу для нахождения площади и сторон прямоугольника | 1 | | |
26 | Группируем слагаемые. | Использовать сочетательный закон сложения для выбора рационального способа вычислений | 1 | | |
27 | Умножаем и делим на 10,100,1000. | Наблюдать за свойствами умножения на 10, 100, 1000; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии. | 1 | | |
28 | Группируем множители. | Группировать числовые данные в соответствии с условием задания. Конструировать фигуру из заданных. Сравнивать площади фигур. | 1 | | |
29 | Контрольная работа «Умножение и деление на 10,100..» | Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
30 | Умножаем сумму. | Применять распределительный закон умножения для упрощения вычислений, Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
31 | Делим сумму. | Наблюдать за умножением и делением суммы/разности на число; делать выводы, использовать их при вычислениях. Проводить вычисления по аналогии. | 1 | | |
32 | Размышляем о нуле. | Исследовать свойство умножения на число 0. Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания | 1 | | |
33 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление суммы на число». | Применять изученные приемы в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
Числа и величины(5 ч.) |
34 | Измеряем время. Минуты в часы и обратно. | Сравнивать единицы измерения времени, длительность событий, длину пути. Моделировать задачи, содержащие единицы времени. | 1 | | |
35 | Сутки, месяц, год. | Находить значение выражения в 2–3 действия. Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения. | 1 | | |
36 | Вычисляем длину пути. | Исследовать рисунки-схемы, выбирать на схеме оптимальный маршрут движения, использовать свойство сторон прямоугольника для определения длины маршрута. | 1 | | |
37 | Скорость. | Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения. Использовать умение находить неизвестный множитель для определения времени и скорости движения. | 1 | | |
38 | Контрольная работа за вторую четверть «Умножение и деление суммы на число» | Прогнозировать результат сложения нескольких чисел. | 1 | | |
Значение выражений (4 ч.) |
39 | Вычисляем значение выражения. | Выполнять письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел без перехода через разряд | 1 | | |
40 | Преобразуем выражения. | Наблюдать за порядком действий и значением выражения в зависимости от наличия в нем скобок. | 1 | | |
41 | Закрепление изученного. | Использовать изученные приемы в самостоятельной работе, действовать по образцу, составлять краткую запись к задаче, записывать решение выражением | 1 | | |
42 | Контрольная работа по теме: «Решение текстовых задач». | Использовать изученные приемы в самостоятельной работе, действовать по образцу, составлять краткую запись к задаче, записывать решение выражением | 1 | | |
Складываем с переходом через десяток ( 4 ч.) |
43 | Что такое масса? | Сравнивать величины и единицы измерения массы, использовать взаимосвязь единиц измерения массы при выполнении заданий | 1 | | |
44 | Записываем сложение в столбик. | Использовать запись решения в столбик для сложения трехзначных чисел с переходом через разряд, находить неизвестный компонент действий сложения и вычитания | 1 | | |
45 | Закрепление пройденного. | Применять изученные приемы в самостоятельной работе, действовать по образцу, составлять краткую запись к задаче | 1 | | |
46 | Проверочная работа «Сложение с переходом через десяток». Анализ. | Применять изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
Математика на клетчатой бумаге (4ч.) |
47 | Путешествуем по городам Европы. | Использовать на доступном уровне метод координат, составлять все возможные сочетания вариантов с опорой на древо вероятностей | 1 | | |
48 | Работаем с таблицами и схемами. | Находить информацию из столбчатой диаграммы, таблицы, изображать в виде столбчатой диаграммы заданные значения | 1 | | |
49 | Площадь квадрата. | Использовать формулу площади квадрата при решении геометрических задач, объяснять особенности нахождения площади квадрата, находить квадрат числа, единицы площади | 1 | | |
50 | Совершенствование вычислительных навыков. | Использовать изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
Вычитаем числа ( 4 ч.) |
51 | Записываем вычитание в столбик. | Выполнять вычисления в столбик без перехода через разряд, использовать рациональные способы решения | 1 | | |
52 | Как вычесть сумму из числа. | Использовать правило вычитания суммы из числа для рациональных вычислений | 1 | | |
53 | Подводим итоги. | Использовать изученные приемы, формулы, способы решения при выполнении заданий | 1 | | |
54 | Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания». | Использовать изученные приемы, формулы, способы решения при выполнении заданий | 1 | | |
Умножаем на однозначное число (3 ч.) |
55 | Записываем умножение в столбик. | Прогнозировать результат умножения на число, оканчивающееся на 5, использовать письменные приемы умножения при решении задач | 1 | | |
56 | Считаем устно и письменно. | Использовать письменные приемы умножения с переходом через разряд | 1 | | |
57 | Вычисляем массу. | Контролировать правильность вычислений, находить ошибки, исправлять их. | 1 | | |
Делим на однозначное число (7ч.) |
58 | Вспоминаем, что мы знаем и умеем. | Объяснять суть действия деления на доступном уровне, взаимосвязи компонентов деления, находить частное с опорой на умножение | 1 | | |
59 | Что в остатке? | Осуществлять деление числа с остатком Прогнозировать делимость чисел на 2, 3, 4, 6, 9 | 1 | | |
60 | Записываем деление уголком. | Объяснять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Выполнять деление с помощью умножения | 1 | | |
61 | Закрепление изученного. | Использовать изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе | 1 | | |
62 | Проверочная работа «Деление чисел». | Использовать изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
63 | Находим неизвестное. | Восстанавливать деформированные равенства | 1 | | |
64 | Проверяем результаты деления. | Поиск ошибок в вычислениях… | 1 | | |
Делим на части ( 6 ч.) |
65 | Окружность и круг. Делим на равные части. | Сравнивать окружность и круг, радиус и диаметр, чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля, делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника, на 3 и 6 частей с помощью циркуля | 1 | | |
66 | Вычисляем доли. | Использовать чертежные инструменты. Моделировать условие задачи на нахождение доли числа и числа по доле. | 1 | | |
67 | Решение составных задач разных видов. | Анализировать свои ошибки, вносить изменения в результат вычислений, выполнять задания по аналогии | 1 | | |
68 | Годовая контрольная работа «Повторение. Арифметические действия» | Использовать изученные приемы, формулы, взаимосвязи в самостоятельной работе, осуществлять самоконтроль | 1 | | |
69 | Повторение по теме» Арифметические действия с многозначными числами» | Прогнозировать результат вычислений. Использовать полученные знания при решении нестандартных задач | 1 | | |
70 | Повторение по теме» Арифметические действия с многозначными числами» | Прогнозировать результат вычислений. Использовать полученные знания при решении нестандартных задач | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. — М.: Просвещение, 2010.
Базисная программа по русскому языку. Материалы ФГОС. — М., 2010.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М.: АСТ, Астрель. 2013 г.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика. 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М.: АСТ, Астрель. 2013 г.
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика». — М.: АСТ, Астрель. 2010 г.
Раздаточные средства обучения (приложения к учебникам и рабочим тетрадям
13