Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 8 класс по специальной(коррекционной) программе VIII вида (индивидуальное обучение на дому)»
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету математика для 8 класса специального (коррекционного) обучения VIII вида (индивидуальное обучение на дому) муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Томылово.
Курс математики 8 класса направлен на формирование у учащегося вычислительных умений с числами в пределах 1000000 при помощи калькулятора.
Устное и письменное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями.
Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с величинами, с приёмами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. В данном курсе учащийся получает реальные представления о каждой единице измерения, пользуется зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, выполняет арифметические действия с числами, полученными при измерении величин.
Предметно – практическая направленность данного курса прослеживается в задачах, связанных с определением времени начала и конца какого – то действия, времени между событиями, которые играют важную роль воспитания учащихся в социуме.
Изучение геометрического материала в данном курсе направлено на классификацию четырёхугольников, изучение их свойств и способов построения, на овладение приёмов геометрических фигур симметрично относительно оси и центра симметрии.
При изучении раздела «Действия с обыкновенными дробями» включена тема «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» в связи с необходимостью повторения и закрепления знаний по данной теме согласно учебника данного курса.
Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учителю необходимо постоянно учитывать, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами, обыкновенными дробями в 8 классе дополняется введением примеров и задач с десятичными дробями.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения.
Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.
Систематический и регулярный опрос является обязательным видом работы на уроках математики.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.
Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Происходит тесная связь уроков математики с трудовым обучением, с уроками СБО и жизнью, с другими учебными предметами.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Цели обучения математике:
развитие образного и логического мышления, воображения;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Задачи преподавания математики:
дать учащемуся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащего
с нарушением интеллекта и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств;
развивать речь учащегося, обогащая ее математической терминологией;
воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по предмету математика для 8 класса специального (коррекционного) обучения VIII вида муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Томылово составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г. Рабочая программа ориентирована на учебник «Математика» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Эк, Москва «Просвещение», 2016г.
Были внесены следующие изменения. Уменьшено количество часов, отведённых на изучение всех разделов и тем в связи с тем, что планирование составлено для ребёнка – инвалида, обучающегося на дому. Основанием является Письмо Министерства образования РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», регламентирующее количество часов по предметам по учебному плану в зависимости от класса при организации обучения на дому. По программе 170ч.(5ч. в неделю) по рабочей программе 68ч. в год (2ч.в неделю)
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МОУ СОШ с.Томылово в 8 классе на учебный предмет «Математика» отводится 68часов в год ( 2 час в неделю).
4.Критерии оценки учебной деятельности
Систематический и регулярный опрос обучающейся является обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить ученика давать развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Письменные работы (домашние и классные) девочка выполняет в тетрадях. Все работы ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания ребенком правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьницы.
Знания и умения обучающейся оцениваются по результатам их индивидуального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится, если он:
а) даст правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ей уточнить ответ;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится, если он:
а) при незначительной помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
Письменная проверка знаний и умений обучающегося
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающегося. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ребенка, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение обучающейся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1 задача, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ обучающегося по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений, неточное применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущена ошибка в решении задачи и неправильно решены или допущены небольшие ошибки в решении 1-2 примеров, либо задача решена правильно, но неправильно выполнена большая часть других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Итоговая оценка знаний и умений обучающегося
1. За учебную четверть и за год знания и умения обучающегося оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
6.Содержание учебного курса:
Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2000, 20 000; 5, 50, 5 000, 50000; 25, 250, 2500, 25 000 в пределах 1 000 000, устно с записью получаемых при счете чисел, с использованием счетов.
Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной; двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях, письменно (легкие случаи).
Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей , в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы выраженных в десятичных дробях на однозначные, двузначные целые числа.
Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.
Градус. Обозначение: 1° . Градусное измерение углов. Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построение измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.
Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади 1 кв. мм, (), 1 кв. см (, 1 кв.дм (), 1 кв. м (), 1 кв. км (), их соотношения.
Единицы измерения земельных площадей: 1 га 1 а, их соотношения.
Измерение т вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях.
Длина окружности С = 2πR, сектор, сегмент. Площадь круга S =
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра симметрии.
7.Тематическое планирование
№ уро
ка
дата
факт
Тема раздела
Тема урока
Требования к уровню подготовленности учащихся
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Д\З
1
НУМЕ-
РАЦИЯ
Вводный урок. Целые числа.
Знать и уметь: Округление чисел в пределах 1 000 000 до наивысшей разрядной единицы в числе, включая случаи, когда приближенное значение имеет на один знак больше, чем округляемое число. Медицинский термометр, шкала, цена деления. Определение температуры тела человека с помощью термометра с точностью до десятых долей градуса.
Единицы измерения площади: 1 кв. мм (1 мм2), 1 кв. см (1 см2), 1 кв. дм (1 дм2), 1 кв. м (1 м2), 1 кв. км (1 км2), их соотношения. Единицы измерения земельных площадей: 1 а, 1 га, их соотношение. Запись чисел, полученных при измерении площади, в виде десятичной дроби и обратное преобразование.
Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении (для проверки действий).Уметь читать и записывать числа
№7
2
Числа целые и дробные.
опорные сигналы
№14
3
Однозначные и многозначные числа.
карточки
№17
4
Правила сравнения чисел.
карточки
№32
5
Правила сравнения десятичных дробей.
лото
№55
6
Таблица разрядов и классов.
карточки
№65
7
Таблица разрядов и классов.
карточки
№68
8
Контрольная работа №1 по теме: "Числа целые и дробные".
карточки
№71
9
Анализ. Работа над ошибками.
домино
№79
10
Устная нумерация.
№81
11
Разрядные слагаемые.
опорные сигналы
№ 83
12
Класс миллионов.
№85
13
Округление чисел.
опорные сигналы
№90
14
Контрольная работа №2 "Нумерация чисел в пределах 1000000".
карточки
№92
15
АРИФ МЕ-
ТИЧЕС
КИЕ
ДЕЙСТ
ВИЯ
Анализ. Работа над ошибками.
Знать и уметь: Округление чисел в пределах 1 000 000 до наивысшей разрядной единицы в числе, включая случаи, когда приближенное значение имеет на один знак больше, чем округляемое число. Медицинский термометр, шкала, цена деления. Определение температуры тела человека с помощью термометра с точностью до десятых долей градуса.
Умножение и деление многозначных чисел и чисел, полученных при измерении, на двузначное число. Использование микрокалькулятора для всех видов вычислений в пределах 1 000 000 с целыми числами и числами, полученными при измерении (для проверки действий).Уметь читать и записывать числа
карточки
№95
16
Устное и письменное сложение в пределах 1000000.
плакаты
№100
17
Письменное сложение в пределах 1000000.
карточки
№104
18
Порядок решения примеров со скобками.
опорные сигналы
№112
19
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Геометрия. Градус. Градусное измерение углов.
карточки
№114
20
Умножение и деление на однозначное число.
карточки
№119
21
Письменное сложение и деление на однозначное число
плакаты
№
22
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
карточки
№120
23
Умножение и деление на двузначное число.
карточки
№122
24
Умножение и деление на круглые десятки, сотни , тысячи.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Знать и уметь: Сложение и вычитание десятичных дробей (все случаи). Умножение и деление десятичной дроби на однозначное и двузначное число. Выполнение указанных арифметических действий счислами, полученными при измерении и выраженными десятичной дробью.
Задачи на нахождение скорости и времени при встречном движении. Задачи на пропорциональное деление. Простые и составные задачи, требующие вычисления периметра многоугольника или площади прямоугольника (квадрата).
презентация
№165
27
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
плакаты
№174
28
Нахождение общего знаменателя.
карточки
№180
29
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
карточки
№186
30
Контрольная работа №3 по теме: "Сложение и вычитание дробей".
карточки
№201
31
Анализ. Работа над ошибками. Нахождение числа по одной его доле.
карточки
№210
32
Геометрический материал. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата
уметь выполнять умножение и деление обыкновенных дробей. смешанного числа.
знать целые числа, полученные при измерении величин и десятичные дроби;.
знать замену мелких мер крупными мерами, крупных мер мелкими мерами.
знать сложение и вычитание умножение и деление чисел, полученных при измерении величин
карточки
№329
41
Умножение и деление обыкновенных дробей.
опорные карточки
№339
42
Умножение и деление обыкновенных дробей.
лото
№344
43
Умножение и деление обыкновенных дробей..
карточки
№
44
Умножение, деление обыкновенных дробей.
карточки
№347
45
Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные дроби.
опорные сигналы
№350
46
Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные дроби
карточки
№359
47
Контрольная работа №4: "Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные дроби".
карточки
№363
48
Анализ. Работа над ошибками. Арифметические действия
карточки
№368
49
Арифметические действия, целыми числами и десятичными дробями.
Знать числа целые и дробные
Знать алгоритм сложения и вычитания целых чисел и десятичных дробей
Знать алгоритм сложения и вычитания целых чисел и дробных чисел
Знать алгоритм умножения и деления на двузначное число
Уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении вел
Уметь решать простые и составные арифметические задачи.
презентация
№372
50
Сложение и вычитание.
плакаты
№384
51
Сложение и вычитание.
карточки
№388
52
Решение задач.
карточки
№403
53
Умножение и деление.
плакаты
№425
54
Умножение и деление
опорные карточки
№445
55
Умножение и деление. Решение задач.
опорные карточки
№477
56
Умножение и деление десятичной дроби.
карточки
№493
57
Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби.
карточки
№497
58
Числа, полученные при измерении площади, и десятичные дроби.
№511
59
Контрольная работа №5 "Арифметические действия с числами".
карточки
№518
60
Анализ. Работа над ошибками. Сложение и вычитание целых и десятичных чисел.
карточки
№531
61
Повторение. Умножение и деление целых и десятичных дробей.
карточки
№537
62
Повторение. Сложение и вычитание дробей.
карточки
№560
63
Повторение. Умножение и деление дробей.
карточки
№573
64
Повторение. Арифметические действия с целыми и дробными числами.
карточки
№582
65
Повторение. Арифметические действия с целыми и дробными числами.
карточки
№594
66
Прямоугольник. Периметр и площадь прямоугольника.
67
Повторение. Геометрический материал.
68
Повторение. Геометрические фигуры.
7.Результаты изучения учебного предмета.
освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устной и письменной математической речью;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
8.Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения предмета учащиеся должны
знать:
- числовой ряд в пределах 1000000;
- алгоритмы арифметических действий с многозначными числами;
числами, полученными при измерении двумя единицами стоимости, длины, массы;
- элементы десятичной дроби;
- преобразование десятичных дробей;
- симметричные предметы, геометрические фигуры;
- виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов, приемы построения.
уметь:
- умножать и делить числа в пределах 1000000 на двузначное число;
- читать, записывать десятичные дроби;
- складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;
- выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами времени;
- решать простые задачи на нахождение продолжительности события, его начала и конца;
- решать составные задачи в три-четыре действия;
- вычислять периметр многоугольника;
-находить ось симметрии симметричного плоского предмета, располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии.
9.УМК
Программы 5-9 классы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г
Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой
Учебник «Математика» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Эк, Москва «Просвещение», 2016 год.
Печатные пособия (наглядные средства – таблицы)
Модели геометрических плоских и пространственных фигур.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
Формы и средства контроля
1. Проверочная работа по теме «Числа целые и дробные.»
1. Запиши цифрами число: сто двадцать пять.
2.Запиши число, в котором: 3сот., 8дес., 1ед.
3.Из данных чисел выпиши то, которое стоит перед числом 500:
360, 580, 400, 499.
4.Запиши данные числа в порядке возрастания: 271; 279; 277, 275, 270.
5.Разложи числа на разрядные слагаемые по образцу: 893 = 800 + 90 + 3
789; 563.
6. Сравни, поставь знаки ,
2. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»
За 1четверть
1. Напиши соседей чисел: …, 49, …
…, 700, …
2.Выполни вычисления:
928 – 317 = 450 – 50 = 523 + 123 =
3. Задача
В трамвае ехали 34 пассажира. На остановке 14 пассажиров вышли.
Сколько пассажиров осталось в трамвае?
4. Построй квадрат со стороной 4см.
3. Контрольная работа за 2 четверть "Умножение и деление чисел, полученных при измерении»
Выполните умножение.
9 ц 73 кг ˖ 9 9 р. 5 к. ∙ 100
48 р. 70 к. ˖ 8 18 см 7 мм ∙ 1000
61 т 2 ц ˖ 8 200 т 8 ц ∙ 10
Выполните деление.
333 р. 9 к. : 9 30 км 600 м : 10
27 м 6 см : 6 462 р. : 100
6 ц : 2 508 кг : 1000
Задача. На городской рынок привезли 100 мешков с картофелем общей массой 50 ц и столько же мешков с морковью общей массой 45 ц. На сколько легче мешок с морковью, чем мешок с картофелем?
4. Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби»
За 3четверть
1.Как правильно?
а) Знаменатель дроби показывает, сколько равных частей целого взяли.
б) Знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей делили целое (единицу).
2. Как правильно?
а) Числитель дроби показывает, на сколько равных частей делили целое(единицу)
б) Числитель дроби показывает, сколько равных частей целого взяли.
3.Числитель записывают….
а) под чертой дроби; б) над чертой дроби; в) слева направо;
4. Знаменатель записывают…
а) под чертой дроби; б) над чертой дроби; в) слева направо;
5. Выпиши правильные дроби в одну колонку, неправильные в другую, смешанные числа в третью.