Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике (1-4 класс)»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе
Примерной программы по математике. Начальная школа. В 2 частях, часть 1/ А.М. Кондаков, Л.П. Кезина; М., Просвещение, 2011;
Цель изучения математики - математическое развитие младшего школьника.
Задачи изучения данного учебного предмета:
- сформировать способность к интеллектуальной деятельности, умение строить рассуждения, вести поиск информации;
- развивать умения решать практические и учебные задачи, работать с алгоритмами;
- способствовать воспитанию интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Данная рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Настоящую программу обеспечивают:
Математика. Учебник в 2ч. /Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник;
Математика в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2 / О.А. Захарова, Е.П. Юдина,под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник.
2. Общая характеристика учебного предмета
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе. А также пригодятся в жизни. Основная дидактическая идея – «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». Знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание обучающегося на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает обучающемуся путь к выполнению конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ «Старобачатская СОШ», на изучение математики в 1-4 классах отводится 540 годовых часов: 1 класс – 132 годовых часа, 2 класс – 136 часов. 3 класс – 136 часов, 4 класс – 136 часов. Недельная нагрузка – 4 учебных часа в каждом классе.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе образовательной деятельности обучающихся лежат следующие ценности:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе;
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета; способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД
Проверка правильности выполнения задания по правилу, рисунку, алгоритму, при помощи таблицы, инструментов. Контроль деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
познавательные УУД
Ученик научится или получит возможность научиться:
подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
выполнять задания с использованием материальных объектов (математических палочек, рисунков, схем);
выполнять задания на основе использования арифметических действий;
владеть общими приемами решения задач;
определять логику решения практической и учебной задачи;
проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный сособ решения или правильный ответ.;
строить объяснение в устной форме по плану;
использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
строить алгоритм поиска необходимой информации.
.
коммуникативные УУД
Умение взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе на основе заданных правил взаимодействия; умение работать с информацией, выражать свои мысли. Умение обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты
1 класс
Освоение знаний об однозначных числах и числах второго десятка;
знакомство с арифметическими действиями сложения и вычитания, со свойствами арифметических действий;
использование таблицы сложения в качестве справочника;
освоение знаний о величинах;
распознавание в окружающих предметах плоских геометрических фигур;
распознавание на чертеже и изображение точки, прямой, отрезка, ломаной и кривой линии;
построение с помощью линейки прямой, отрезка, многоугольника;
определение прямого угла с помощью угольника;
освоение знаний о текстовых задачах, составление задач по рисунку, выполнение схем к задачам.
2 класс
Освоение знаний об однозначных, двузначных и трехзначных числах;
знакомство с арифметическими действиями умножения и деления, со свойствами арифметических действий;
воспроизведение и применение таблицы умножения;
освоение знаний о величинах;
распознавание на чертеже и изображение прямой, луча, угла, прямоугольника, квадрата, окружности, круга, элементов окружности;
распознавание и формулировка составной задачи, разбивка составной задачи на простые, использование двух форм записи решения, знакомство с обратной задачей, построение графических моделей для решения задач.
3 класс
Освоение знаний о числах в пределах первых двух классов;
знакомство со свойствами арифметических действий;
вычисления «столбиком» при сложении и вычитании многозначных чисел;
выполнение устно умножения двузначного числа на однозначное; деления двузначного числа на однозначное и двузначное;
использование калькулятора для проверки правильности вычислений;
освоение знаний о величинах;
выполнение измерения величины угла с помощью произвольной и стандартной единицы этой величины;
распознавание видов треугольника по величине углов и по длине сторон;
построение прямоугольника с заданной длиной сторон, окружности заданного радиуса;
определение площади прямоугольника измерением и вычислением;
решение составной задачи по действиям и одним выражением;
решение простых задач на умножение и деление;
использование столбчатой диаграммы для представления данных и решения задач на кратное и разностное сравнение;
осуществление поиска необходимых данных по справочной и учебной литературе.
4 класс
Освоение знаний о числах до 1000000 включительно;
знакомство со свойствами арифметических действий;
вычисления «столбиком» при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел;
использование калькулятора для проверки правильности вычислений;
освоение знаний о величинах;
изображение прямой, луча, отрезка, угла, ломаной, окружности и обозначение их;
нахождение периметра многоугольника;
определение площади прямоугольника и квадрат, используя формулы;
вычисление площади многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
распознавание многогранника и тел вращения, нахождение моделей этих фигур в окружающих предметах;
решение составной задачи по действиям и одним выражением;
составление разнообразных текстовых задач;
различение рационального и нерационального способов решения задачи;
чтение и построение простейших круговых диаграмм;
осуществление поиска необходимых данных по справочной и учебной литературе;
использование таблицы как средства описания характеристик предметов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа и величины. 80ч.
Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин, сравнение и упорядочение величин. Единицы массы, вместимости, времени. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение однородных величин. Доля величины.
Арифметические действия. 200ч.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма).
Задачи, содержащие отношения «больше» (меньше) на…», «больше» (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи.
Геометрические фигуры. 50ч.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия, отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины. 40ч.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрических фигур. Единицы площади. Точное и приближенное измерение площади. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с данными. 40ч.
Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование и анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов. Составление конечной последовательности предметов, чисел, геометрических фигур по правилу.
Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение столбчатой диаграммы.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№
п/п
Наименование раздела
Общее количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Всего
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
Числа и величины
80
30
20
15
15
Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам.
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Находить геометрическую величину разными способами.
Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений.
6
Работа с данными
40
5
10
10
15
Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные; использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации.
Понимать информацию, представленную разными способами.
Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений.
Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур; проверять его выполнение для каждого объекта группы.
Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Математика. Учебник в 2ч. /Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник;
Математика в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2 / О.А. Захарова, Е.П. Юдина,под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник;
Математика. Методическое пособие/А.Л.Чекин; под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник.
Таблицы:
Магнитный плакат «Арифметика до 100»
Магнитный плакат «Арифметика до 1000»
Магнитный плакат «Математические кораблики»
Перестановка слагаемых;
Меры длины
Порядок действий
Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц
Сравнение чисел
Разность
Сумма
Нумерация многозначных чисел
Нахождение неизвестных компонентов
Площадь геометрических фигур
Таблица величин
Дроби, сравнение дробей
Геометрические фигуры
Целое и части
Нахождение периметра геометрических фигур
Меры массы
Деление числа на произведение
Умножение суммы на число
Единицы времени
Таблица мер
Раздаточный материал:
Карточки для устного счета в пределах 100
Карточки для изучения таблицы умножения в пределах 100
Раздаточные карточки «Простые примеры в пределах 100»
Раздаточные карточки «Умножение на 2,5,10»
Раздаточные карточки «Умножение на 3,4,6»
Раздаточные карточки «Умножение на 7,8,9»
Карточки для устного счета в пределах 20
Карточки для изучения таблицы умножения
Карточки для счета в пределах 1000
Карточки «Простые примеры в пределах 20»
Карточки «Простые примеры в пределах 100»
Карточки «Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000»
Карточки «Трехзначные числа в пределах 1000»
Карточки «Сложение и вычитание в столбик в пределах 1000»
Счетный материал «Математические кораблики»
Числовая линейка
Набор раздаточный для числовой линейки
ТСО:
Проектор мультимедийный
Мобильный сканер доски (интерактивная приставка)
Документ-камера MimioView
Доска маркерная с антибликовым покрытием
Компьютер
Диски:
Арифметика – малышка
Четвертные, годовые и итоговые контрольные работы по математике
Сборник игр для тренировки логики и памяти
Арифметика для малышей
Занимательная геометрия
Учимся считать
Видеоуроки:
Понятие скорости, единицы скорости
Простые задачи на движение
Количественный счет предметов
Порядковый счет предметов
Числа 1,2,3,4,5
Числа 6,7,8,9
Геометрические фигуры
Устная нумерация в пределах 100
Конкретный смысл деления
Конкретный смысл умножения
Площадь
Площадь прямоугольника
Презентации:
Как писать цифры
Таблица умножения
Время совместной работы
Задачи 1 класс
Число 5
Счет до 20
Тренажер по математике
Устный счет в пределах 10
Устный счет до 20
Интернет-ресурсы:
Я иду на урок начальной школы. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok;
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». –Режим доступа: www.km.ru/ed;
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193;
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru;
Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf;
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа: [http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/];
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468];
Деятельностный метод в школе. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]
Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/].;
Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/].