Рабочая программа по алгебре в 9 классе по учебнику Макарычева
Рабочая программа по алгебре в 9 классе по учебнику Макарычева
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»;
Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №27»;
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №27» на 2015-2016 учебный год
Авторская рабочая программа по алгебре автора Н.Г.Миндюк - М.: Просвещение, 2011г.
Рабочая программа составлена на основе программы по алгебре автора Г.Н.Миндюк. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и др. - М.: Просвещение, 2011г. и сборника программ основного общего образования по математике Алгебра 7 - 9 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2010. Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета алгебра в 9 классе может проходить по двум вариантам: 1 вариант – 102 ч, 2 вариант – 136 ч. Школа с углубленным изучением английского языка в течение нескольких лет работает по 1 варианту. Поэтому рабочая программа соответствует примерному планированию авторской программы по 1 варианту: на 34 учебные недели –102 часа: по 3ч в неделю. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре в 9 классе по учебнику Макарычева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ
к учебнику «Алгебра», 9 класс авт. Ю.Н.Макарычев и др.
(для общеобразовательных учреждений),
программа для обучающихся 9 «абв» классов
МБОУ «СОШ с углубленным изучением английского
языка №27» г. Ангарска
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра, 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»;
Основная образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №27»;
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №27» на 2015-2016 учебный го
Авторская рабочая программа по алгебре автора Н.Г.Миндюк - М.: Просвещение, 2011г.
Рабочая программа составлена на основе программы по алгебре автора Г.Н.Миндюк. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и др. - М.: Просвещение, 2011г. и сборника программ основного общего образования по математике Алгебра 7 - 9 классы / Сост. Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2010. Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета алгебра в 9 классе может проходить по двум вариантам: 1 вариант – 102 ч, 2 вариант – 136 ч. Школа с углубленным изучением английского языка в течение нескольких лет работает по 1 варианту. Поэтому рабочая программа соответствует примерному планированию авторской программы по 1 варианту: на 34 учебные недели –102 часа: по 3ч в неделю. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение алгебры в 9 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по математике:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, ясность и точность мысли, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно–технического прогресса.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Изучение алгебры в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов: в направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
владение базовым понятийным аппаратом: овладение символьным языком алгебры, освоение основных фактов, способов, алгоритмов решения;
овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение: - выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления; проводить несложные практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; - использовать язык алгебры для составления моделей; задач с помощью уравнений и систем уравнений, выполнять чертежи, схемы по условию задач; - применять знания алгебры и математики для решения практических задач; - применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов; - точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения.
В ходе преподавания алгебры и работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Задачи курса:
-ввести понятия квадратного трехчлена, корня квадратного трехчлена, изучить формулу разложения квадратного трехчлена на множители;
- расширить сведения о свойствах функций, познакомить со свойствами и графиком квадратичной функции и степенной функции;
- систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной ;
- научить решать квадратичные неравенства;
- завершается изучение систем уравнений с двумя переменными;
- вводится понятие неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными;
- вводится понятие последовательности, изучается арифметическая и геометрическая прогрессии;
- ввести элементы комбинаторики и теории вероятностей.
краткая характеристика:
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики.В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметикапризвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра: Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия— один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В курсе алгебры 9 класса вырабатывается умение раскладывать квадратный трехчлен на множители; умение строить график функции у = ах2 + bх + с, умение указывать координаты вершины параболы, оси симметрии, направление ветвей; умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, промежутки, в которых функция сохраняет знак; умение решать неравенства вида ах2 + bх + с0 или ах2 + bх + с0; умение решать целые и дробно рациональные уравнения с одной переменной; умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; вырабатывается умение использовать индексное обозначение, которое используется при изучении арифметической и геометрической прогрессии; умение использовать комбинаторное правила умножения, которое используется при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний, умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
Результаты освоения курса (требования к уровню подготовки обучающихся):
-умения и навыки ученика:
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
-межпредметные связи, раскрытые в ходе изучения курса: физика, химия, геометрия.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 102 часа алгебры и 68 часов геометрии.
Количество учебных часов по темам, на которое рассчитана рабочая программа в сравнении с примерной программой выглядит следующим образом:
№
Содержание обучения
Кол-во часов по примерной программе
Кол-во часов по рабочей программе
1
Повторение
-
3
2
Квадратичная функция
22
21
3
Уравнения и неравенства с одной переменной
14
12
4
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
17
5
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
15
6
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
13
7
Повторение
21
21
8
Всего за год
102
102
Содержание рабочей программы
1. Квадратичная функция (21ч)
Функция. Свойства функций. Квадратный трёхчлен. Разложение его на множители. Квадратичная функция, её свойства и график. Степенная функция.
Основная цель – Расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (12ч)
Целые уравнения. Дробно – рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о целых и дробно – рациональных уравнениях, сформировать умение решать неравенства второй степени с одной переменной.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными(17ч)
Уравнения с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение системуравнений. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель – Выработать умение решать простейшие системы уравнений второй степени с двумя неизвестными, а также задачи с помощью составления таких систем.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n – го члена суммы n первых членов. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель – Дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как о числовых последовательностях особого вида. последовательностей.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13ч)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель – Ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и формулами для их подсчёта. Ввести понятие относительной частоты и вероятности случайного события.
6. Повторение (21ч)
Учебно-тематический план
№
Содержание
Всего час.
В том числе час.
теория
практика
контроль
1
Повторение
3
-
2
1
2
Квадратичная функция
21
9
10
2
3
Уравнения и неравенства с одной переменной
12
4
7
1
4
Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
6
10
1
5
Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
5
8
2
6
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
5
7
1
7
Повторение
21
-
19
2
8
Всего за год
102
29
63
10
Типы уроков и формы контроля
Классификация типов уроков происходит по признаку основной дидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, существуют такие типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом
УЗИМ - урок закрепления изученного материала
УПЗУ - урок применения знаний и умений
КУ - комбинированный урок
УКЗУ - урок контроля знаний и умений
УОСЗ - урок обобщения систематизации материала
Средства контроля
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, тем, так и всего курса алгебры в целом. Текущий контроль усвоения теоретической части материала осуществляется путем устного или письменного опроса. В ходе обучения математике в 9 классе предполагается плановый контроль за знаниями обучающихся. Система контрольных, проверочных, самостоятельных и тестовых работ отражена в календарно-тематическом планировании. Рабочей программой предусмотрено проведение 10 тематических контрольных работ, разноуровневые проверочные работы, работы в форме теста, итоговый тест за курс 9 класса. Также в течение года будут проводиться пробные аттестационные тестирования в формате ОГЭ
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Виды контроля и условные обозначения, используемые в КТП:
Вычислять значения функций, заданных формулами. Описывать свойства функции на основе их графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей.
Показывать схематически положение на координатной плоскости графики функций у = ах2, у = ах2 + n, у = а(х - m)2.
Строить график квадратичной функции, указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей параболы.
Изображать схематически график степенной функции с чётным и нечётным показателем степени.
Понимать смысл корня n-ой степени, иметь представление о нахождении значения такого корня.
4
09.09
Функция. Область определения
1
УОНМ
5
11.09
Функция. Область значений
1
УОНМ
6
14.09
Свойства функций
1
УЗИМ
7
16.09
Решение задач
1
УПЗУ
ПР
§ 2 Квадратный трёхчлен
4
8
18.09
Квадратный трёхчлен и его корни
1
УОНМ
9
21.09
Разложение квадратного трёхчлена на множители
1
УЗИМ
10
23.09
Решение задач
1
УПЗУ
ПР
11
25.09
Контрольная работа №1
1
УКЗУ
КР
§3 Квадратичная функция и её график
8
12
28.09
Функция у = ах2, её график и свойства
1
УОНМ
13
30.09
Построение графика функции у = ах2
1
УЗИМ
14
02.10
Функция у = ах2 + n, её график и свойства
1
КУ
15
05.10
Функция у = а(х - m)2, её график и свойства
1
КУ
16
07.10
Решение задач на построение и чтение графиков
1
УЗИМ
ПР
17
09.10
График квадратичной функции
1
УОНМ
18
12.10
Построение графика квадратичной функции
1
УЗИМ
19
14.10
Решение задач
1
УОСЗ
ПР
§4 Степенная функция
5
20
16.10
Функция у = хn
1
УОНМ
21
19.10
Свойства и график степенной функции
1
УЗИМ
22
21.10
Корень n – ой степени
1
УОНМ
23
23.10
Работа с корнями n – ой степени
1
КУ
24
26.10
Контрольная работа №2
1
УКЗУ
КР
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной
12
Решать уравнения третьей и четвёртой степени путём разложения на множители и с помощью введения новой переменной, решать биквадратные уравнения. Решать дробно – рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям.
Решать неравенства второй степени, используя графические представления. Использовать метод интервалов для решения несложных рациональных неравенств.
§5 Уравнения с одной переменной
5
25
28.10
Целое уравнение и его корни
1
УЗИМ
26
30.10
Решение целых уравнений
1
УПЗУ
ПР
27
09.11
Дробно – рациональные уравнения
1
УЗИМ
28
11.11
Решение дробно – рациональных уравнений
1
УПЗУ
29
13.11
Решение уравнений с одной переменной
1
КУ
ПР
§6 Неравенства с одной переменной
7
30
16.11
Неравенство второй степени с одной переменной
1
УОНМ
31
18.11
Решение неравенств второй степени
1
УЗИМ
32
20.11
Решение неравенств второй степени
1
КУ
ПР
33
23.11
Метод интервалов
1
УОНМ
34
25.11
Решение неравенств методом интервалов
1
УЗИМ
35
27.11
Решение неравенств методом интервалов
1
УОСЗ
36
30.11
Контрольная работа №3
1
УКЗУ
КР
Глава 3.Уравнения и неравенства с двумя переменными
17
Строить графики уравнений с двумя переменными в несложных случаях. Использовать их для графического решения уравнений с двумя переменными
Решать способом подстановки системы двух уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнение первой степени, другое – второй степени.
Решать текстовые задачи, используя в качестве математической модели систему уравнений с двумя переменными; решать составленную систему, интерпретировать результат.
§7 Уравнения с двумя переменными
10
37
02.12
Уравнение с двумя переменными и его график
1
УОНМ
38
04.12
Построение графика уравнения
1
УЗИМ
39
07.12
Графический способ решения систем уравнений
1
УПЗУ
40
09.12
Решение систем уравнений графически
1
КУ
41
11.12
Решение систем уравнений второй степени
1
КУ
ПР
42
14.12
Способ подстановки решения систем
1
УЗИМ
43
16.12
Решение систем уравнений
1
УПЗУ
44
18.12
Решение задач с помощью систем уравнений
1
КУ
45
21.12
Обобщение и систематизация знаний
1
УОСЗ
ПР
46
23.12
Решение задач
1
УОСЗ
§8 Неравенства с двумя переменными
7
47
25.12
Неравенства с двумя переменными
1
УОНМ
48
11.01
Графическое решение неравенства с двумя переменными
1
УЗИМ
49
13.01
Задание неравенств по условиям
1
УПЗУ
ПР
50
15.01
Системы неравенств с двумя переменными
1
УОНМ
51
18.01
Решение систем неравенств
1
УЗИМ
52
20.01
Решение задач
1
КУ
53
22.01
Контрольная работа №4
1
УКЗУ
КР
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии
15
Применять индексные обозначения для членов последовательности. Приводить примеры задания последовательности формулой n-ого члена и рекуррентной формулой.
Выводить формулы n – го члена арифметической и геометрической прогрессий, решать задачи с использованием этих форму. Доказывать характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессий.
Решать задачи на сложные проценты, используя при необходимости калькулятор.
§9 Арифметическая прогрессия
8
54
25.01
Последовательности
1
УОНМ
55
27.01
Способы задания последовательностей
1
УЗИМ
56
29.01
Арифметическая прогрессия
1
УОНМ
57
01.02
Формула n-го члена арифметической прогрессии
1
КУ
58
03.01
Решение задач
1
УПЗУ
ПР
59
05.02
Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии
1
УОНМ
60
08.02
Решение задач
1
УОСЗ
61
10.02
Контрольная работа №5
1
УКЗУ
КР
§10 Геометрическая прогрессия
7
62
12.02
Определение геометрической прогрессии
1
УОНМ
63
15.02
Формула n-го члена геометрической прогрессии
1
УЗИМ
64
17.02
Решение задач
1
УПЗУ
ПР
65
19.02
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии
1
УОНМ
66
20.02
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
1
УОНМ
67
24.02
Решение задач
1
УОСЗ
68
26.02
Контрольная работа №6
1
УКЗУ
КР
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
13
Выполнять перебор всевозможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения.
Распознавать задачи на вычисление числа перестановок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы.
Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий.
§11 Элементы комбинаторики
9
69
29.02
Примеры комбинаторных задач
1
УОНМ
70
02.03
Решение простейших задач
1
УЗИМ
71
04.03
Перестановки
1
УОНМ
72
05.03
Решение задач на перестановки
1
УЗИМ
73
09.03
Размещения
1
УОНМ
74
11.03
Решение задач на размещение
1
УЗИМ
75
14.03
Сочетания
1
УОНМ
76
16.03
Решение задач на сочетания
1
УЗИМ
77
18.03
Решение комбинаторных задач
1
УПЗУ
ПР
§12 Начальные сведения из теории вероятностей
4
78
21.03
Относительная частота случайного события
1
УОНМ
79
23.03
Вероятность равновозможных событий
1
УПЗУ
80
25.03
Нахождение вероятности события
1
УОСЗ
81
04.04
Контрольная работа №7
1
УКЗУ
КР
Глава 6. Повторение
21
82
06.04
Вычисления
1
УПЗУ
Обобщение и систематизация знаний по курсу алгебры 7-9 классов. Подготовка к сдаче ОГЭ по математике
Уметь вычислять значение выражений, содержащих рациональные и иррациональные числа;
Выполнять преобразования алгебраических выражений, в том числе содержащих степени и корни.
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства, их системы различными способами.
Решать текстовые задачи, задачи практического характера, задачи на проценты, задачи на теорию вероятности и статистику.
Применять свойства линейной, квадратичной, степенной функций при решении задач строить графики функций, описывать их свойства.
83
08.04
Вычисления
1
УПЗУ
84
11.04
Разложение на множители
1
КУ
85
13.04
Уравнения
1
УПЗУ
86
15.04
Уравнения
1
КУ
87
18.04
Системы уравнений
1
УПЗУ
88
20.04
Неравенства
1
УПЗУ
89
22.04
Неравенства
1
УПЗУ
90
25.04
Системы неравенств
1
УПЗУ
91
27.04
Степени
1
УПЗУ
92
29.04
Квадратные корни
1
УПЗУ
93
02.05
Проценты
1
УПЗУ
94
04.05
Проценты
1
КУ
95
06.05
Функции и графики
1
УПЗУ
96
11.05
Функции и графики
1
УПЗУ
97
13.05
Текстовые задачи
1
УПЗУ
98
16.05
Текстовые задачи
1
КУ
99
18.05
Текстовые задачи
1
КУ
100
20.05
Тест в формате ГИА
1
УКЗУ
ТЕСТ
101
23.05
Тест в формате ГИА
1
УКЗУ
ТЕСТ
102
25.05
Тест в формате ГИА
1
УКЗУ
ТЕСТ
Планируемые результаты изучения курса алгебры основного общего образования.
Рациональные числа.
Выпускник научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и
задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Выпускник получит возможность:
7) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
8) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
9) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа.
Выпускник научится:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
2) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой
практике;
3) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки.
1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:
2) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются
преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно
судить о погрешности приближения;
3) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и
алгебраическими дробями;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
6) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения
наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения.
Выпускник научится:
1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать
текстовые задачи алгебраическим методом;
3) применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя
переменными.
Выпускник получит возможность:
1) владеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения
разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
2) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Неравенства.
Выпускник научится:
1) понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
2) решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические
представления;
3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
4) разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных
математических задач и задач из смежных предметов, практики;
5) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Основные понятия. Числовые функции.
Выпускник научится:
1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять
функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков
изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Числовые последовательности.
Выпускник научится:
1) понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
2) применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессий, и аппарат, сформированный при изучении других
разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
3) решать комбинированные задачи с применением формул п-го члена и суммы первых п членов арифметической и геометрической
прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
4) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую
прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Описательная статистика.
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного
мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Случайные события и вероятность.
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе, с помощью компьютерного
моделирования, интерпретации их результатов.
Комбинаторика.
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики девятиклассник должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
Арифметика
уметь
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
решать линейные и квадратичные уравнения;
решать линейные неравенства, неравенства второй степени, рациональные неравенства, решать задачи, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями;
уметь преобразовывать выражения, содержащие корни степени n;
знать понятия синуса, косинуса тангенса и котангенса произвольного угла, решать, связанные с ними вычислительные задачи и выполнять тождественные преобразования простейших тригонометрических выражений;
уметь выполнять оценку результатов вычислений;
иметь понятие о комбинаторике и теории вероятности, уметь решать комбинаторные задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 9 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за учебный год. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Перечень литературы и учебно-методические средства обучения
1. Ю.Н.Макарычев и др. «Алгебра», 9 класс - учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2014
2. В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев и др. «Алгебра», 9 класс – дидактические материалы - М.: «Просвещение», 2012г.
3. Л.В. Кузнецова и др. «Алгебра» - сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе- М.: «Просвещение», 2011г.
4. С.С. Минаева и др. «Математика» - типовые текстовые задания для подготовки к ГИА – М: «Экзамен», 2010г.
5. Т.А. Корешкова и др. «Алгебра» - тренировочные задания для подготовки к ГИА – М: «Эксмо», 2010г.