Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 10 класс (по учебнику Мордковича)»
Муниципальное образование «Город Зверево»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 2
Приказ от 27.08.2014 г. № 152-ОД
__________________ Е.А. Подзорова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _____алгебре и началам анализа________________________________________
Уровень общего образования ______среднее общее , 10б______________________
Количество часов _____140 часов, 4 часа в неделю___________________________
Учитель _____Шурова Ольга Валентиновна ________________________________
Программа разработана на основе
_________примерной программы по алгебре _______________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального, общего и среднего общего образования»);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Образовательная программа МБОУ СОШ №2. Пр. 177-ОД от 01.09.2012 г.;
Примерная программа среднего общего образования по алгебре.
Цели изучения курса
Общие: обеспечение планируемых результатов по достижению учащимися целевых установок и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Региональные: получение информации о профориентационных приоритетах, традиционных для своей местности и региона, понимание тенденций в области занятости, состояния рынка труда, готовности к осознанному выбору востребованной профессии.
Школьные: создание условий для получения выпускниками МБОУ СОШ №2 качественного образования повышенного уровня, востребованного научно- образовательным комплексом города.
Специальные:
- освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира;
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, информатика и т.д.),
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников;
- развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;
- овладение не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями.
При изучении курса математики на профильном уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
формирование умения логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин;
развитие способности к преодолению трудностей.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа обеспечивает изучение математики на профильном уровне среднего (полного) общего образования, реализует компонент профильного образования с целью подготовки обучающихся к продолжению образования в вузах, обеспечивает преемственность курсов алгебры и начала анализа 10-11классов и курса алгебры 7-9 классов, основываясь на учебниках алгебры и алгебры и начала анализа А.Г. Мордковича.
Алгебра и начала анализа нацелены на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры и начал анализа подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей практической направленности, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения курса является получение школьниками конкретных знаний о функциях и их производных как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на профильном уровне на этапе среднего общего образования отводится 140 учебных часов из расчета 4 часа в неделю.
Принятые обозначения
РК
Работа контрольная
РС
Работа самостоятельная
ЗТ
Зачет теоретический
ЗИ
Зачет итоговый
Содержание учебного предмета
№
Тема
Кол-во часов
Содержание
1.
Числовые функции.
10
Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
2.
Тригонометрические функции.
32
Синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла. Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Формулы приведения. Функции:y=sinx; y=cosx; y=tgx; y=ctgx, их свойства и графики. Преобразование графиков тригонометрических функций.
3.
Тригонометрические уравнения
20
Простейшие тригонометрические уравнения. Решения тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс числа. Различные способы решения тригонометрических уравнений. Взаимно обратные функции. Область определения и область значений обратной функции.График обратной функции.
4.
Преобразование тригонометрических выражений
19
Основные тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух углов. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразования тригонометрических выражений.
5.
Производная
41
Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения и частного. Производные основных элементарных функций. Производные сложной и обратной функций. Вторая производная.Использование производных при решении уравнений и неравенств, текстовых, физических и геометрических задач. Применение производной к исследованию функций и построению графиков, нахождении наибольших и наименьших значений функций
6.
Повторение
18
Данный курс не предусматривает проведение лабораторных, практических работ и экскурсий, но включает создание проектных работобучающимися.
Темы проектной деятельности:
Функционально-графический подход к решению задач
Различные способы решения тригонометрических уравнений
Календарно-тематический план
Класс: 10б
№ урока
Дата
Кол-во часов
Тема
Содержание и виды учебной деятельности
Требование к результату
Виды контроля
Оборудование
Числовые функции. (10 часов)
1-3
01,03.04.
09
3
Определение числовой функции и способы её задания
Определение числовой функции и способы ее задания
Знать:определение числовой функции и способы ее задания
Уметь: решать задания по теме
РС
4-7
06.08,10.11.
09
4
Свойства функций
Свойства функций: область определения. Множество значений, честность, непрерывность, ограниченность, монотонность, выпуклость функций.
Знать:свойства функций
Уметь: применять свойства функции при выполнении заданий по теме.
понятие числовой окружности; множество чисел, соответствующих на числовой окружности точке;
Знать:понятие числовой окружности;
Уметь:записывать множество чисел, соответствующих на числовой окружности точке; находить на числовой окружности точку, соответствующую данному числу.
РС
Диск алгебра 10-11
13-14
22,24
09
2
Числовая окружность на координатной плоскости
числовая окружность на координатной плоскости; таблица значений;
Знать: понятие числовой окружности на координатной плоскости;
Уметь:составлять таблицу значений; находить на числовой окружности точки с конкретным значением абсциссы и ординаты, определять каким числам они соответствуют.
Уметь:выполнять задания по теме сумма бесконечной геометрической прогрессии
Работа по
карточкам
86-87
18,19
02
2
Предел функции.
Понятие предела функции на бесконечности, предела функции в точке.
Знать:понятие предела функции на бесконечности, предела функции в точке.
Уметь: находить пределы функции.
презентация
88-90
21,25,26
02
3
Определение производной.
Определение производной
Знать: определение производной; алгоритм отыскания производной
Уметь: находить производную по алгоритму
РС
Диск алгебра 10-11
91-94
28.02,02,04,05
03
4
Вычисление производных.
Вычисление производных
Знать:формулы дифференцирования.
Уметь: решать задачи на применение формул дифференцирования.
РС, ЗТ
95
07.03
1
Контрольная работа №6.
Проверка знаний, умений и навыков.
РК
96
11.03
1
Уравнение касательной к графику функции
Уравнение касательной к графику функции
Знать:алгоритм составления уравнения касательной к графику функции.
Уметь: составлять уравнение касательной к графику функции.
Работа с
тестами
97-102
С12.03
По21.03
6
Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы.
Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы
Знать:алгоритм исследования функции на монотонность и отыскания точек экстремума.
Уметь: исследовать функцию на монотонность и отыскание точек экстремума.
РС
Диск алгебра 10-11
103-107
С 30.03
По 06.04
5
Построение графиков функций.
Построение графиков функций
Знать: алгоритм исследования функции
Уметь:строить графики функций
РС
108-115
С08.04
По20.04
8
Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин.
Применение производной для нахождения наибольших и наименьших значений величин
Знать: алгоритм отыскания наименьшего и наибольшего значений.
Уметь:находить наибольшее и наименьшее значения непрерывной функции на промежутке.
РС, ЗТ
116
22.04
1
Контрольная работа №7.
Проверка знаний, умений и навыков.
РК
Повторение. (18 часов)
117-118
23,25.04
2
Числовые функции.
Числовые функции
РС
119-120
27,29
04
2
Тригонометрические функции
Знать: основные определения и формулы по теме.
Уметь:решать задания по теме.
Работа с
тестами
121-126
С30.04
по11.05
6
Тригонометрические уравнения
РС
127-130
13,14,16,18
05
4
Преобразования тригонометрических выражений.
РС
131-134
20.21,23,25
05
4
Производная
РС
135-136
27,28.05
2
Итоговая тестовая работа
Проверка знаний, умений и навыков.
РК
137
30.05
1
Анализ контрольной работы.
Несовпадение часов (разница 3 занятия) календарно-тематического планирования с 140 запланированными часами по учебному плану объясняется тем, что учебные занятия приходятся на праздничные дни: 23.02; 09.03; 09.05. Прохождение программного материала будет обеспечено за счет резервного времени.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список учебной и методической литературы
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа-10-11, учебник. М:. Мнемозина, 2011
Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа 10-11,задачник. М:. Мнемозина, 2011
ТульчинскаяЕ.Е., Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Контрольные работы. М. : Мнемозина, 2008
Александрова Л.А. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные работы. М. : Мнемозина, 2008
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. Методическое пособие для учителя. М. : Мнемозина, 2008
Дополнительная литература
1. ТульчинскаяЕ.Е., Мордкович А.Г. Тесты. М. : Мнемозина, 2008
2. П.В.Семёнов. ЕГЭ. Шаг за шагом. М. : Мнемозина, 2009
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Комплекты учебников, рекомендованных или допущенных министерством образования и науки Российской Федерации.
Дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников
Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся
Таблицы по математике, содержащие правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики, предоставляющие техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе, в форме тестового контроля).
В результате изучения математики на профильном уровне ученик должен
знать / понимать:
– значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
– идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
– значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
– универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
– различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике.
Числовые и буквенные выражения
уметь:
– выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
– применять понятия, связанные с делимостью целых чисел при решении математических задач;
– выполнять действия с числами, пользоваться геометрической интерпретацией действительных чисел, в простейших случаях находить корни уравнений с действительными коэффициентами;
– проводить преобразование числовых и буквенных выражений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
– определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
– строить графики изученных функций, выполнять преобразование графиков;
– описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;
– решать уравнения, системы уравнений, неравенства; используя свойства функций и их графические представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов.
Начала математического анализа
уметь:
– находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;
– вычислять производные элементарных функций, применяя правила вычисления производных, используя справочные материалы;
– исследовать функции и строить их графики с помощью производной;
– решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;
– решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– решения прикладных задач, в том числе на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа.
Уравнения и неравенства
уметь:
– решать тригонометрические уравнения;
– решать несложные неравенства;
– находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;
– решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– построения и исследования простейших математических моделей.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-работа выполнена полностью;
-в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе у-мений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
Допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
-неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного — двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Примерныйтекст итоговой работы
Упростите выражение
1) 1 2) 9 3) −9 4) −4.
Решите уравнение
1) 2) 3) 4)
Функция задана графиком. Укажите область определения этой функции.
1) 2) 3) 4)
Найдите производную функции .
1) 2) 3) 4) .
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции через его точку сабсциссой 1) 1 2) 2 3) 0 4) −1.
Часть В. При выполнении заданий этой части впишите ответ в строке «Ответ___».
Найдите значение выражения , если , Ответ_____________
Найдите точку максимума функции Ответ_____________
Функция задана на промежутке ( - 5;7). График ее производной изображен на рисунке. Найдите промежутки возрастания функции. В ответе укажите наибольшую из длин этих промежутков.
Ответ___________
Часть С.При выполнении заданий этой части запишите подробное решение и ответ на отдельном бланке.
Решите уравнение
При каких значениях параметра а функция возрастает на всей числовой прямой?