kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика" в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности обще интеллектуального направления 
«Живая математика» позволит создать условия для развития навыков решения алгебраических и геометрических задач.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика" в 9 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа №3



«Утверждаю»

И.о. директора МБОУ

Тацинская СОШ №3

Приказ от 31.08.2020 г № 95

_____________С.А.Бударин






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности обще интеллектуального направления

«Живая математика»


Уровень общего образования (класс)

Основного общего образования в 9 классе

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов в неделю – 1 ч., за год 34 часа

Учитель: Митрофанова Наталья Владимировна






2020-21 г.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Живая математика»:


Личностные:

1)сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность к самовыражению и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

2)сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3)сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, учебно-исследовательской деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;


Метапредметные:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

3) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

4) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

5) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
6) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
7) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
8) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

9) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

10) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

11) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;


Предметные:

  1. умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словестный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

  2. владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  3. умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;

  4. овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение стоить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

  5. овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

  6. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

  7. умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур;

  8. овладение методами решения геометрических задач (методом опорного элемента; методом площадей; методом введения вспомогательного параметра; методом восходящего анализа; методом подобия; методом дополнительного построения;

  9. умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.


В результате изучения курса «Живая математика» учащиеся должны знать / уметь:

• назначение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;

• широту и в то же время ограниченность применения математич. методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

• назначение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;

• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

• правильно анализировать условие задачи;

• выполнять грамотный чертеж к задаче;

• выбирать наиболее рациональный метод решения;

• в сложных задачах использовать вспомогательные задачи (задачи - спутники);

• логически обосновывать собственное мнение;

• использовать символический язык для записи решений геометрических задач;

• следить за мыслью собеседника; корректно вести дискуссию

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии;

  • решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;


решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • работать в группах;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного приобретения и применения знаний в различных ситуациях;

  • работать в группах;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • пользоваться предметными указателями энциклопедий и справочников для нахождения информации;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Содержание курса « Живая математика»:

    1. Математические задачи: способы и методы их решения – 1ч

Три основных метода решения геометрических задач: геометрический; алгебраический; комбинированный. Метод восходящего анализа. Анализ и синтез.Дополнительные методы и приемы решения задач. Анализ условия задачи, анализ решения задачи – этапы решения задачи.

I. Текстовые задачи

2. Задачи на движение -3 ч.
Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.

3. Задачи на совместную работу - 2 ч.
Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.

4. Задачи на проценты - 3 ч.
Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.

5. Задачи на смеси и сплавы - 3 ч.
Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.

6. Задачи на прогрессии - 1 ч.

Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

7. Нестандартные способы решения текстовых задач – 2 ч.
Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.

8. Комбинаторные задачи - 2 ч.

II. Геометрические задачи - 17 часов

9. Задачи на треугольник – 8 ч.

Обзор теоретического материала по теме. Решение задач с использованием методов:

  • метода опорного элемента, метода площадей;

  • метода введения вспомогательного параметра;

  • метода дополнительного построения:

а) проведение прямой параллельной или перпендикулярной одной из имеющихся на рисунке;

б) удвоение медианы треугольника;

в) проведение вспомогательной окружности;

г) проведение радиусов в точки касания окружности и прямой или двух окружностей;

  • использование свойства медиан, биссектрис и высот треугольника;

  • метода подобия;

  • применение тригонометрии (теоремы синусов и теоремы косинусов).

10. Задачи на четырехугольники – 7 ч.

Обзор теоретического материала по теме. Параллелограмм. Вписанные и описанные четырехугольники. Трапеция. Свойства трапеции определенного вида. Решение задач с использованием:

  • метода подобия;

  • метода опорного элемента;

  • метода площадей;

  • метода введения вспомогательного параметра;

  • свойств трапеции определенного вида;

  • метода дополнительного построения.

11. Задачи на окружности – 2 ч.

Вписанные и описанные окружности и их элементы. Дополнительные построения.

Защита проектов -1 ч.

Задания для самостоятельной работы учащихся

Работа с рекомендованной литературой.

Самостоятельное решение предложенных задач с последующим обсуждением вариантов решения.

Самостоятельный подбор задач по теме курса с использованием дополнительной математической литературы.

Самостоятельное конструирование задач по изучаемому курсу и их презентация.

Самоанализ когнитивной и креативной деятельности учащихся.



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Математические задачи: способы и методы их решения

1


Текстовые задачи

16

2.

Задачи на движение

3

3.

Задачи на совместную работу.

2

4.

Задачи на проценты

3

5.

Задачи на смеси и сплавы.

3

6.

Задачи на прогрессии.

1

7.

Нестандартные способы решения текстовых задач.

2

8.

Комбинаторные задачи

2


Геометрические задачи

17

9.

Задачи на треугольники

8

10.

Задачи на четырехугольники

7

11.

Задачи на окружности

2


Защита проектов

1


Итого

34



Примечание: С учетом праздничных дней в 9а классе - 23.02.21 и в 9б классе - 08.03.21, 03.05.21, 10.05.21 рабочую программу внеурочной деятельности «Живая математика» классе планируется реализовать за 31 час в 9а классе и за 32 часа в 9б классе.

Календарно-тематическое планирование курса «Живая математика» -9 класс

занятия

Дата



Тема занятия


Кол-во

часов


Характеристика деятельности

обучающегося


07.09

01.09

Математические задачи: способы и методы их решения

1

Умение пользоваться теоретическим и справочным материалом, спецификацией и кодификатором




Текстовые задачи

14


14.09

08.09

Задачи на равномерное движение.

1

Умение решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути.

21.09

15.09

Задачи на движение по реке.

1

Решать задачи на движение по воде.

28.09

22.09

Движение по кольцевым дорогам.

1

Решать задачи на движение по окружности.

05.10

29.09

Задачи на работу.

1

Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу.

12.10

06.10

Задачи на работу.

1

Решение задач на работу.

19.10

13.10

Задачи на планирование.

1

Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

26.10

20.10

Задачи на проценты.

1

Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа.

09.11

10.11

Простой и сложный процентный рост.

1

Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.

16.11

17.11

Задачи на смеси и сплавы.

1

Оперирование понятиями: масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы;

23.11

24.11

Задачи на смеси и сплавы.

1

Решение задач на смеси и сплавы;

30.11

01.12

Задачи на разбавление.

1

Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы;

07.12

08.12

Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

1

Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии;

14.12

15.12

Нестандартные методы решения задач.

1

Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные);

21.12

22.12

Комбинаторные задачи

1

Решение комбинаторных задач




Задачи на треугольники

7


28.12

29.12

Метод опорного элемента

1

Овладение методом опорного элемента для решения геометрических задач;

18.01

19.01

Метод площадей

1

Овладение методом площадей для решения геометрических задач;

25.01

26.01

Метод введения вспомогательного параметра

1

Овладение методом введения вспомогательного параметра для решения геометрических задач;

01.02

02.02

Метод дополнительного построения

1

Овладение методом дополнительного построения для решения геометрических задач;

08.02

09.02

Замечательные точки треугольника. Метод подобия

1

Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур; Овладение методом подобия для решения геометрических задач;

15.02

16.02

Применение тригонометрии


1

Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур и формулами тригонометрии;

22.02

(23.02)

02.03

Метод координат

1

Овладение методом координат для решения геометрических задач;




Задачи на четырехугольники

7


01.03

09.03

Решение задач с использованием свойств четырехугольников, трапеции определенного вида

1

Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур;

(08.03)

15.03

16.03

Метод подобия

1

Овладение методом подобия для решения геометрических задач;

22.03

06.04

Метод опорного элемента

1

Овладение методом опорного элемента для решения геометрических задач;

05.04

13.04

Метод площадей

1

Овладение методом площадей для решения геометрических задач;

12.04

20.04

Метод введения вспомогательного параметра

1

Овладение методом введения вспомогательного параметра для решения геометрических задач;

19.04

27.04

Метод дополнительного построения

1

Овладение методом дополнительного построения для решения геометрических задач;

26.04

04.05

Метод координат

1

Овладение методом координат для решения геометрических задач.




Задачи на окружности

2


(03.05)

(10.05)

11.05

Описанные окружности

1

Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур;

17.05

18.05

Вписанные окружности

1

Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур;

24.05

25.05

Защита проекта

1


Итого

32


Примечание: С учетом праздничных дней в 9а классе - 23.02.21 и в 9б классе - 08.03.21, 03.05.21, 10.05.21 рабочую программу внеурочной деятельности «Живая математика» классе планируется реализовать за 31 час в 9а классе и за 32 часа в 9б классе.

Формы организации учебных занятий по курсу:

  • лекция,

  • беседа,

  • практикум по решению задач,

  • тренировочные упражнения,

  • самостоятельная работа.

Основные виды учебной деятельности на занятиях:

  • решение занимательных задач;

  • участие в дистанционных математических олимпиадах,

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы;

  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (презентация, подборка задач из открытого банка ОГЭ, алгоритмы и схемы решения задач, лайфхаки к задачам, открытый урок и т.д.)


Планируемые результаты внеурочной деятельности

Учащиеся получат возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;

  • научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач;

  • использовать догадку, озарение, интуицию;

  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

Решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

  • работать в группах;

  • аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Протокол заседания

ШМО учителей предметов методического совета

естественно-математического цикла МБОУ Тацинской СОШ №3

от 27.08.2020 года №1 от 28.08.2020 года №1

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР

_________Т.В.Гринёва __________Н.Ю. Сизова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика" в 9 классе

Автор: Митрофанова Наталья Владимировна

Дата: 18.09.2020

Номер свидетельства: 557814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_dlia_uchashchikhsia_5_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "618492"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1669493537"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Живая математика" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia_programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_zhivaia_matematika_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "526270"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1573300490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика", 5 класс"
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zhivaia_matematika_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "497005"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548325982"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Наука и жизнь" "
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-nauka-i-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "143525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418555045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика", 5 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zhivaia_matematika_5_klass_1"
    ["file_id"] => string(6) "497006"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548326324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства