Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика" в 9 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика" в 9 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Живая математика» позволит создать условия для развития навыков решения алгебраических и геометрических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика" в 9 классе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
И.о. директора МБОУ
Тацинская СОШ №3
Приказ от 31.08.2020 г № 95
_____________С.А.Бударин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности обще интеллектуального направления
«Живая математика»
Уровень общего образования (класс)
Основного общего образования в 9 классе
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю – 1 ч., за год 34 часа
Учитель: Митрофанова Наталья Владимировна
2020-21 г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Живая математика»:
Личностные:
1)сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность к самовыражению и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2)сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3)сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
3) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
4) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
5) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 6) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 7) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 8) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
9) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
10) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
11) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словестный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение стоить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур;
овладение методами решения геометрических задач (методом опорного элемента; методом площадей; методом введения вспомогательного параметра; методом восходящего анализа; методом подобия; методом дополнительного построения;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
В результате изучения курса «Живая математика» учащиеся должны знать / уметь:
• назначение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
• широту и в то же время ограниченность применения математич. методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
• назначение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
• универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
• правильно анализировать условие задачи;
• выполнять грамотный чертеж к задаче;
• выбирать наиболее рациональный метод решения;
• в сложных задачах использовать вспомогательные задачи (задачи - спутники);
• логически обосновывать собственное мнение;
• использовать символический язык для записи решений геометрических задач;
• следить за мыслью собеседника; корректно вести дискуссию
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного приобретения и применения знаний в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметными указателями энциклопедий и справочников для нахождения информации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Содержание курса « Живая математика»:
Математические задачи: способы и методы их решения – 1ч
Три основных метода решения геометрических задач: геометрический; алгебраический; комбинированный. Метод восходящего анализа. Анализ и синтез.Дополнительные методы и приемы решения задач. Анализ условия задачи, анализ решения задачи – этапы решения задачи.
I.Текстовые задачи
2. Задачи на движение -3 ч. Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам. Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.
3. Задачи на совместную работу - 2 ч. Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.
4. Задачи на проценты - 3 ч. Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.
5. Задачи на смеси и сплавы - 3 ч. Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.
6. Задачи на прогрессии - 1 ч.
Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.
7. Нестандартные способы решения текстовых задач – 2 ч. Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.
8. Комбинаторные задачи - 2 ч.
II. Геометрические задачи - 17 часов
9. Задачи на треугольник – 8 ч.
Обзор теоретического материала по теме. Решение задач с использованием методов:
метода опорного элемента, метода площадей;
метода введения вспомогательного параметра;
метода дополнительного построения:
а) проведение прямой параллельной или перпендикулярной одной из имеющихся на рисунке;
б) удвоение медианы треугольника;
в) проведение вспомогательной окружности;
г) проведение радиусов в точки касания окружности и прямой или двух окружностей;
использование свойства медиан, биссектрис и высот треугольника;
метода подобия;
применение тригонометрии (теоремы синусов и теоремы косинусов).
10. Задачи на четырехугольники – 7 ч.
Обзор теоретического материала по теме. Параллелограмм. Вписанные и описанные четырехугольники. Трапеция. Свойства трапеции определенного вида. Решение задач с использованием:
метода подобия;
метода опорного элемента;
метода площадей;
метода введения вспомогательного параметра;
свойств трапеции определенного вида;
метода дополнительного построения.
11. Задачи на окружности – 2 ч.
Вписанные и описанные окружности и их элементы. Дополнительные построения.
Защита проектов -1 ч.
Задания для самостоятельной работы учащихся
Работа с рекомендованной литературой.
Самостоятельное решение предложенных задач с последующим обсуждением вариантов решения.
Самостоятельный подбор задач по теме курса с использованием дополнительной математической литературы.
Самостоятельное конструирование задач по изучаемому курсу и их презентация.
Самоанализ когнитивной и креативной деятельности учащихся.
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.
Математические задачи: способы и методы их решения
1
Текстовые задачи
16
2.
Задачи на движение
3
3.
Задачи на совместную работу.
2
4.
Задачи на проценты
3
5.
Задачи на смеси и сплавы.
3
6.
Задачи на прогрессии.
1
7.
Нестандартные способы решения текстовых задач.
2
8.
Комбинаторные задачи
2
Геометрические задачи
17
9.
Задачи на треугольники
8
10.
Задачи на четырехугольники
7
11.
Задачи на окружности
2
Защита проектов
1
Итого
34
Примечание: С учетом праздничных дней в 9а классе - 23.02.21 и в 9б классе - 08.03.21, 03.05.21, 10.05.21 рабочую программу внеурочной деятельности «Живая математика» классе планируется реализовать за 31 час в 9а классе и за 32 часа в 9б классе.
Календарно-тематическое планирование курса «Живая математика» -9 класс
№ занятия
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
обучающегося
9а
9б
07.09
01.09
Математические задачи: способы и методы их решения
1
Умение пользоваться теоретическим и справочным материалом, спецификацией и кодификатором
Текстовые задачи
14
14.09
08.09
Задачи на равномерное движение.
1
Умение решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути.
21.09
15.09
Задачи на движение по реке.
1
Решать задачи на движение по воде.
28.09
22.09
Движение по кольцевым дорогам.
1
Решать задачи на движение по окружности.
05.10
29.09
Задачи на работу.
1
Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу.
12.10
06.10
Задачи на работу.
1
Решение задач на работу.
19.10
13.10
Задачи на планирование.
1
Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.
26.10
20.10
Задачи на проценты.
1
Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа.
09.11
10.11
Простой и сложный процентный рост.
1
Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.
16.11
17.11
Задачи на смеси и сплавы.
1
Оперирование понятиями: масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы;
23.11
24.11
Задачи на смеси и сплавы.
1
Решение задач на смеси и сплавы;
30.11
01.12
Задачи на разбавление.
1
Применение алгоритма решения задач на смеси и сплавы;
07.12
08.12
Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.
1
Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии;
14.12
15.12
Нестандартные методы решения задач.
1
Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные);
21.12
22.12
Комбинаторные задачи
1
Решение комбинаторных задач
Задачи на треугольники
7
28.12
29.12
Метод опорного элемента
1
Овладение методом опорного элемента для решения геометрических задач;
18.01
19.01
Метод площадей
1
Овладение методом площадей для решения геометрических задач;
25.01
26.01
Метод введения вспомогательного параметра
1
Овладение методом введения вспомогательного параметра для решения геометрических задач;
01.02
02.02
Метод дополнительного построения
1
Овладение методом дополнительного построения для решения геометрических задач;
08.02
09.02
Замечательные точки треугольника. Метод подобия
1
Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур; Овладение методом подобия для решения геометрических задач;
15.02
16.02
Применение тригонометрии
1
Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур и формулами тригонометрии;
22.02
(23.02)
02.03
Метод координат
1
Овладение методом координат для решения геометрических задач;
Задачи на четырехугольники
7
01.03
09.03
Решение задач с использованием свойств четырехугольников, трапеции определенного вида
1
Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур;
(08.03)
15.03
16.03
Метод подобия
1
Овладение методом подобия для решения геометрических задач;
22.03
06.04
Метод опорного элемента
1
Овладение методом опорного элемента для решения геометрических задач;
05.04
13.04
Метод площадей
1
Овладение методом площадей для решения геометрических задач;
12.04
20.04
Метод введения вспомогательного параметра
1
Овладение методом введения вспомогательного параметра для решения геометрических задач;
19.04
27.04
Метод дополнительного построения
1
Овладение методом дополнительного построения для решения геометрических задач;
26.04
04.05
Метод координат
1
Овладение методом координат для решения геометрических задач.
Задачи на окружности
2
(03.05)
(10.05)
11.05
Описанные окружности
1
Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур;
17.05
18.05
Вписанные окружности
1
Умение пользоваться геометрическими определениями, теоремами и свойствами фигур;
24.05
25.05
Защита проекта
1
Итого
32
Примечание: С учетом праздничных дней в 9а классе - 23.02.21 и в 9б классе - 08.03.21, 03.05.21, 10.05.21 рабочую программу внеурочной деятельности «Живая математика» классе планируется реализовать за 31 час в 9а классе и за 32 часа в 9б классе.
Формы организации учебных занятий по курсу:
лекция,
беседа,
практикум по решению задач,
тренировочные упражнения,
самостоятельная работа.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
решение занимательных задач;
участие в дистанционных математических олимпиадах,
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности включает следующие критерии:
участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (презентация, подборка задач из открытого банка ОГЭ, алгоритмы и схемы решения задач, лайфхаки к задачам, открытый урок и т.д.)
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Учащиеся получат возможность:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач;
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
Решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей предметов методического совета
естественно-математического цикла МБОУ Тацинской СОШ №3