kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________________________

Н.В. Грязевой

«Рассмотрено»

на методическом объединении

классных руководителей Протокол №___ от «___»______ 2018г

______________________________

И.В. Алексеева

«Утверждаю»

Директор МБОУ КШ № 7

им. В.В. Кашкадамовой

___________________________

И.А. Маллямова



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска

«Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»


Авторская программа

внеурочной деятельности

для учащихся 5 Б класса

«Живая математика».




учитель математики и информатики Моисеева Е. С.


Ульяновск - 2018







Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Живая математика» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373 в ред.приказа от 29.12.2014г. №1643).

Цель дополнительного углубленного обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Известно, что человеку в его практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые в нестандартных условиях. Необходимо учиться находить пути к решению проблем. Развитию творческого мышления учащихся, делать «крупицы открытий» позволяют групповые занятия. Они создают условия для развития интеллекта и креативности каждого ученика. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.

Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают. 





Целями изучения данного курса внеурочной деятельности является:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления;

- формирование представлений о математических идеях и методах;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.




      1. Задачи:
    1. Обучающие задачи:
  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

  • учить быть критичными слушателями;

  • учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

  • учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

  • учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

  • демонстрировать высокий уровень предметных умений;

  • достигать более высоких показателей в основной учебе;

  • синтезировать знания.

        1. Развивающие задачи:

- повышать интерес к математике;

- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость

- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

          1. Воспитательные задачи:

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развивать пространственное воображение;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных межличностных отношений;

- формировать доброе отношение друг к другу.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Живая математика» дополняет программу учебной дисциплины «Математика». Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьников 5 классов.

Технологии, используемые при проведении занятий: дифференцированного (разноуровневого) обучения, игровые, обучения в сотрудничестве, ИКТ, проблемного обучения, системно-деятельностного подхода.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.











Методы и приемы обучения:

  • укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

  • знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

  • иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

  • индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением

  • решение классических и нетрадиционных задач

  • дидактические игры.

Программа кружка «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 5 классов, занятия проводятся 3 раз в неделю. Общее количество часов –39. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения кружка: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.

Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете. Курс ведет учитель математики.









Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

В ходе реализация программы кружка «Живая математика» обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • основные ключевые понятия по математике;

  • способы решения головоломок, ребусов;

  • о некоторых великих математиках и их достижениях;

  • о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;

уметь:

  • решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;

  • решать задачи на переливание жидкости;

  • правильно употреблять математические термины;

  • решать и составлять магические квадраты;

  • самостоятельно принимать решения, делать выводы.







Личностные и метапредметные результаты усвоения курса

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • ответственного отношения к учению, готовности и спо­собности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирования коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

  • формирования способности к эмоциональному вос­приятию математических объектов, задач, решений, рассуж­дений.

2) в метапредметном направлении

  • способности самостоятельно планировать альтернатив­ные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

  • способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • развития способности организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирования учебной и общепользовательской компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентностй);

  • первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

  • развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умения находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умения понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

  • умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  • понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  • способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.













  1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений).

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (средством формирования этих действий служит учебный материал и ориентированные на линии развития средствами предмета).




3. Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах).

Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты. Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.






Содержание программы курса «Живая математика»

1.Математические ребусы. 4 ч.

Ребус. Исторический экскурс. Что такое ребус? Как появились ребусы. Примеры ребусов. Правила разгадывания ребусов. Решение различных графических и арифметических ребусов: вставить пропущенные цифры в примерах; заполнить «лесенку цифр»; вставить пропущенные знаки в примерах.

  1. Геометрические головоломки. 4 ч.

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Лист Мебиуса. Веселая симметрия. Геометрические задачи со спичками.

Задачи на разрезание и перекраивание фигур, как задачи, развивающие мыслительную деятельность и воображение. Интересные факты и загадки в геометрии на примере Листа Мебиуса. Симметрия в окружающем мире. Построение симметричных фигур. Построение бордюров с помощью симметрии. Решение геометрических задач со спичками.

  1. Графы на плоскости. 5 ч.

Понятие графа. Исторический экскурс. Основные правила работы с простейшими графами. Задачи, решаемые с помощью графов.

Что такое граф? Леонард Эйлер, как основатель теории графов. Решение задач с помощью графов.


4. Логические задачи. 7 ч.

Логические задачи. Основные понятия. Решение логических задач с помощью таблиц. Круги Эйлера. Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

Задачи на переправы. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи как «гимнастика ума». Можно ли развивать логическое мышление и его значение? Различные логические задачи и способы их решения.

  1. Проектная деятельность «Газета любознательных». 2 ч.

В первую работу учащиеся включают те знания, которые получили по теме «Ребусы» и «Геометрические головоломки». Проектная работа состоит из двух часов: первый-работа над проектами в группах, второй-защита проектов, представление их другим учащимся. Возможна рефлексия: оценить понравившуюся работу стикером. Свою оценивать нельзя.

  1. Текстовые задачи. 4 ч.

Текстовые задачи на проценты. Метод «обратного хода». Примеры задач решаемых «с конца».

  1. Комбинаторные задачи. 7ч.

Исторический экскурс. Лейбниц и его роль в комбинаторике. Что такое комбинаторика? Перестановки. Правило умножения для комбинаторных задач. Принцип Дирихле. Решение простейших задач с использованием принципа Дирихле. Вероятность вокруг нас.

8. Проектная деятельность «Газета любознательных». 2 ч.

В первую работу учащиеся включают те знания, которые получили по теме «Ребусы» и «Геометрические головоломки». Проектная работа состоит из двух часов: первый-работа над проектами в группах, второй-защита проектов, представление их другим учащимся. Возможна рефлексия: оценить понравившуюся работу стикером. Свою оценивать нельзя.

9. Математические соревнования. 5 ч.

КВН. Математическое ралли. Математическая карусель. Учащиеся заранее делятся на две команды, выбирают капитана, название команды. Для КВН готовят приветственный номер и вопросы к команде соперников.













Календарно-тематическое планирование. 5 класс (38 часов)

№ урока

Название темы урока

Форма проведения

Кол-во

часов

Дата план

Дата

факт

  1. Раздел. Математические ребусы (3 часа)

Ребус. Исторический экскурс. Правила разгадывания ребусов.

Беседа - игра

1



Графические ребусы

Игра – путешествие

1



Арифметические ребусы

Игра – путешествие

1



2. Раздел. Геометрические головоломки ( 4 часа)

Задачи на разрезание и перекраивание фигур

Беседа-игра.

1



Лист Мебиуса

Беседа (презентация)

1



Веселая симметрия.

Игра-путешествие.

1



Геометрические задачи со спичками.

Беседа (презентация)

1



  1. Раздел. Графы на плоскости ( 5 часов)

Понятие графа. Исторический экскурс.

Виртуальная экскурсия

1



Основные правила работы с простейшими графами.

Виртуальная экскурсия

1



Задачи, решаемые с помощью графов

Беседа (презентация)

3



  1. Раздел. Логические задачи (7 часов)

Логические задачи. Основные понятия

Беседа



1



Решение логических задач с помощью таблиц

Виртуальная экскурсия

1



Круги Эйлера.

Беседа (презентация)

1



Решение логических задач с помощью кругов Эйлера

Виртуальная экскурсия

1



Задачи на переправы

Презентация

1



Задачи на переливание

Презентация

1



Задачи на взвешивание

Презентация

1



5.Раздел. Проектная деятельность (2 часа )

Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».

Проект

1



Выпуск второго номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».

Проект

1



6.Раздел. Текстовые задачи (4 часа)

Задачи, решаемые «с конца»

Беседа (презентация)

2



Занимательные задачи на проценты

Беседа (презентация)

2



7.Раздел. Комбинаторные задачи (7 часов)

Комбинаторика. Основные понятия

Беседа

1



Логика перебора.

Беседа (презентация)

1



Способ умножения для комбинаторных задач.

Беседа

1



Вероятность вокруг нас

Игра - путешествие

1



Принцип Дирихле. Исторический экскурс.

Беседа - игра

1



Решение простейших задач с использованием принципа Дирихле.

Виртуальная экскурсия

2



8.Раздел. Проектная деятельность (2 часа )

Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».

Проект

1



Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».

Проект

1



9.Раздел. Математические соревнования (4 часа)

КВН.

КВН.

2



Математическое ралли.

Квест

1



Математическая карусель.

Викторина

1











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

Автор: Моисеева Евгения Сергеевна

Дата: 26.11.2022

Номер свидетельства: 618492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Народные подвижные игры""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_dlia_2_klassa_narodnye_podvizhnye_i"
    ["file_id"] => string(6) "632419"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1685001333"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа внеурочной деятельности ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_ekologicheskaia_kultura_i_zdorove_c"
    ["file_id"] => string(6) "584139"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1624721784"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся 1 классов «В мире сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_1_klassov_v_mire"
    ["file_id"] => string(6) "480419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539324447"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика»"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_uvlekatelnaia_matematika"
    ["file_id"] => string(6) "559378"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602095452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства