Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов»
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_________________________
Н.В. Грязевой
«Рассмотрено»
на методическом объединении
классных руководителей Протокол №___ от «___»______ 2018г
______________________________
И.В. Алексеева
«Утверждаю»
Директор МБОУ КШ № 7
им. В.В. Кашкадамовой
___________________________
И.А. Маллямова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска
«Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»
Авторская программа
внеурочной деятельности
для учащихся 5 Б класса
«Живая математика».
учитель математики и информатики Моисеева Е. С.
Ульяновск - 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Живая математика» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373 в ред.приказа от 29.12.2014г. №1643).
Цель дополнительного углубленного обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Известно, что человеку в его практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые в нестандартных условиях. Необходимо учиться находить пути к решению проблем. Развитию творческого мышления учащихся, делать «крупицы открытий» позволяют групповые занятия. Они создают условия для развития интеллекта и креативности каждого ученика. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают.
Целями изучения данного курса внеурочной деятельности является:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления;
- формирование представлений о математических идеях и методах;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи: Обучающие задачи:
учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
учить быть критичными слушателями;
учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
демонстрировать высокий уровень предметных умений;
достигать более высоких показателей в основной учебе;
синтезировать знания.
Развивающие задачи:
- повышать интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
- воспитывать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Живая математика» дополняет программу учебной дисциплины «Математика». Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьников 5 классов.
Технологии, используемые при проведении занятий: дифференцированного (разноуровневого) обучения, игровые, обучения в сотрудничестве, ИКТ, проблемного обучения, системно-деятельностного подхода.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения:
укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
решение классических и нетрадиционных задач
дидактические игры.
Программа кружка «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 5 классов, занятия проводятся 3 раз в неделю. Общее количество часов –39. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения кружка: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.
Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете. Курс ведет учитель математики.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
В ходе реализация программы кружка «Живая математика» обучающиеся должны:
знать/понимать:
основные ключевые понятия по математике;
способы решения головоломок, ребусов;
о некоторых великих математиках и их достижениях;
о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;
уметь:
решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;
решать задачи на переливание жидкости;
правильно употреблять математические термины;
решать и составлять магические квадраты;
самостоятельно принимать решения, делать выводы.
Личностные и метапредметные результаты усвоения курса
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2) в метапредметном направлении
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностй);
первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений).
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (средством формирования этих действий служит учебный материал и ориентированные на линии развития средствами предмета).
3. Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах).
Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты. Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.
Содержание программы курса «Живая математика»
1.Математические ребусы. 4 ч.
Ребус. Исторический экскурс. Что такое ребус? Как появились ребусы. Примеры ребусов. Правила разгадывания ребусов. Решение различных графических и арифметических ребусов: вставить пропущенные цифры в примерах; заполнить «лесенку цифр»; вставить пропущенные знаки в примерах.
Геометрические головоломки. 4 ч.
Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Лист Мебиуса. Веселая симметрия. Геометрические задачи со спичками.
Задачи на разрезание и перекраивание фигур, как задачи, развивающие мыслительную деятельность и воображение. Интересные факты и загадки в геометрии на примере Листа Мебиуса. Симметрия в окружающем мире. Построение симметричных фигур. Построение бордюров с помощью симметрии. Решение геометрических задач со спичками.
Графы на плоскости. 5 ч.
Понятие графа. Исторический экскурс. Основные правила работы с простейшими графами. Задачи, решаемые с помощью графов.
Что такое граф? Леонард Эйлер, как основатель теории графов. Решение задач с помощью графов.
4.Логические задачи. 7 ч.
Логические задачи. Основные понятия. Решение логических задач с помощью таблиц. Круги Эйлера. Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.
Задачи на переправы. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи как «гимнастика ума». Можно ли развивать логическое мышление и его значение? Различные логические задачи и способы их решения.
Проектная деятельность «Газета любознательных». 2 ч.
В первую работу учащиеся включают те знания, которые получили по теме «Ребусы» и «Геометрические головоломки». Проектная работа состоит из двух часов: первый-работа над проектами в группах, второй-защита проектов, представление их другим учащимся. Возможна рефлексия: оценить понравившуюся работу стикером. Свою оценивать нельзя.
Текстовые задачи. 4 ч.
Текстовые задачи на проценты. Метод «обратного хода». Примеры задач решаемых «с конца».
Комбинаторные задачи. 7ч.
Исторический экскурс. Лейбниц и его роль в комбинаторике. Что такое комбинаторика? Перестановки. Правило умножения для комбинаторных задач. Принцип Дирихле. Решение простейших задач с использованием принципа Дирихле. Вероятность вокруг нас.
8. Проектная деятельность «Газета любознательных». 2 ч.
В первую работу учащиеся включают те знания, которые получили по теме «Ребусы» и «Геометрические головоломки». Проектная работа состоит из двух часов: первый-работа над проектами в группах, второй-защита проектов, представление их другим учащимся. Возможна рефлексия: оценить понравившуюся работу стикером. Свою оценивать нельзя.
9. Математические соревнования. 5 ч.
КВН. Математическое ралли. Математическая карусель. Учащиеся заранее делятся на две команды, выбирают капитана, название команды. Для КВН готовят приветственный номер и вопросы к команде соперников.
Календарно-тематическое планирование. 5 класс (38 часов)
№ урока
Название темы урока
Форма проведения
Кол-во
часов
Дата план
Дата
факт
Раздел. Математические ребусы (3 часа)
Ребус. Исторический экскурс. Правила разгадывания ребусов.
Беседа - игра
1
Графические ребусы
Игра – путешествие
1
Арифметические ребусы
Игра – путешествие
1
2. Раздел. Геометрические головоломки ( 4 часа)
Задачи на разрезание и перекраивание фигур
Беседа-игра.
1
Лист Мебиуса
Беседа (презентация)
1
Веселая симметрия.
Игра-путешествие.
1
Геометрические задачи со спичками.
Беседа (презентация)
1
Раздел. Графы на плоскости ( 5 часов)
Понятие графа. Исторический экскурс.
Виртуальная экскурсия
1
Основные правила работы с простейшими графами.
Виртуальная экскурсия
1
Задачи, решаемые с помощью графов
Беседа (презентация)
3
Раздел. Логические задачи (7 часов)
Логические задачи. Основные понятия
Беседа
1
Решение логических задач с помощью таблиц
Виртуальная экскурсия
1
Круги Эйлера.
Беседа (презентация)
1
Решение логических задач с помощью кругов Эйлера
Виртуальная экскурсия
1
Задачи на переправы
Презентация
1
Задачи на переливание
Презентация
1
Задачи на взвешивание
Презентация
1
5.Раздел. Проектная деятельность (2 часа )
Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».
Проект
1
Выпуск второго номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».
Проект
1
6.Раздел. Текстовые задачи (4 часа)
Задачи, решаемые «с конца»
Беседа (презентация)
2
Занимательные задачи на проценты
Беседа (презентация)
2
7.Раздел. Комбинаторные задачи (7 часов)
Комбинаторика. Основные понятия
Беседа
1
Логика перебора.
Беседа (презентация)
1
Способ умножения для комбинаторных задач.
Беседа
1
Вероятность вокруг нас
Игра - путешествие
1
Принцип Дирихле. Исторический экскурс.
Беседа - игра
1
Решение простейших задач с использованием принципа Дирихле.
Виртуальная экскурсия
2
8.Раздел. Проектная деятельность (2 часа )
Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».
Проект
1
Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».