kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "Живая математика".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов»

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________________________

Н.В. Грязевой

«Рассмотрено»

на методическом объединении

классных руководителей Протокол №___ от «___»______ 2018г

______________________________

И.В. Алексеева

«Утверждаю»

Директор МБОУ КШ № 7

им. В.В. Кашкадамовой

___________________________

И.А. Маллямова



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска

«Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»


Авторская программа

внеурочной деятельности

для учащихся 5 Б класса

«Живая математика».




учитель математики и информатики Моисеева Е. С.


Ульяновск - 2018







Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Живая математика» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373 в ред.приказа от 29.12.2014г. №1643).

Цель дополнительного углубленного обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Известно, что человеку в его практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые в нестандартных условиях. Необходимо учиться находить пути к решению проблем. Развитию творческого мышления учащихся, делать «крупицы открытий» позволяют групповые занятия. Они создают условия для развития интеллекта и креативности каждого ученика. Чтобы выполнить задания, ученик должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.

Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают. 





Целями изучения данного курса внеурочной деятельности является:

- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления;

- формирование представлений о математических идеях и методах;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.




      1. Задачи:
    1. Обучающие задачи:
  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

  • учить быть критичными слушателями;

  • учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

  • учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

  • учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

  • демонстрировать высокий уровень предметных умений;

  • достигать более высоких показателей в основной учебе;

  • синтезировать знания.

        1. Развивающие задачи:

- повышать интерес к математике;

- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

- развивать эмоциональную отзывчивость

- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

          1. Воспитательные задачи:

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;

развивать пространственное воображение;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

- воспитывать трудолюбие;

- формировать систему нравственных межличностных отношений;

- формировать доброе отношение друг к другу.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Живая математика» дополняет программу учебной дисциплины «Математика». Содержание программы соответствует познавательным возможностям обучающихся и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьников 5 классов.

Технологии, используемые при проведении занятий: дифференцированного (разноуровневого) обучения, игровые, обучения в сотрудничестве, ИКТ, проблемного обучения, системно-деятельностного подхода.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.











Методы и приемы обучения:

  • укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

  • знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

  • иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

  • индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением

  • решение классических и нетрадиционных задач

  • дидактические игры.

Программа кружка «Занимательная математика» предназначена для обучающихся 5 классов, занятия проводятся 3 раз в неделю. Общее количество часов –39. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения кружка: все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут.

Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете. Курс ведет учитель математики.









Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

В ходе реализация программы кружка «Живая математика» обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • основные ключевые понятия по математике;

  • способы решения головоломок, ребусов;

  • о некоторых великих математиках и их достижениях;

  • о некоторых областях применения математики в быту, науке, технике, искусстве;

уметь:

  • решать занимательные задачи, задачи повышенной трудности;

  • решать задачи на переливание жидкости;

  • правильно употреблять математические термины;

  • решать и составлять магические квадраты;

  • самостоятельно принимать решения, делать выводы.







Личностные и метапредметные результаты усвоения курса

Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • ответственного отношения к учению, готовности и спо­собности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирования коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

  • умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

  • формирования способности к эмоциональному вос­приятию математических объектов, задач, решений, рассуж­дений.

2) в метапредметном направлении

  • способности самостоятельно планировать альтернатив­ные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умения осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

  • способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • развития способности организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирования учебной и общепользовательской компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентностй);

  • первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

  • развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умения находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умения понимать и использовать математические сред­ства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

  • умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  • понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

  • способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.













  1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений).

2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, журналы, интернет, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (средством формирования этих действий служит учебный материал и ориентированные на линии развития средствами предмета).




3. Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога);

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) (средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах).

Реализуется безоценочная форма организации обучения. Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели: степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий; познавательная активность на занятиях: живость, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты. Косвенным показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.






Содержание программы курса «Живая математика»

1.Математические ребусы. 4 ч.

Ребус. Исторический экскурс. Что такое ребус? Как появились ребусы. Примеры ребусов. Правила разгадывания ребусов. Решение различных графических и арифметических ребусов: вставить пропущенные цифры в примерах; заполнить «лесенку цифр»; вставить пропущенные знаки в примерах.

  1. Геометрические головоломки. 4 ч.

Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Лист Мебиуса. Веселая симметрия. Геометрические задачи со спичками.

Задачи на разрезание и перекраивание фигур, как задачи, развивающие мыслительную деятельность и воображение. Интересные факты и загадки в геометрии на примере Листа Мебиуса. Симметрия в окружающем мире. Построение симметричных фигур. Построение бордюров с помощью симметрии. Решение геометрических задач со спичками.

  1. Графы на плоскости. 5 ч.

Понятие графа. Исторический экскурс. Основные правила работы с простейшими графами. Задачи, решаемые с помощью графов.

Что такое граф? Леонард Эйлер, как основатель теории графов. Решение задач с помощью графов.


4. Логические задачи. 7 ч.

Логические задачи. Основные понятия. Решение логических задач с помощью таблиц. Круги Эйлера. Решение логических задач с помощью кругов Эйлера.

Задачи на переправы. Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Логические задачи как «гимнастика ума». Можно ли развивать логическое мышление и его значение? Различные логические задачи и способы их решения.

  1. Проектная деятельность «Газета любознательных». 2 ч.

В первую работу учащиеся включают те знания, которые получили по теме «Ребусы» и «Геометрические головоломки». Проектная работа состоит из двух часов: первый-работа над проектами в группах, второй-защита проектов, представление их другим учащимся. Возможна рефлексия: оценить понравившуюся работу стикером. Свою оценивать нельзя.

  1. Текстовые задачи. 4 ч.

Текстовые задачи на проценты. Метод «обратного хода». Примеры задач решаемых «с конца».

  1. Комбинаторные задачи. 7ч.

Исторический экскурс. Лейбниц и его роль в комбинаторике. Что такое комбинаторика? Перестановки. Правило умножения для комбинаторных задач. Принцип Дирихле. Решение простейших задач с использованием принципа Дирихле. Вероятность вокруг нас.

8. Проектная деятельность «Газета любознательных». 2 ч.

В первую работу учащиеся включают те знания, которые получили по теме «Ребусы» и «Геометрические головоломки». Проектная работа состоит из двух часов: первый-работа над проектами в группах, второй-защита проектов, представление их другим учащимся. Возможна рефлексия: оценить понравившуюся работу стикером. Свою оценивать нельзя.

9. Математические соревнования. 5 ч.

КВН. Математическое ралли. Математическая карусель. Учащиеся заранее делятся на две команды, выбирают капитана, название команды. Для КВН готовят приветственный номер и вопросы к команде соперников.













Календарно-тематическое планирование. 5 класс (38 часов)

№ урока

Название темы урока

Форма проведения

Кол-во

часов

Дата план

Дата

факт

  1. Раздел. Математические ребусы (3 часа)

Ребус. Исторический экскурс. Правила разгадывания ребусов.

Беседа - игра

1



Графические ребусы

Игра – путешествие

1



Арифметические ребусы

Игра – путешествие

1



2. Раздел. Геометрические головоломки ( 4 часа)

Задачи на разрезание и перекраивание фигур

Беседа-игра.

1



Лист Мебиуса

Беседа (презентация)

1



Веселая симметрия.

Игра-путешествие.

1



Геометрические задачи со спичками.

Беседа (презентация)

1



  1. Раздел. Графы на плоскости ( 5 часов)

Понятие графа. Исторический экскурс.

Виртуальная экскурсия

1



Основные правила работы с простейшими графами.

Виртуальная экскурсия

1



Задачи, решаемые с помощью графов

Беседа (презентация)

3



  1. Раздел. Логические задачи (7 часов)

Логические задачи. Основные понятия

Беседа



1



Решение логических задач с помощью таблиц

Виртуальная экскурсия

1



Круги Эйлера.

Беседа (презентация)

1



Решение логических задач с помощью кругов Эйлера

Виртуальная экскурсия

1



Задачи на переправы

Презентация

1



Задачи на переливание

Презентация

1



Задачи на взвешивание

Презентация

1



5.Раздел. Проектная деятельность (2 часа )

Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».

Проект

1



Выпуск второго номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».

Проект

1



6.Раздел. Текстовые задачи (4 часа)

Задачи, решаемые «с конца»

Беседа (презентация)

2



Занимательные задачи на проценты

Беседа (презентация)

2



7.Раздел. Комбинаторные задачи (7 часов)

Комбинаторика. Основные понятия

Беседа

1



Логика перебора.

Беседа (презентация)

1



Способ умножения для комбинаторных задач.

Беседа

1



Вероятность вокруг нас

Игра - путешествие

1



Принцип Дирихле. Исторический экскурс.

Беседа - игра

1



Решение простейших задач с использованием принципа Дирихле.

Виртуальная экскурсия

2



8.Раздел. Проектная деятельность (2 часа )

Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».

Проект

1



Выпуск первого номера стенгазеты. Проектная деятельность «Газета любознательные».

Проект

1



9.Раздел. Математические соревнования (4 часа)

КВН.

КВН.

2



Математическое ралли.

Квест

1



Математическая карусель.

Викторина

1











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

Автор: Моисеева Евгения Сергеевна

Дата: 26.11.2022

Номер свидетельства: 618492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Народные подвижные игры""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_dlia_2_klassa_narodnye_podvizhnye_i"
    ["file_id"] => string(6) "632419"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1685001333"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа внеурочной деятельности ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_ekologicheskaia_kultura_i_zdorove_c"
    ["file_id"] => string(6) "584139"
    ["category_seo"] => string(9) "ekologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1624721784"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся 1 классов «В мире сказок»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_1_klassov_v_mire"
    ["file_id"] => string(6) "480419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1539324447"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика»"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_uvlekatelnaia_matematika"
    ["file_id"] => string(6) "559378"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602095452"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства