Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса математика для 2 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования РФ от 06.09.2009 г. № 373 и с учётом последних изменений: приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. и приказ от 31.12.2015 г. № 1576.
Программа составлена на основе примерной программы: «Математика», авторы: М.И.Моро и др. (Сборник рабочих программ «Школа России», М., Просвещение, 2016 г.)
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Математика. 2 кл.», авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова -М.: Просвещение 2017 г.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс математики 2 класса направлен на достижение следующих целей:
---развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
---освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
---воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
---обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
---создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
---развитие творческих возможностей учащихся;
---формирование и развитие познавательных интересов.
Количество учебных часов в год – 136 ч, в неделю – 4ч
Тематическое планирование
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Числа от 1 до 100. Нумерация.
17
Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.
71
Умножение и деление чисел от 1 до 100.
17
Табличное умножение и деление.
21
Повторение.
10
Итого:
136
Содержание тем учебного курса 2 класс (140 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (17 ч)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношения между ними.
Длина ломаной. Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты (набор и размен).Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (71 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8 способом подбора. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (38ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (10 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ
№
п/п
Тема урока
(страницы учебника)
Дата проведения
Домашнее задание
План
Факт
«Числа от 1 до 100. Нумерация» (17 ч)
Числа от 1 до 20. С.4
Числа от 1 до 20. С.5
С.5 № 5, 8
Десяток. Счёт десятками до 100. С.6-7
С.6 № 4
Устная нумерация чисел от 11 до 100. С.7
С. 7 № 4,5
Письменная нумерация чисел до 100. С. 8
Однозначные и двузначные числа. С.9
С. 9 № 5(2). № 6
Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 20».
Работа над ошибками. С.11 Миллиметр
С. 10
Наименьшее трёхзначное число. Сотня. С.12
С. 12 № 7, 9
Метр. Таблица единиц длины. С. 13
С. 13 № 5,6
Сложение и вычитание вида 30+5, 35-30, 35-5. С.14
С. 14 № 4,6
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. С.15
Единицы стоимости. Рубль. Копейка. С.16
С. 16 № 6,8
Единицы стоимости. Рубль. Копейка. С.17
С. 21 № 9 №11
« Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера
С. 23-25
Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились.»
Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения».
«Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»(71 ч)
Обратные задачи. С. 26
С. 26 № 4,5
Сумма и разность отрезков. С.27
С.27 № 6,7
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. С.28
С.28 № 4,5
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. С.29
Закрепление изученного. Решение задач. С.30
С. 30 № 5 № 7
Час. Минута. С.31
С. 31 № 4,5
Длина ломаной. С.32-33
С.33 №6, 7
Закрепление. Решение задач. С.34-35
Порядок выполнения действий. Скобки. С.38-39
С.39 № 6,8
Числовые выражения. С.40
Сравнение числовых выражений. С.41
С. 41 №4,5
Периметр многоугольника. С.42-43
С. 43 № 5,6
Свойства сложения. Обобщение изученного С.43
С.45 №5,7
Контрольная работа «Числа от 1 до 100».
Работа над ошибками.
Свойства сложения. Закрепление. С.46-47
С.47 №1,6
Обобщение. Нумерация чисел от 1 до 100. С.52-56
С.55 №.23,27
Подготовка к изучению устных приёмов вычислений. С.57
С.57 №5,6(1)
Приёмы вычислений вида 36+2, 36+20. С.58
Приёмы вычислений вида 36-2, 36-20. С.59
С.59 №3(1), 6
Приёмы вычислений вида 26+4. С.60
С.60 №4,7
.
Приёмы вычислений вида 30-7. С.61
С.61 №7,8
Приёмы вычислений вида 60-24. Самостоятельная работа. С.62
С. 62
Решение задач на нахождение суммы. С.63
С.63 №3(2), 4
Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого. С.64
Закрепление. Решение задач. С.65
С.65 №3,6
Приём сложения вида 26+7. С.66
С.66 №4,6
Приёмы вычитания вида 35-7. С.67
С.67 №4,7
Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания. С.68
Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания. С.69
С.69 №6,7
«Странички для любознательных» - задания творческого и поискового характера
Буквенные выражения. С.76-77
Буквенные выражения. С.78
С.78 №5,8
Закрепление изученного. С.79
С.79 №2(2), 4
Уравнение. С.80-81
С.81 №5,7
Уравнение. С.82
Закрепление изученного. С.83
С.83 №2,5
Проверка сложения. С.84-85
С.85 №6,7
Контрольная работа по теме «Устное и письменное сложение и вычитание в пределах 100».
Работа над ошибками
Проверка вычитания. С.86-87
С. 87 №5,6
Закрепление изученного. С.88-89
С.89 №2,4
Закрепление решения уравнений. С.90-91
С.90 №8,11
Обобщающий урок С.92-93
«Сложение и вычитание чисел от 1 до 100. Письменные вычисления» (2 часть)
Письменный приём сложения вида 45+23.С.4
С.4 №3,2
Письменный приём вычитания вида 57-26. С.5
Проверка сложения и вычитания. С.6
С.6 №6,8
Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. С.7
С.7 №7,8
Угол. Виды углов. С.8-9
С.9 №6,7
Решение задач. С.10-11
Письменный приём сложения вида 37+48. С.12
С.12 №4,6
Письменный приём сложения вида 37+53. С.13
С.13 №4,6
Прямоугольник. С.14
С.14 №4,6
Прямоугольник. С.15
Сложение вида 87+13. С.16
С.16 №4,7
Закрепление изученного. Решение задач. С.17
С.17 №5,7
Вычисления вида 32+8, 40-8. С.18
С.18 №3,4
Вычитание вида 50-24. С.19
Закрепление приёмов вычитания и сложения. С.23-24
С.24 №20,21
Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. С.25-26
Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. С.27-28
С.27 №41,42
Контрольная работа «Письменные приёмы сложения и вычитания».
Работа над ошибками
Вычитание вида 52-24. С.29
С.29 №3,5
Повторение письменных приемов сложения и вычитания. С.30-31
С.31 №3,7(1стр)
Свойство противоположных сторон прямоугольника. С.32-33
Квадрат. С.34
С.34 №5, 6(2)
Закрепление. Квадрат. С.35
С.35 №3(2), 4
Закрепление пройденного материала. С.40-45
С.40 №4(1ст.), 10
Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100».
Работа над ошибками.
С.44 №29, 32
«Умножение и деление» (17 ч)
Конкретный смысл действия умножения. С.48
С.48 №3,5
Конкретный смысл действия умножения. С.49
С.49 №4,7
Вычисление результата умножения с помощью сложения.с.50
Задачи на умножение. С.51
С.51 №3,7
Периметр прямоугольника. С.52
С.52 №5(1), 8
Умножение нуля и единицы. С.53
С.53 №5,6
Названия компонентов и результата умножения. С.54
С.54 №5,7
Закрепление изученного. Решение задач. С.55
Переместительное свойство умножения. С.56
С.56 №4,7
Закрепление темы «Переместительное свойство умножения». С.57
С.57 №4(1), 5
1
Конкретный смысл действия деления. С.58
С.58 №4,6
1
Решение задач на деление. С.59
С.59 №4,6
1
Повторение темы «Решение задач на деление». С.60
С.60 №3,6
1
Названия компонентов и результата деления С.62
С.62 №5,8
1
Умножение и деление. Закрепление С.63-70
С.69 №40,41
Контрольная работа по теме «Умножение и деление».
Работа над ошибками
«Табличное умножение и деление» (21 ч)
1
Связь между компонентами и результатом умножения. С.72
С.69 №29,42
1
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. С.73
С.73 №6,8
1
Приёмы умножения и деления на 10. С.74
С.74 №4,6
1
Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». С.75
С.75 №5,7
1
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. С.76-77
С.77 №4,7
Проверим себя и оценим свои достижения
Умножение числа 2 и на 2. С.80
С.80 №4,6
1
Приёмы умножения числа 2 и на 2. С.81
С.81 №3(2),7
1
Приёмы умножения числа 2. С.82
С.82 №4,6
1
Деление на 2. С.83
С.83 №3,5
1
Приёмы деления на 2. С.84
С.84 №4,6
1
Закрепление изученного. Решение задач. С.85-89
С.89 №9,12
1
Умножение числа 3 и на 3. С.90
С.90 №3,6
1
Приёмы умножения числа 3 и на 3. С.91
С.91 №5,6
1
Деление на 3. С.92
С.92 №4,5
1
Приёмы деления на 3. С.93
С.93 №5,6
1
Закрепление изученного. Решение задач. С.94-99
С.94 №8,10
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3».
Работа над ошибками
«Странички для любознательных.» - задания творческого и поискового характера.
Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились»
«Повторение» (10 ч)
Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились»
Повторение пройденного « Что узнали. Чему научились.»
Нумерация чисел от 1 до 100.
Равенства , неравенства, уравнения.
Таблица сложения.
Решение задач
Единицы времени, массы, длины.
Контрольная работа по теме: « Числа от 1 до 100».
Работа над ошибками.
Повторение пройденного материала.
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению; самостоятельность мышления; заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; адекватное оценивание результатов своей деятельности; умение работать в информационной среде; способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до её завершения; проверить прочность усвоения материала курса математики первого класса; активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; умение преобразовывать величины, знание разрядного состава числа, умение решать задачи; владение основными методами познания окружающего мира (моделирование); владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса в е обсуждении математических проблем; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах; готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД: работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; использование знаково-символического средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладение основами математической речи; определять эффективные способы достижения результата, считать десятки и единицы, называть числа; ставить новые учебные задачи, выполнять задания творческого и практического характера; ставить новые учебные задачи, выполнять задания творческого и практического характера; умение отличать прямой угол от тупого и острого при помощи модели прямого угла, складывать и вычитать двузначные числа в столбик (без перехода через десяток); умение воспроизводить по памяти результаты табличного умножения однозначных чисел.
Регулятивные УУД: пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом; сравнивать числа; контролировать свою деятельность; обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера; собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами, сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах; актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур); моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости, планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения; прогнозировать результат решения; контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами, оценивать правильность предъявленных вычислений; сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам; распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию сопоставлять множества предметов по их численностям (путём сопоставления пар предметов); конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность; моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи; переводить информацию из текстовой формы в табличную.
Коммуникативные УУД: владение основными методами познания окружающего мира (анализ); готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде; активное использование математической речидля решения разнообразных коммуникативных задач; выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работы с моделями); понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов решения; создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств; определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Знания и умения по математике к концу 2 класса.
Знать/уметь: ---названия и последовательность чисел от 1 до 100;
---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
---правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---названия и обозначение действий умножения и деления.
Умения:---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
---находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Общеучебные умения и навыки:
I.Организация учебного труда.
---Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
---Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации.
---Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
III. Культура устной и письменной речи.
---Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
IV. Мыслительные умения.
---Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
---Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
---Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
---На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
---Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
---Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
---Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Литература
М.И.Моро. Математика: учебник для 2 класса: в 2 частях - М.: Просвещение, 2016
В.Н.Рудницкая. Тесты по математике: 1-4 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 2 класс. В 2-х частях» - М.: «Экзамен», 2016
Математика Электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика» (CD)
Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по мтематике к УМК М.И.Моро и др.(«Школа России»); Москва; «ВАКО»; 2015.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Просвещение.
Никифорова В. В. Считай, смекай, отгадывай: Сборник заданий для развития творческих способностей. ГГПИ, 2008.
Ордынкина И. С. Степанова С. В. Уроки в начальной школе 1 класс: Пособия для учителя, приложение к журналу «Начальная школа» М. 2005
Остер Г.Б. Задачник (Ненаглядное пособие по математике) М.: Росмэн, 20131994.
Степанова С.Ю. Контрольные работы по математике
Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. Книга для учителя. М.: Просвещение
Логические игры и задачи/ Сост. Г. Голубкова. М.: АСТ- Пресс Книга. 2005