Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 6 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Климоуцевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена
На заседании МО:
Протокол № ___ от «___» ___________ 2022 г.
Руководитель МО:
________ Геращенко Л.В.
Согласована
Заместитель директора школы по УВР МОУ Климоуцевской СОШ:
_____________ Афанасьева Г.В.
«____» ______________ 2022 г
Утверждена
Директор МОУ Климоуцевской СОШ
____________ Пашкин А.А
Приказ .№___от
«___» _______________2022 г
Рабочая программа учебного курса
по математике для 6 класса
на 2022 – 2023 учебный год
Разработала:
учитель математики
Халиманова Наталья Михайловна
первая квалификационная категория
с.Климоуцы
2022 год
Данную рабочую программу реализуют следующий учебник:
Математика. Арифметика. Геометрия, (6 класс Учебник для общеобразоват. учреждений. Авт. Е.А. Бунимович и др.
В основу серии УМК «Сферы» положена идея организации учебно-воспитательного процесса в информационно-образовательной среде, которая представляет собой систему взаимосвязанных компонентов учебно-методического комплекта на бумажных и электронных носителях.
УМК по каждому классу включает:
• учебник, содержащий как основной теоретический материал, так и представительную систему упражнений, задающую парадигму практической составляющей курса;
• электронное приложение, включающее всю систему текстов и заданий учебника, а также дополнительную интерактивную конструкторскую среду, создающую принципиально новые возможности при изучении математики, как школьного предмета, недоступные без использования современных компьютерных технологий.
• тетрадь-тренажёр, предназначенную для целенаправленного формирования познавательной учебной деятельности;
• задачник, содержащий набор задач и упражнений, как базового, так и повышенного уровней, для организации дифференцированной работы с учащимися;
• тетрадь-экзаменатор, содержащую материалы для тематического и итогового контроля знаний учащихся;
• методическое пособие, раскрывающее содержание и основные методические идеи курса и содержащее рекомендации по планированию и организации учебного процесса;
Кроме того, на сайте интернет-поддержки УМК «Сферы» www.spheres.ru имеется страничка данного УМК.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение алгебры дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
в предметном направлении:
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение стандартными приёмами решения линейных и рациональных уравнений; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений;
сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей;
умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Учитывая специфику класса, в преподаванииуделяется должное внимание личностным и метапредметным (познавательным, коммуникативным и регулятивным) учебным действиям, например, таким как:
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки;
владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
развернутое обоснование суждения, умение давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
свободно работать с текстами публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику;
навыки редактирования текста, создания собственного текста;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
объективное оценивание своих учебных достижений;
навыки организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения;
конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА
Арифметика
Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.
Степень с натуральным показателем.
Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Делители и кратные. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты; нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение; выражение отношения в процентах.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Множество целых чисел. Множество
рациональных чисел; рациональное число как отношение m/n,
где m — целое число, n — натуральное. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.
Координатная прямая; изображение чисел точками координатной прямой.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Приближённое значение величины. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Элементы алгебры
Использование букв для обозначения чисел, для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения букв в выражении.
Уравнение; корень уравнения. Нахождение неизвестныхкомпонентов арифметических действий. Примеры решения текстовых задач с помощью уравнений.
Декартовы координаты на плоскости. Построение точки m
координатам, определение координат точки на плоскости.
Описательная статистика. Комбинаторика
Представление данных в виде таблиц, диаграмм.
Решение комбинаторных задач перебором вариантов.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Логика и множества
Множество, элемент множества. Задание множества перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна.
Пример и контрпример.
Тематическое распределение количества часов
6 класса
№ п/п
Раздел темы
Количество часов
Вводное повторение
3
Дроби и проценты
20
Прямые на плоскости и в пространстве
7
Десятичные дроби
9
Действия с десятичными дробями
27
Окружность
9
Отношения и проценты
17
Выражения, формулы, уравнения
15
Симметрия
8
Целые числа
13
Рациональные числа
17
Многоугольники и многогранники
9
Множества. Комбинаторика.
8
Повторение
8
Итого
170
Календарно – тематическое планирование по математике 6 класс
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
План
Факт
Вводное повторение 3
1/1
Повторение. Порядок выполнения действий.
1
01.09
2/2
Повторение. Решение текстовых задач
1
02.09
3/3
Входная контрольная работа.
1
05.09
Глава 1. Дроби и проценты 20
4/1
Дробь, числитель и знаменатель дроби. Основное свойство дроби.
1
06.09
5/2
Приведение дроби к новому знаменателю
1
07.09
6/3
Сравнение дробей
1
08.09
7/4
Вычисления с дробями. Правила действий с дробями: сложение и вычитание дробей
1
09.09
8/5
Вычисления с дробями. Правила действий с дробями: умножение и деление дробей
1
12.09
9/6
Задачи на совместную работу
1
13.09
10/7
Многоэтажные дроби
1
14.09
11/8
Нахождение части от числа
1
15.09
12/9
Нахождение числа по его части
1
16.09
13/10
Какую часть одно число составляет от другого.
1
19.09
14/11
Разные задачи на дроби
1
20.09
15/12
Понятие «процента»
1
21.09
16/13
Решение задач на нахождение процента от величины
1
22.09
17/14
Решение задач на увеличение величины на несколько процентов
1
23.09
18/15
Задачи на проценты
1
26.09
19/16
Задачи на проценты
1
27.09
20/17
Столбчатые диаграммы
1
28.09
21/18
Круговые диаграммы
1
29.09
22/19
Обобщающий урок по теме: «Дроби и проценты». Подготовка к к/р
1
30.09
23/20
Контрольная работа № 1 по теме: «Дроби и проценты»
1
03.10
Глава 2. Прямые на плоскости и в пространстве 7
24/1
Пересекающиеся прямые: вертикальные углы, перпендикулярные прямые. Работа над ошибками
1
04.10
25/2
Смежные углы
1
05.10
26/3
Параллельные прямые
1
06.10
27/4
Параллельность в многоугольниках.
Прямые в пространстве.
1
07.10
28/5
Расстояние: между двумя точками, от точки до фигуры, между параллельными прямыми, от точки до плоскости.
1
10.10
29/6
Обобщающий урок по теме: «Прямые на плоскости и в пространстве».
1
11.10
30/7
Тест по теме: «Прямые на плоскости и в пространстве».
1
12.10
Глава 3. Десятичные дроби 9
31/1
Десятичная запись дробей. Переход от одной формы записи к другой. Работа над ошибками
1
13.10
32/2
Изображение десятичных дробей точками координатной прямой
1
14.10
33/3
Десятичные дроби и метрическая система мер
1
17.10
34/4
Признак обратимости обыкновенной дроби в десятичную
1
18.10
35/5
Десятичные представления некоторых обыкновенных дробей. Выражение величин дробями