Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОНУФРИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
(МОУ «Онуфриевская СОШ»)
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
_______________О.Н. Костамарова
«___» ______________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
(базовый уровень)
2019 – 2020 учебный год
5 класс
Учитель Баланова Людмила Викторовна
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей
математики, физики и ИКТ
заместитель директора по УР
О.С. Кондратова ________________
Протокол №____ от __ . __ . 2019 г.
«______»___________________2019г.
с. Онуфриево
2019г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644).; с Положением о рабочей программе педагога МОУ «Онуфриевская СОШ» по учебному предмету, курсу, внеурочной деятельности.
Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе:
-авторской программой Никольского С.М. по математике - Сборник рабочих программ. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2016.
-примерной программы основного общего образования по математике. «Математика 5 класс», 2018;
Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует учебному плану МОУ «Онуфриевская средняя общеобразовательная школа»: 170 часов в год (5 часов в неделю).
Рабочая программа реализуется через учебник «Математика» для 5 класса (Авторы: С.М. Никольский, М.К. Попов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин). Москва, «Просвещение». 2017 год.).
2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
независимость и критичность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели;
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаруженияотклонений и отличий от эталона;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующихим действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные УУД:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
Арифметика. Натуральные числа. Дроби.
Ученик научится:
понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием степени числа; вычислять значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем; применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
оперировать понятием обыкновенной дроби;
выполнять вычисления с обыкновенными дробями;
решать текстовые задачи арифметическим способом;
применять вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора нужных данных или поиска недостающих.
Ученик получит возможность:
проводить несложные доказательные рассуждения;
исследовать числовые закономерности и устанавливать свойства чисел на основе наблюдения, проведения числового эксперимента;
интерпретировать ответ задачи в соответствии с поставленным вопросом.
Ученик получит возможность:
использовать в ходе решения задач представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Алгебра. Алгебраические выражения. Уравнения.
Ученик научится:
использовать буквы для записи общих утверждений (например, свойств арифметических действий, свойств нуля при умножении), правил, формул; оперировать понятием «буквенное выражение»;
осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»; выполнять стандартные процедуры на координатной прямой: строить точки по заданным координатам, находить координаты отмеченных точек.
Ученик получит возможность:
приобрести начальный опыт работы с формулами: вычислять по формулам, в том числе используемым в реальной практике;
Вероятность и статистика. Описательная статистика.
Ученик научится:
работать с информацией, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы.
Ученик получит возможность:
понять, что одну и ту же информацию можно представить в разной форме (в виде таблиц или диаграмм), и выбрать для её интерпретации более наглядное представление.
Геометрия. Наглядная геометрия.
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;
распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пространственные геометрические фигуры, описывать их, используя геометрическую терминологию, описывать свойства фигур;
изображать геометрические фигуры и конфигурации с помощью чертёжных инструментов и от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге;
измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов, строить отрезки заданной длины и углы заданной величины;
выполнять простейшие умозаключения, опираясь на знание свойств геометрических фигур, на основе классификаций углов, треугольников, четырёхугольников;
вычислять периметры многоугольников, площади прямоугольников, объёмы параллелепипедов;
применять полученные знания в реальных ситуациях.
Ученик получит возможность:
исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, в том числе компьютерное моделирование и эксперимент;
конструировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и т. д.;
определять вид простейших сечений пространственных фигур, получаемых путём предметного или компьютерного моделирования.
3. Содержание учебного курса
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление на цело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач.
Измерение величин. Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач.
Делимость натуральных чисел. Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Обыкновенные дроби. Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач.
Итоговое повторение курса математики 5 класса
Обыкновенные дроби. Решение задач на движение по реке и совместную работу. Вычисление площади прямоугольник и объема прямоугольного параллелепипеда.
4. Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
КР
СР
1
Входная контрольная работа
1
1
2
Натуральные числа и нуль
36
2
6
3
Измерение величин
29
2
4
4
Делимость натуральных чисел
20
2
4
5
Обыкновенные дроби
63
4
10
6
Повторение пройденного материала
10
7
итоговая контрольная работа за 1 триместр
1
1
8
итоговая контрольная работа за 2 триместр
1
1
9
итоговая контрольная работа за год
1
1
Общее количество часов
162
14
24
5. Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения.
№п/п
Наименование
Программы
1
(ФГОС) авторская программа Никольского С.М. по математике - Сборник рабочих программ. 5—6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2016.
Учебники
2
«Математика 5». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. /С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2017.
Методические пособия
3
Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, - 7-е изд., 2017.
4
Потапов М.К., Шевкин А.В. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, - 6-е изд. 2017.
Рабочая тетрадь
5
Потапов М.К., Шевкин А.В. Рабочая тетрадь по математике для 5 класса. – М.: Просвещение, - 6-е изд. 2017.
Интернет- ресурсы
6
http://school-collection.edu.ru−хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий;
7
http://www.math.ru−удивительный мир математики/Коллекция книг, видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека;
8
http://vischool.r2.ru–«Визуальная школа».Представлена информация об использовании визуальных дидактических материалов в учебном процессе, визуальные уроки, визуальные дидактические материалы;
9
http://sbiryukova.narod.ru–Краткая история математики: с древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия;
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование на 2019 -2020 уч.год
№ урока п/п
Плановые сроки прохождения
Фактическая дата
Название раздела, темы урока
Глава 1. Натуральные числа 46 уроков
1
03.09-07.09.19
Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с УМК. Ряд натуральных чисел
2
03.09.- 07.09.19.
Десятичная система записи натуральных чисел
3
03.09.- 07.09.19г.
Десятичная система записи натуральных чисел
4
03.09.- 07.09.19г.
Сравнение натуральных чисел
5
03.09.- 07.09.19г.
Сравнение натуральных чисел
6
10.09.-14.09.19
Сложение. Законы сложения
7
10.09.-14.09.19
Сложение. Законы сложения
8
10.09.-14.09.19
Сложение. Законы сложения
9
10.09.-14.09.19
Вычитание
10
10.09.-14.09.19
Вычитание
11
17.09.-21.09.19
Вычитание
12
17.09.-21.09.19
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
13
17.09.-21.09.19
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
14
17.09.-21.09.19
Умножение. Законы умножения
15
17.09.-21.09.19
Умножение. Законы умножения
16
24.09.-28.09.19
Умножение. Законы умножения
17
24.09.-28.09.19
Входная контрольная работа «Проверка уровня остаточных знаний на начало учебного года»
18
24.09.-28.09.19
Распределительный закон.
19
24.09.-28.09.19
Распределительный закон.
20
24.09.-28.09.19
Распределительный закон.
21
01.10.-05.10.19
Умножение и деление чисел столбиком
22
01.10.-05.10.19
Контрольная работа №1
Сложение и вычитание натуральных чисел
23
01.10.-05.10.19
Степень с натуральным показателем
24
01.10.-05.10.19
Степень с натуральным показателем
25
01.10.-05.10.19
Степень с натуральным показателем
26
15.10.-19.10.19
Деление нацело.
27
15.10.-19.10.19
Деление нацело.
28
15.10.-19.10.19
Деление нацело.
29
15.10.-19.10.19
Решение задач с помощью умножения и деления .
30
15.10.-19.10.19
Задачи «на части».
31
22.10.-26.10.19
Деление с остатком.
32
22.10.-26.10.19
Числовые выражения
33
22.10.-26.10.19
Числовые выражения
34
22.10.-26.10.19
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
35
22.10.-26.10.19
Обобщающий урок по теме "Натуральные числа и нуль"
36
29.10.-02.11.19
Контрольная работа №2
Умножение и деление натуральных чисел.
37
29.10.-02.11.19
Занимательные задачи
Глава 2. Измерение величин - 30 уроков
38
29.10.-02.11.19
Прямая. Луч. Отрезок.
39
29.10.-02.11.19
Прямая. Луч. Отрезок.
40
29.10.-02.11.19
Измерение отрезков
41
05.11.-09.11.19
Измерение отрезков
42
05.11.-09.11.19
Метрические единицы длины.
43
05.11.-09.11.19
Метрические единицы длины.
44
05.11.-09.11.19
Контрольная работа №3 Прямая. Отрезок. Измерение отрезков
45
12.11.-16.11.19
Представление натуральных чисел на координатном луче
46
12.11.-16.11.19
Представление натуральных чисел на координатном луче