Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 5 класс.»
Пояснительная записка к рабочей программе по математике 5 класс.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629; от 08 мая 2019 г. №233);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
Основная образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов Новошахтинской школы-интерната на 2019-2020 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5 класса. Реализуется на основе следующих документов: примерной Программы основного общего образования по математике в 5-6 классах, авторской программы к УМК Е. А. Бунимовича предметной линии учебников «Сферы» 5 – 6 классы, учебного плана ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната на 2019 – 2020 учебный год. В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе математики выделяются два этапа – 5-6 классы и 7-9 классы, у каждого из которых свои самостоятельные функции. В 5-6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», в 7-9 классах – два предмета «Алгебра» и «Геометрия». Курс 5-6 классов, с одной стороны, является непосредственным продолжением курса математики начальной школы, систематизирует, обобщает и развивает полученные там знания, с другой стороны, позволяет учащимся адаптироваться к новому уровню изучения предмета, создаёт необходимую основу, на которой будут базироваться систематические курсы 7-9 классов.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа (5 часов в неделю + 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений). Данный час используется на тщательный анализ контрольных работ, работу над ошибками и повторение по следующим темам:
Прямая. Части прямой. Длина линии. Длина ломаной. Длина кривой. Округление натуральных чисел. Правило округления числа.
Умножение и деление. Степень числа. Задачи на движение. Решение задач. Углы и многоугольники. Делимость суммы и произведения.
Деление с остатком. Прямоугольники. Треугольники и четырехугольники. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части. Задачи на совместную работу. Объём параллелепипеда. Многогранники. Диаграммы.
В соответствии с календарным тематическим графиком- 201 час.
Цели курса математика:
подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
развитие познавательной активности; формирование мыслительных операций, являющихся основой интеллектуальной деятельности; развитие логического мышления, алгоритмического мышления; формирование умения точно выразить мысль;
развитие интереса к математике, математических способностей;
формирование знаний и умений, необходимых для изучения курсов математики 7—9 классов, смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.
Задачи:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие,формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
систематическое развитие понятия числа;
выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики.
Планируемые результаты освоения программы (личностные, метапредметные, предметные ).
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
1) первоначальных представлений о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
Регулятивные
Учащийся научится:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Учащийся получит возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные
Учащийся научится:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
Учащийся получит возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные
Учащийся научится:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
Учащийся получит возможность научиться:
1) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
2) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
Учащийся научится:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
Учащийся получит возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание курса.
Повторение (4ч)
Линии (12 ч)
Линии на плоскости. Замкнутые и незамкнутые линии. Самопересекающиеся линии. Прямая, отрезок, луч. Ломаная. Длина отрезка, метрические единицы длины. Окружность. Построение конфигураций из прямой, ее частей, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.
Основные цели - развить представление о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, научить изображать прямую и окружность с помощью чертежных инструментов.
Натуральные числа (14 ч)
Десятичная система счисления. Римская нумерация как пример непозиционной системы счисления. Натуральный ряд. Изображение натуральных чисел точками на координатной прямой. Сравнение натуральных чисел. Округление натуральных чисел.
Решение комбинаторных задач перебором всех возможных вариантов.
Основная цель - систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах.
Действия с натуральными числами (25 ч)
Сложение натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению. Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие, обратное умножению. Возведение числа в степень с натуральным показателем. Вычисление значений числовых выражений; порядок действий. Решение задач арифметическим методом.
Основная цель - закрепить и развить навыки выполнения действий с натуральными числами.
4. Использование свойств действий при вычислениях (12 ч)
Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; преобразование сумм и произведений. Распределительное свойство умножения относительно сложения; вынесение общего множителя за скобки. Примеры рациональных вычислений. Решение задач арифметическим способом.
Основная цель - сформировать начальные навыки преобразования выражений.
Углы и многоугольники (11 ч)
Угол. Прямой, острый, тупой углы. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Ломаные и многоугольники. Выпуклые многоугольники. Периметр многоугольника.
Основные цели - познакомить с новой геометрической фигурой - углом, новым измерительным инструментом - транспортиром, развить измерительные умение, систематизировать представления о многоугольниках.
Делимость чисел (20 ч)
Делители и кратные числа; наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Делимость суммы и произведения. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком; разбиение натуральных чисел на классы по остаткам от деления.
Основная цель - познакомить учащихся с простейшими понятиями теории делимости.
Треугольники и четырехугольники (13 ч)
Треугольники и их виды. Прямоугольник, квадрат. Равенство фигур. Площадь прямоугольника, единицы площади.
Основные цели - познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам, свойствами прямоугольника и его диагоналей, научить строить прямоугольник на нелинованной бумаге, сформировать понятие равенства фигур, продолжить формирование метрических представлений.
Дроби (22 ч)
Представление о дроби как способе записи части величины. Правильные и неправильные дроби. Изображение дробей точками на координатной прямой. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Запись натурального числа в виде дроби.
Основные цели - сформировать у учащихся понятия дроби, познакомить с основным свойством дроби и применением его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби.
Действия с дробями (43 ч)
Сложение и вычитание дробей. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной и выделение целой части числа из неправильной дроби. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Решение задач арифметическим способом.
Основная цель - выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с обыкновенными дробями.
Основная цель - развить пространственные представления учащихся путем организации разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.
Таблицы и диаграммы (10 ч)
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы. Простейшие приемы сбора и представления информации.
Основная цель - сформировать умение извлекать информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
12.Повторение (2ч)
Основные цели: обобщение и систематизация полученных знаний.
График выполнения практической части программы.
№
п/п
Название раздела (блока)
Кол-во часов на изучение раздела (блока)
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
Контрольная работа.
Проверочная работа.
1.
Повторение
4 часа
04.09
2.
Линии
12 часов
18.09
3.
Натуральные числа
14 часов
03.10
4.
Действия с натуральными числами
25 часов
17.10
12.11
5.
Использование свойств действий при вычислениях
12 часов
26.11
6.
Углы и многоугольники
11 часов
06.12
7.
Делимость чисел
20 часов
19.12
8.
Треугольники и четырехугольники
13 часов
28.01
9.
Дроби
22 часа
20.02
10.
Действия с дробями
43 часа
13.03
21.04
11.
Многогранники
13 часов
08.05
12.
Таблицы и диаграммы
10 часов
20.05
Примерное календарно-тематическое планирование, 5 класс
Глава 1. Линии - 16 уроков. Основная цель. Развить представление о линиях на плоскости и пространственное воображение учащихся, научить изображать прямую и окружность с помощью чертёжных инструментов.
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
По плану
По факту
1 четверть – 48 часов.
1
Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел.
1
02.09
2
Повторение. Умножение и деление натуральных чисел.
1
03.09
3
Повторение Решение задач.
1
04.09
4
Диагностическая контрольная работа.
1
04.09
5
Анализ результатов и работа над ошибками.
Разнообразный мир линий.
1
05.09
6
Разнообразный мир линий. Внутренняя и внешняя область.
1
06.09
7
Прямая. Части прямой.
1
09.09
8
Прямая. Части прямой.
1
10.09
9
Ломаная.
1
11.09
10
Измерение отрезков. Длина линии.
1
11.09
11
Длина линии. Длина ломаной. Длина кривой.
1
12.09
12
Длина линии. Длина ломаной. Длина кривой.
1
13.09
13
Окружность и круг.
1
16.09
14
Радиус и диаметр
1
17.09
15
Контрольная работа по теме «Линии»
1
18.09
16
Анализ результатов и работа над ошибками.
1
18.09
Глава 2. Натуральные числа - 14 часов. Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах.
17
Как записывают и читают числа.
1
19.09
18
Как записывают и читают числа. Чтение и запись чисел в десятиной нумерации.
1
20.09
19
Натуральный ряд.
1
23.09
20
Сравнение чисел.
1
24.09
21
Координатная прямая.
1
25.09
22
Округление натуральных чисел. Как округляют числа.
1
25.09
23
Округление натуральных чисел. Правило округления числа.
1
26.09
24
Округление натуральных чисел. Правило округления числа.
1
27.09
25
Комбинаторные задачи
Решение комбинаторных задач.
1
30.09
26
Комбинаторные задачи. Решение комбинаторных задач.
1
01.10
27
Комбинаторные задачи. Решение комбинаторных задач.
1
02.10
28
Обзорный урок по теме.
1
02.10
29
Контрольная работа по теме «Натуральные числа»
1
03.10
30
Анализ результатов и работа над ошибками.
04.10
Глава 3. Действия с натуральными числами – 25 часов. Основная цель – закрепить и развить навыки выполнения действий с
натуральными числами.
31
Сложение и вычитание.
1
07.10
32
Связь сложения и вычитания.
1
08.10
33
Сложение и вычитание.
1
09.10
34
Умножение и деление.
1
09.10
35
Умножение и деление.
1
10.10
36
Умножение и деление.
1
11.10
37
Связь умножения и деления
1
14.10
38
Умножение и деление.
1
15.10
39
Порядок действий в вычислениях.
1
16.10
40
Запись выражений. вычисление значений выражений
1
16.10
41
Контрольная работа по теме «Действия с натуральными числами»
1
17.10
42
Анализ результатов и работа над ошибками.
Порядок действий в вычислениях. Составление выражений и вычисление их значений.
1
18.10
43
Порядок действий в вычислениях. Составление выражений и вычисление их значений.
1
21.10
44
Порядок действий в вычислениях.
1
22.10
45
Степень числа.
1
23.10
46
Степень числа. Степени числа 10.
1
23.10
47
Обобщающий урок по теме «Степень числа».
1
24.10
48
Обобщающий урок по теме «Степень числа».
1
25.10
2 четверть – 47 часов.
49
Задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.
1
05.11
50
Задачи на движение.
1
06.11
51
Задачи на движение.
1
06.11
52
Задачи на движение по реке.
1
07.11
53
Обзорный урок по теме.
1
08.11
54
Обзорный урок по теме.
1
11.11
55
Проверочная работа по теме «Задачи на движение»
1
12.11
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях – 12 уроков. Основная цель – расширить представление учащихся о
Контрольная работа по теме: «Использование свойств действий при вычислениях»
1
26.11
Глава 5. Углы и многоугольники – 11 уроков. Основная цель – познакомить с новой геометрической фигурой – углом, новым
измерительным инструментом – транспортиром, развивать измерительные умения, систематизировать представления о многоугольниках.
68
Анализ результатов и работа над ошибками.
Как обозначаются и сравниваются углы.
1
27.11
69
Как обозначаются и сравниваются углы.
1
27.11
70
Измерение углов.
1
28.11
71
Измерение углов.
1
29.11
72
Измерение углов.
1
02.12
73
Многоугольники.
1
03.12
74
Многоугольники.
1
04.12
75
Обзорный урок по теме.
1
04.12
76
Обзорный урок по теме.
1
05.12
77
Контрольная работа по теме: «Углы и многоугольники»
1
06.12
78
Анализ результатов и работа над ошибками.
1
09.12
Глава 6. Делимость чисел – 20 уроков. Основная цель – познакомить учащихся с простейшими понятиями теории.
79
Делители и кратные.
1
10.12
80
Делители и кратные.
1
11.12
81
Делители и кратные.
1
11.12
82
Простые и составные числа.
1
12.12
83
Простые и составные числа.
1
13.12
84
Простые и составные числа.
1
16.12
85
Делимость суммы и произведения.
1
17.12
86
Делимость суммы и произведения.
1
18.12
87
Делимость суммы и произведения.
1
18.12
88
Контрольная работа по теме «Делимость чисел»
1
19.12
89
Анализ результатов и работа над ошибками.
Признаки делимости.
1
20.12
90
Признаки делимости.
1
23.12
91
Признаки делимости.
1
24.12
92
Деление с остатком.
1
25.12
93
Деление с остатком.
1
25.12
94-95
Деление с остатком. Повторение изученного.
2
26,27.12
3 четверть – 60 часов.
96-
97
Деление с остатком
2
09,10.01
98
Обзорный урок по теме.
1
13.01
Глава 7. Треугольники и четырёхугольники – 13 часов. Основная цель – познакомить учащихся с классификацией треугольников по
сторонам и углам, свойствами прямоугольника и его диагоналей, научить строить прямоугольник на нелинованной бумаге.
99
Треугольники и их виды.
1
14.01
100
Треугольники и их виды.
1
15.01
101
Прямоугольники.
1
15.01
102
Прямоугольники.
1
16.01
103
Прямоугольники.
1
17.01
104
Равенство фигур.
1
20.01
105
Равенство фигур.
1
21.01
106
Площадь прямоугольника.
1
22.01
107
Площадь прямоугольника.
1
22.01
108
Площадь прямоугольника.
1
23.01
109
Обзорный урок по теме.
1
24.01
110
Обзорный урок по теме.
1
27.01
111
Контрольная работа по теме: «Треугольники и четырехугольники»
1
28.01
Глава 8. Дроби – 22 урока. Основная цель – сформировать у учащихся понятие дроби.
112
Анализ результатов и работа над ошибками.
Доли и дроби.
1
29.01
113
Доли и дроби.
1
29.01
114
Доли и дроби.
1
30.01
115
Доли и дроби.
1
31.01
116
Доли и дроби.
1
03.02
117
Доли и дроби.
1
04.02
118
Основное свойство дроби.
1
05.02
119
Основное свойство дроби.
1
05.02
120
Основное свойство дроби.
1
06.02
121
Основное свойство дроби.
1
07.02
122
Основное свойство дроби.
1
10.02
123
Основное свойство дроби.
1
11.02
124
Сравнение дробей.
1
12.02
125
Сравнение дробей.
1
12.02
126
Сравнение дробей.
1
13.02
127
Сравнение дробей.
1
14.02
128
Сравнение дробей.
1
17.02
129
Натуральные числа и дроби.
1
18.02
130
Натуральные числа и дроби.
1
19.02
131
Обзорный урок по теме.
1
19.02
132
Контрольная работа по теме «Дроби»
1
20.02
133
Анализ результатов и работа над ошибками.
21.02
Глава 9. Действия с дробями – 43 урока. Основная цель – выработать прочные навыки выполнения арифметических действий с
обыкновенными дробями.
134
Сложение и вычитание дробей.
1
25.02
135
Сложение и вычитание дробей.
1
26.02
136
Сложение и вычитание дробей.
1
26.02
137
Сложение и вычитание дробей.
1
27.02
138
Сложение и вычитание дробей.
1
28.02
139
Сложение и вычитание дробей.
1
02.03
140
Сложение и вычитание дробей.
1
03.03
141
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
04.03
142
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
04.03
143
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
05.03
144
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
06.03
145
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
10.03
146
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
11.03
147
Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание дробей»
1
11.03
148
Обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание дробей»
1
12.03
149
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание дробей»
1
13.03
150
Анализ результатов и работа над ошибками.
1
16.03
151
Умножение дробей.
1
17.03
152
Умножение дробей.
1
18.03
153
Умножение дробей.
1
18.03
154
Умножение дробей.
1
19.03
155
Умножение дробей.
1
20.03
4 четверть – 46 часов.
156
Деление дробей.
1
30.03
157
Деление дробей.
1
31.03
158
Деление дробей.
1
01.04
159
Деление дробей.
1
01.04
160
Деление дробей.
1
02.04
161
Деление дробей.
1
03.04
162
Деление дробей.
1
06.04
163
Нахождение части целого и целого по его части.
1
07.04
164
Нахождение части целого и целого по его части.
1
08.04
165
Нахождение части целого и целого по его части.
1
08.04
166
Нахождение части целого и целого по его части.
1
09.04
167
Нахождение части целого и целого по его части.
1
10.04
168
Нахождение части целого и целого по его части.
1
13.04
169
Задачи на совместную работу.
1
14.04
170
Задачи на совместную работу.
1
15.04
171
Задачи на совместную работу.
1
15.04
172
Задачи на совместную работу.
1
16.04
173
Задачи на совместную работу.
1
17.04
174
Обзорный урок по теме.
1
20.04
175
Промежуточная аттестация
1
21.04
176
Анализ результатов и работа над ошибками.
1
22.04
Глава 10. Многогранники - 13 уроков. Основная цель – развивать пространственные представления учащихся путём организации
разнообразной деятельности с моделями многогранников и их изображениями.
177
Геометрические тела и их изображения.
1
22.04
178
Геометрические тела и их изображения.
1
23.04
179
Параллелепипед и пирамида.
1
24.04
180
Параллелепипед и пирамида.
1
27.04
181
Параллелепипед и пирамида.
1
28.04
182
Объём параллелепипеда.
1
29.04
183
Объём параллелепипеда.
1
29.04
184
Объём параллелепипеда.
1
30.04
185
Развёртки.
1
06.05
186
Развёртки.
1
06.05
187
Обзорный урок по теме.
1
07.05
188
Контрольная работа по теме «Многогранники»
1
08.05
189
Анализ результатов и работа над ошибками.
1
11.05
Глава 11. Таблицы и диаграммы – 12 уроков. Основная цель – сформировать умение извлекать информацию из несложных таблиц и
столбчатых диаграмм.
190
Чтение и составление таблиц.
1
12.05
191
Чтение и составление таблиц.
1
13.05
192
Чтение и составление таблиц.
1
13.05
193
Диаграммы.
1
14.05
194
Диаграммы.
1
15.05
195
Диаграммы.
1
18.05
196
Опрос общественного мнения.
1
19.05
197
Обзорный урок по теме.
1
20.05
198
Контрольная работа по теме «Таблицы и диаграммы»
1
20.05
199
Анализ результатов и работа над ошибками.
1
21.05
200
Итоговое повторение и закрепление
1
22.05
201
Итоговое повторение и закрепление
1
25.05
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА МАТЕМАТИКИ
В 5-6 КЛАССАХ
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Программа регламентирует объём материала, обязательного для изучения в основной школе, а также даёт его распределением между 5 и 6 классами.
В данной программе курс 5-6 классов представлен как арифметико-геометрический с включением элементов алгебры. Кроме того, к нему отнесено начало изучения вероятно-статистической линии, а также элементов раздела «Логика и множества», возможность чего предусмотрена Примерной программой по математике для 5-9 классов.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения математики и смежных предметов, способствует развитию логического мышления учащихся, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. При изучении арифметики формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел. Параллельно на доступном для учащихся данного возраста уровне в курсе представлена научная идея – расширение понятия числа.
В задачи изучения раздела «Геометрия» входит развитие геометрических представлений учащихся, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Этот этап изучения геометрии осуществляется на наглядно-практическом уровне, при этом большая роль отводится опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и базовыми конфигурациями, овладевают некоторыми приёмами построения, открывают их свойства, применяют эти свойства при решении задач конструктивного и вычислительного характера.
Изучение раздела «Алгебра» в основной школе предполагает, прежде всего, овладение формальным аппарата буквенного исчисления. Этот материал более высокого, нежели арифметика уровня абстракции. Его изучение решает целый ряд задач методологического, мировоззренческого, личностного характера, но и в то же время требует определённого уровня интеллектуального развития. Поэтому в курсе 5-6 классов представлены только начальные, базовые алгебраические понятия, и они играют роль своего рода мостика между арифметикой и алгеброй, назначение которого можно образно описать так: от чисел к буквам.
Изучение раздела «Вероятность и статистика» вносит существенный вклад в осознание учащимися прикладного и практического значения математики. В задачи его изучения входит формирование умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятный характер многих реальных зависимостей, оценивать вероятность наступления события. Для курса 5-6 классов выделены следующие вопросы: формирование умений работать с информацией, представленной в форме таблиц и диаграмм, первоначальных знаний о приёмах сбора представления информации, первое знакомство с комбинаторикой, решение комбинаторных задач.
Введение в курс элементарных теоретико-множественных понятий и соответствующей символики способствует обогащению математического языка школьников, формированию умения точно и сжато формулировать математические предложения, помогает обобщению и систематизации знаний.
В содержание основного общего образования, предусмотренного Примерными программами по математике для 5-9 классов, включён также раздел «Математика в историческом развитии». Его элементы представлены и в содержании курса 5-6 классов. Назначение этого материала состоит в создании гуманитарного, культурно-исторического фона при рассмотрении проблематики основного содержания.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений./ Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. — М.: Просвещение, 2015.
Электронное приложение к учебнику. — М. : Просвещение, 2015.
Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь- тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. — М. : Просвещение, 2015
Бунимович Е.А.. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. — М. : Просвещение, 2015
Сафонова Н.В. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь- экзаменатор. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2015.
Кузнецова Л.В. Математика. Поурочное тематическое планирование 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. — М.: Просвещение, 2014
Технические средства обучения:
мультимедийный компьютер;
мультимедиапроектор;
интерактивная доска.
Информационные средства:
коллекция медиаресурсов;
Интернет.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если: - работа выполнена полностью; - в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; - в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях: - работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); - допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если: - допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: - допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; - изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; - правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; - продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; - возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа; - допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; - допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание 7 вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала; - имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; - ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; - при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии ошибок
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка тестов
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 50% -62% правильных ответов из общегоколичества вопросов.
Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 62% - 75%правильных ответов.
Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 75%правильных ответов.